Урок музыки
«Музыка - единственный всемирный язык,
его не надо переводить, на нём душа говорит
с душою».
Бертольд Ауэрбах , немецкий писатель
Задание
Вставьте в текст пропущенные слова :
- Я слышал об этом событии ___________
- Чтобы познакомиться с этим событием , нужно было изучать музыкальное произведение ________________________
- Создателем этой оперы является ________
Александр Порфирьевич Бородин 1833 – 1887
Великий русский композитор XIX века,
участник содружества русских композиторов
«Могучая кучка», профессор, академик химик.
Тема урока : « Русская эпическая опера Авторский замысел в опере А. П. Бородина « Князь Игорь »
Образ врага Мёртвыми усеяно костями, Далеко от крови почернев, Задымилось поле под ногами, И взошёл великими скорбями, На Руси кровавый тот посев… …И настала тяжкая година, Поглатила русичей чужбина… Времена довольства пошатнула, Возвестив о бедствии великом… А враги на Русь несутся тучей, И повсюду бедствие и горе… …И от края, братья, и до края Пали жёны русские рыдая. (« Слово о полку Игореве »)
II действие – половецкий стан Сюита
?
?
БАЛЕТНАЯ ГРУППА
+
ОПЕРНЫЙ ХОР
балетная
группа
?
оперный хор
?
?
Задание « Мы – композиторы » Какой будет интонация ?
спокойная
яркая
лёгкая
сказочная
агрессивная
гневная
чарующая
задушевная
ласковая
мечтательная
свирепая
сердитая
яростная
злобная
воинственная
игривая
лиричная
лиричная
напевная
безжалостная
жёсткая
бурная
жалобная
напряжённая
беззаботная
стремительная
изящная
светлая
победная
весёлая
звуковедение
мелодия
тембр
регистр
Выразительные средства музыки
динамика
темп
лад
ритм
интонация
Жанровая основа музыки
танцевальная
маршевая
песенная
Ритм
пунктирный
ровный
Звуковедение
Плавное Отрывистое
Ровное
Связное Отчётливое
(связующее)
Темп
Адажио (adagio) медленно,
спокойно
Анданте (andante) умеренный темп,
в характере шага
Аллегро (allegro) умеренно быстрый
Престо (presto) быстро
Престиссимо в высшей степени
(grestissimo) быстро
Динамика
pianissimo очень
тихо
fortissimo очень
piano тихо
dim
forte громко
mezzopiano умеренно
громко
тихо
diminuendo постепенно
cresc
mezzoforte умеренно
громко
затихая
Crescendo постепенно
усиливая
Лад
мажор
минор
Задание - послушайте музыку внимательно ; - обратите внимание на выразительные средства музыки ; - какими вы видите половцев в музыке ? - запишите в индивидуальных листах слушателя определения , характеризующие музыкальный образ половцев
«Половецкие пляски»
Мариинский театр Санкт-Петербурга Сцена «Половецкие пляски» (фрагмент)
Тема урока : « Русская эпическая опера Авторский замысел в опере А. П. Бородина « Князь Игорь »
Хор половецких девушек
Хор половецких девушек «Улетай на крыльях ветра»
Улет ай на крыльях ветр а
Ты в край родной, родн а я песня н а ша,
Туда, где мы теб я свободно пел и ,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом, негой воздух полон,
Там под говор моря дремлют горы в облаках.
Там так ярко – о солнце светит,
Родные горы светом заливая.
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных.