СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Ацетилен"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

прзентация у методической разработке к уроку "Ацетилен" для 10 класса, профильный уровень

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Ацетилен"»

Тема урока?   Сформулируйте цель урока.

Тема урока? Сформулируйте цель урока.

«Покопаемся в памяти» 1. Какие классы мы изучили? 2. Общая формула алканов? 3. Виды гибридизации атомов углерода? 4. Особенности строения алканов 5. Особенности строения алкенов

«Покопаемся в памяти»

1. Какие классы мы изучили?

2. Общая формула алканов?

3. Виды гибридизации атомов углерода?

4. Особенности строения алканов

5. Особенности строения алкенов

«Покопаемся в памяти» 1.Алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены 2. СnH2n+2 3. sp 3 , sp 2 , sp 4. Одинарная сигма-связь, тетраэдр, sp 3 5. Одна двойная связь, сигма и пи – связи, плоскостное, sp 2

«Покопаемся в памяти»

1.Алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены

2. СnH2n+2

3. sp 3 , sp 2 , sp

4. Одинарная сигма-связь, тетраэдр, sp 3

5. Одна двойная связь, сигма и пи – связи, плоскостное, sp 2

Узнай вещество по описанию: а) Газ, легче воздуха, без запаха, не растворим в воде, приводит к авариям на шахтах, есть почти у каждого дома. б) Густая белая масса, обесцвечивает раствор бромной воды, после высушивания на солнце становится эластичным веществом, имеет отношение к резине. в) Газ без запаха. Ненасыщенное вещество, используется для производства распространенного материала, который не разрушается в природе почти 200 лет, используется для быстрого созревания овощей и фруктов.

Узнай вещество по описанию:

а) Газ, легче воздуха, без запаха, не растворим в воде, приводит к авариям на шахтах, есть почти у каждого дома.

б) Густая белая масса, обесцвечивает раствор бромной воды, после высушивания на солнце становится эластичным веществом, имеет отношение к резине.

в) Газ без запаха. Ненасыщенное вещество, используется для производства распространенного материала, который не разрушается в природе почти 200 лет, используется для быстрого созревания овощей и фруктов.

Инструктивная карта 1. Понятие о непредельных углеводородах. 2. Строение алкинов. 3. Гомологический ряд, номенклатура алкинов. 4. Изомерия .

Инструктивная карта

1. Понятие о непредельных углеводородах.

2. Строение алкинов.

3. Гомологический ряд, номенклатура алкинов.

4. Изомерия .

Понятие об алкинах Алкины  – углеводороды, содержащие в молекуле одну тройную связь между атомами углерода, а качественный и количественный состав выражается общей формулой С n Н 2n - 2 , где n ≥ 2 .  Алкины относятся к непредельным углеводородам, так как их молекулы содержат меньшее число атомов водорода, чем насыщенные.

Понятие об алкинах

  • Алкины – углеводороды, содержащие в молекуле одну тройную связь между атомами углерода, а качественный и количественный состав выражается общей формулой

С n Н 2n - 2 , где n ≥ 2 .

  • Алкины относятся к непредельным углеводородам, так как их молекулы содержат меньшее число атомов водорода, чем насыщенные.
Характеристика тройной связи Вид гибридизации – sp Валентный угол –  180 Длина связи С = С – 0,12 нм Строение ─ линейное Вид связи – ковалентная полярная По типу перекрывания – δ и 2  π

Характеристика тройной связи

  • Вид гибридизации – sp
  • Валентный угол – 180
  • Длина связи С = С – 0,12 нм
  • Строение ─ линейное
  • Вид связи – ковалентная полярная
  • По типу перекрывания – δ и 2 π
Схема образования  sp -гибридных орбиталей

Схема образования sp -гибридных орбиталей

Гомологический ряд алк ин ов Эт ин   Проп ин Бут ин Пент ин Гекс ин Гепт ин  C 2 H 2  C 3 H 4  C 4 H 6  C 5 H 8  C 6 H 10  C 7 H 12

Гомологический ряд алк ин ов

Эт ин

Проп ин

Бут ин

Пент ин

Гекс ин

Гепт ин

C 2 H 2

C 3 H 4

C 4 H 6

C 5 H 8

C 6 H 10

C 7 H 12

  Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:     С 4 Н 8 , С 4 Н 6 , СН 4 , С 2 Н 2 , С 5 Н 12 , С 3 Н 4 , СН 2 , С 2 Н 4 , С 8 Н 16 , С 6 Н 10 . 

Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:  С 4 Н 8 , С 4 Н 6 , СН 4 , С 2 Н 2 , С 5 Н 12 , С 3 Н 4 , СН 2 , С 2 Н 4 , С 8 Н 16 , С 6 Н 10

Из предложенных фрагментов восстанови алгоритм составления формул алкинов, расставив их в логической последовательности   А) Названия алкинов  по молекулярной формуле  образуются по правилу:  суффикс, корень, ин, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, +   Б) Названия алкинов  по структурной формуле  образуются следующим образом:   номер атома углерода, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, ин +, + суффикс, корень, при котором стоит тройная связь

Из предложенных фрагментов восстанови алгоритм составления формул алкинов, расставив их в логической последовательности А) Названия алкинов  по молекулярной формуле  образуются по правилу: суффикс, корень, ин, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, + Б) Названия алкинов  по структурной формуле  образуются следующим образом:  номер атома углерода, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, ин +, + суффикс, корень, при котором стоит тройная связь

    Найти ошибки в названии веществ   СН ≡ С – СН 2 – СН 3 бутин-3   СН 3 – С ≡ С – СН(СН 3 ) – СН 2 – СН 3   3-метилгексен-4   

Найти ошибки в названии веществ СН ≡ С – СН 2 – СН 3 бутин-3 СН 3 – С ≡ С – СН(СН 3 ) – СН 2 – СН 3 3-метилгексен-4  

Изомерия алкинов Структурная изомерия  1. Изомерия положения тройной связи (начиная с С 4 Н 6 ): СН  С  СН 2  СН 3   СН 3  С  С  СН 3  бутин-1  бутин-2 2. Изомерия углеродного скелета (начиная с С 5 Н 8 ): СН  С  СН 2  СН 2  СН 3  СН  С  СН  СН 3    СН 3  пентин-1  3-метилбутин-1 3. Межклассовая изомерия с алкадиенами и циклоалкенами, (начиная с С 4 Н 8 ):  СН = СН СН  С–СН 2 –СН 3  СН 2 =СН–СН=СН 2       СН 2 –СН 2  бутин-1  бутадиен-1,3  циклобутен

Изомерия алкинов

Структурная изомерия

1. Изомерия положения тройной связи (начиная с С 4 Н 6 ):

СН С СН 2 СН 3 СН 3 С С СН 3

бутин-1 бутин-2

2. Изомерия углеродного скелета (начиная с С 5 Н 8 ):

СН С СН 2 СН 2 СН 3 СН С СН СН 3

СН 3

пентин-1 3-метилбутин-1

3. Межклассовая изомерия с алкадиенами и циклоалкенами, (начиная с С 4 Н 8 ):

СН = СН

СН С–СН 2 –СН 3 СН 2 =СН–СН=СН 2

СН 2 –СН 2

бутин-1 бутадиен-1,3 циклобутен

   Составить таблицу по видам изомерии алканов, алкенов. Найти сходство и отличие.         Виды изомерии алканы  алкены   алкины  

Составить таблицу по видам изомерии алканов, алкенов. Найти сходство и отличие. 

Виды изомерии

алканы

алкены

 

алкины

 

1. Первый представитель алкинов. 2. Родовой суффикс 3. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле ацетилена 4. Форма алкинов в пространстве 5. Виды изомерии алкинов

1. Первый представитель алкинов.

2. Родовой суффикс

3. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле ацетилена

4. Форма алкинов в пространстве

5. Виды изомерии алкинов

1. Этин, ацетилен. 2. ин 3. sp - гибридизация 4. линейная 5. структурная: УЦ, межклассовая, положения кратной связи, положения заместителей

1. Этин, ацетилен.

2. ин

3. sp - гибридизация

4. линейная

5. структурная: УЦ, межклассовая, положения кратной связи, положения заместителей

Домашнее задание Выполните задание на выбор. 1. Прочитать п.33, выполнить упр.5,6 с. 185. 2. Составить вопросы, прогнозирующие свойства алкинов на основании полученных данных о строении. Записать вопросы в тетради. 3* Творческое задание. История открытия ацетилена Подготовить сообщение о карбидной лампе.

Домашнее задание

Выполните задание на выбор.

1. Прочитать п.33, выполнить упр.5,6 с. 185.

2. Составить вопросы, прогнозирующие свойства алкинов на основании полученных данных о строении. Записать вопросы в тетради.

3* Творческое задание.

  • История открытия ацетилена
  • Подготовить сообщение о карбидной лампе.
«Диаманта»  (работа с понятиями противоположными по смыслу)    1 строка – понятие 2 строка – свойства (2 прилагательных) 3 строка – свойства (3 глагола) 4 строка – общее для понятий 5 строка – свойства (2 прилагательных противоположных) 6 строка – свойства (3 глагола противоположных) 7 – противоположное понятие

«Диаманта» (работа с понятиями противоположными по смыслу)

1 строка – понятие

2 строка – свойства (2 прилагательных)

3 строка – свойства (3 глагола)

4 строка – общее для понятий

5 строка – свойства (2 прилагательных противоположных)

6 строка – свойства (3 глагола противоположных)

7 – противоположное понятие

Алкины Непредельные, неустойчивые Присоединяют, имеют тройную связь, находятся в sp-гибридизации Органические вещества Предельные устойчивые Замещают, имеют одинарную связь, находятся в sp 3 -гибридизации Алканы

Алкины

Непредельные, неустойчивые

Присоединяют, имеют тройную связь, находятся в sp-гибридизации

Органические вещества

Предельные устойчивые

Замещают, имеют одинарную связь, находятся в sp 3 -гибридизации

Алканы

В начале урока я планировал(а) изучить У меня получилось Я научился(ась)  У меня не получилось Дома мне надо поработать над Свою деятельность на уроке я оценил на «2»; «3»; «4»; «5».
  • В начале урока я планировал(а) изучить
  • У меня получилось
  • Я научился(ась)
  • У меня не получилось
  • Дома мне надо поработать над
  • Свою деятельность на уроке я оценил на «2»; «3»; «4»; «5».

1. Ацетилен был открыт Г. Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов 2.   В 1860 г. М. Бертло синтезировал ацетилен из простых веществ, пропуская водород через электрическую дугу между угольными электродами. 3.  В 1862 г. Ф. Велер получил ацетилен из карбида кальция, действуя на него водой  4. Объясните способ дегидрогалогенирования алканов 
  • 1. Ацетилен был открыт Г. Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов
  • 2.   В 1860 г. М. Бертло синтезировал ацетилен из простых веществ, пропуская водород через электрическую дугу между угольными электродами.
  • 3.  В 1862 г. Ф. Велер получил ацетилен из карбида кальция, действуя на него водой
  • 4. Объясните способ дегидрогалогенирования алканов 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!