Тема урока? Сформулируйте цель урока.
«Покопаемся в памяти»
1. Какие классы мы изучили?
2. Общая формула алканов?
3. Виды гибридизации атомов углерода?
4. Особенности строения алканов
5. Особенности строения алкенов
«Покопаемся в памяти»
1.Алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены
2. СnH2n+2
3. sp 3 , sp 2 , sp
4. Одинарная сигма-связь, тетраэдр, sp 3
5. Одна двойная связь, сигма и пи – связи, плоскостное, sp 2
Узнай вещество по описанию:
а) Газ, легче воздуха, без запаха, не растворим в воде, приводит к авариям на шахтах, есть почти у каждого дома.
б) Густая белая масса, обесцвечивает раствор бромной воды, после высушивания на солнце становится эластичным веществом, имеет отношение к резине.
в) Газ без запаха. Ненасыщенное вещество, используется для производства распространенного материала, который не разрушается в природе почти 200 лет, используется для быстрого созревания овощей и фруктов.
Инструктивная карта
1. Понятие о непредельных углеводородах.
2. Строение алкинов.
3. Гомологический ряд, номенклатура алкинов.
4. Изомерия .
Понятие об алкинах
- Алкины – углеводороды, содержащие в молекуле одну тройную связь между атомами углерода, а качественный и количественный состав выражается общей формулой
С n Н 2n - 2 , где n ≥ 2 .
- Алкины относятся к непредельным углеводородам, так как их молекулы содержат меньшее число атомов водорода, чем насыщенные.
Характеристика тройной связи
- Вид гибридизации – sp
- Валентный угол – 180
- Длина связи С = С – 0,12 нм
- Строение ─ линейное
- Вид связи – ковалентная полярная
- По типу перекрывания – δ и 2 π
Схема образования sp -гибридных орбиталей
Гомологический ряд алк ин ов
Эт ин
Проп ин
Бут ин
Пент ин
Гекс ин
Гепт ин
C 2 H 2
C 3 H 4
C 4 H 6
C 5 H 8
C 6 H 10
C 7 H 12
Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: С 4 Н 8 , С 4 Н 6 , СН 4 , С 2 Н 2 , С 5 Н 12 , С 3 Н 4 , СН 2 , С 2 Н 4 , С 8 Н 16 , С 6 Н 10 .
Из предложенных фрагментов восстанови алгоритм составления формул алкинов, расставив их в логической последовательности А) Названия алкинов по молекулярной формуле образуются по правилу: суффикс, корень, ин, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, + Б) Названия алкинов по структурной формуле образуются следующим образом: номер атома углерода, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, ин +, + суффикс, корень, при котором стоит тройная связь
Найти ошибки в названии веществ СН ≡ С – СН 2 – СН 3 бутин-3 СН 3 – С ≡ С – СН(СН 3 ) – СН 2 – СН 3 3-метилгексен-4
Изомерия алкинов
Структурная изомерия
1. Изомерия положения тройной связи (начиная с С 4 Н 6 ):
СН С СН 2 СН 3 СН 3 С С СН 3
бутин-1 бутин-2
2. Изомерия углеродного скелета (начиная с С 5 Н 8 ):
СН С СН 2 СН 2 СН 3 СН С СН СН 3
СН 3
пентин-1 3-метилбутин-1
3. Межклассовая изомерия с алкадиенами и циклоалкенами, (начиная с С 4 Н 8 ):
СН = СН
СН С–СН 2 –СН 3 СН 2 =СН–СН=СН 2
СН 2 –СН 2
бутин-1 бутадиен-1,3 циклобутен
Составить таблицу по видам изомерии алканов, алкенов. Найти сходство и отличие.
Виды изомерии
алканы
алкены
алкины
1. Первый представитель алкинов.
2. Родовой суффикс
3. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле ацетилена
4. Форма алкинов в пространстве
5. Виды изомерии алкинов
1. Этин, ацетилен.
2. ин
3. sp - гибридизация
4. линейная
5. структурная: УЦ, межклассовая, положения кратной связи, положения заместителей
Домашнее задание
Выполните задание на выбор.
1. Прочитать п.33, выполнить упр.5,6 с. 185.
2. Составить вопросы, прогнозирующие свойства алкинов на основании полученных данных о строении. Записать вопросы в тетради.
3* Творческое задание.
- История открытия ацетилена
- Подготовить сообщение о карбидной лампе.
«Диаманта» (работа с понятиями противоположными по смыслу)
1 строка – понятие
2 строка – свойства (2 прилагательных)
3 строка – свойства (3 глагола)
4 строка – общее для понятий
5 строка – свойства (2 прилагательных противоположных)
6 строка – свойства (3 глагола противоположных)
7 – противоположное понятие
Алкины
Непредельные, неустойчивые
Присоединяют, имеют тройную связь, находятся в sp-гибридизации
Органические вещества
Предельные устойчивые
Замещают, имеют одинарную связь, находятся в sp 3 -гибридизации
Алканы
- В начале урока я планировал(а) изучить
- У меня получилось
- Я научился(ась)
- У меня не получилось
- Дома мне надо поработать над
- Свою деятельность на уроке я оценил на «2»; «3»; «4»; «5».
- 1. Ацетилен был открыт Г. Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов
- 2. В 1860 г. М. Бертло синтезировал ацетилен из простых веществ, пропуская водород через электрическую дугу между угольными электродами.
- 3. В 1862 г. Ф. Велер получил ацетилен из карбида кальция, действуя на него водой
- 4. Объясните способ дегидрогалогенирования алканов