11 класс Алгебра и начала математического анализа Правило произведения
Автор презентации: Попов Дмитрий Сергеевич
Алгоритм работы с презентацией:
- Слайд 3 – ознакомьтесь, сделайте запись в тетради;
- Слайды 4 – 6 прочитайте сведения о комбинаторике;
- Слайд 7 – рассмотрите решение задачи 1 схематическим способом.
- Слайд 8 – перепишите в тетрадь правило произведения.
- Слайд 9 – рассмотрите решение задачи 1 с помощью применения правила произведения.
- Слайд 10 – рассмотрите решение задачи 2.
- Слайды 11 – 13 – решите самостоятельно задачи.
- Слайд 14 – выполнить домашнее задание.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела алгебры «Комбинаторика». В курсе алгебры основной школы вы уже решали элементарные комбинаторные задачи, связанные с составлением различных соединений (комбинаций) из имеющихся элементов. Откройте тетради, запишите дату и тему урока:
7 февраля Дистанционное обучение
Правило умножения
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Термин "комбинаторика" был введён в математический обиход знаменитым Лейбницем. Готфрид Вильгельм Лейбниц - всемирно известный немецкий учёный, занимался философией, математикой, физикой, организовал Берлинскую академию наук и стал её первым президентом. В 1666 году Лейбниц опубликовал "Рассуждения о комбинаторном искусстве". В своём сочинении Лейбниц, вводя специальные символы, термины для подмножеств и операций над ними находит все k -сочетания из n элементов выводит свойства сочетаний:
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1.07.1646 - 14.11.1716 )
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
В течение всей своей жизни Лейбниц многократно возвращался к идеям комбинаторного искусства. Мечтой Лейбница, оставшейся, увы, неосуществлённой, оставалось построение общей комбинаторной теории. Комбинаторике Лейбниц предрекал блестящее будущее, широкое применение. В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались выдающиеся математики. Так, Леонард Эйлер рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, о циклических расстановках, о построении магических и латинских квадратов. В 1713 году было опубликовано сочинение Я. Бернулли "Искусство предположений", в котором с достаточной полнотой были изложены известные к тому времени комбинаторные факты. "Искусство предположений" появилось после смерти автора и не было автором завершено.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
В работах Я. Бернулли и Лейбница тщательно изучены свойства сочетаний, размещений, перестановок . Перечисленные комбинаторные объекты относятся к основным комбинаторным конфигурациям .
Я. Бернулли
Задача 1
Витя купил трёх зайчиков: серого (с), белого (б) и рябого (р). Сколько существует различных способов посадить этих кроликов в 3 клетки, если в одной клетке может находиться только 1 кролик?
Вариант решения задачи №1 (схематический рисунок):
Это задание можно решить по-другому, используя закон умножения.
Если элемент A можно выбрать k способами и затем второй элемент B можно выбрать m различными способами, то пару элементов A и B можно выбрать k⋅m способами. Правило выполняется так же, если нужно выбирать по 1 элементу из трёх, четырёх и т. д. групп.
Правило произведения:
Задача 1 (продолжение)
Витя купил трёх зайчиков: серого (с), белого (б) и рябого (р). Сколько существует различных способов посадить этих кроликов в 3 клетки, если в одной клетке может находиться только 1 кролик?
Вариант решения задачи №2 (с использованием правила умножения):
Номер клетки
Количество способов
Клетка 1
3
Клетка 2
Клетка 3
2
1
В первую клетку можно посадить одного из 3 кроликов — 3 возможности.
Во вторую клетку можно посадить одного из 2 оставшихся кроликов — 2 возможности.
В третьей клетке остаётся последний кролик — 1 возможность.
Вместе 3 ⋅ 2 ⋅1 = 6 (возможностей).
Ответ: кроликов можно распределить по клеткам 6 способами.
При составлении схемы важен цвет каждого кролика, а если использовать закон умножения, то важно только количество кроликов и клеток.
Использование закона умножения упрощает и ускоряет решение задач.
Задача 2
Сколько различных двузначных чисел можно записать с помощью цифр 0, 1, 2, 3?
Решение:
В качестве первой цифра может быть выбрана любая из цифр 1, 2, 3. Второй цифрой может быть выбрана любая из четырёх данных цифр 0, 1, 2, 3 ,4. Согласно правилу произведения число всевозможных двузначных чисел, составленных с помощью предложенных цифр, равно 3 ⋅ 4 = 12.
Ответ: 12.
Задача 3 (решить самостоятельно)
На полке лежат 27 пар шорт. Дима для поездки на море выбирает из них 2 пары. Одну он наденет сразу, а другую возьмёт с собой. Определи, сколькими различными способами Дима может выбрать себе шорты.
Задача 4 (решить самостоятельно)
Дана корзина с конфетами разных видов. Из всех конфет 2 конфет «Красный мак», 7 конфет «Сердце Донбасса» и 4 конфеты «Белочка». Найди, сколькими способами можно выбрать 3 конфеты так, чтобы это были 1 «Красный мак», 1«Сердце Донбасса» и 1 «Белочка»?
Задача 5 (решить самостоятельно)
В магазине продаются синие, красные, жёлтые и коричневые рубашки размеров S, M, L, XL и XXL. Определи, сколько различных рубашек можно купить.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Изучить п. 60.
- Решить задачи: 1. Наташа хочет нарядиться на праздник подруги. В её шкатулке 7 цепочек, 5 колец и 8 браслетов. Сколькими способами она может выбрать цепочку, кольцо и браслет?
2. Ромео сорвал для Джульетты 13 роз, 17 лилий, 29 хризантем, 37 пионов. Сколько вариантов букета, состоящего из роз, лилий, хризантем и пионов, может составить Ромео?
3. Даны цифры 1;2;3;4;5;6;7;8;9. Найди, сколько различных трёхзначных телефонных номеров можно составить из этих цифр, если они не должны повторяться?
4. Вычисли, сколько различных четырёхзначных чисел, делящихся на 10, можно составить из цифр 0;1;2;3;4;5;6, если цифры могут повторяться?
5. У учеников 11 класса во вторник могут быть только следующие предметы: литература, геометрия, биология, физика, история и физическая культура. Определи, сколько существует вариантов поставить 6 различных уроков во вторник.
Успехов в выполнении домашнего задания!