Урок
русского языка.
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли,
а не только памятью.
Л.Н.Толстой.
Двадцатое ноября. Классная работа.
Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
Л. Н. Толстой
Орфоэпическая разминка. Выпишите слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный слог.
бантЫ, жАлюзи, крАны, красИвее, клалА, сливОвый, бралА, тОрты, откупОрить, плодонОсить, нАчавшись, воврЕмя, согнУтый, исчЕрпав, диспАнсер.
ПРОВЕРИМ:
кр А ны, крас И вее, брал А , т О рты, исч Е рпав.
По количеству правильно выписанных слов поставьте оценку.
(если правильно выписаны все слова, поставьте «5», за каждое лишнее слово отнимите по баллу).
Расставим ударение:
бантЫ, жАлюзи, клалА, сливОвый, откупОрить, плодонОсить, нАчавшись, воврЕмя, согнУтый, диспАнсер.
бАнты
плодоносИть
жалюзИ
начАвшись
клАла
вОвремя
слИвовый
сОгнутый
откУпорить
диспансЕр
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1. Пр..встать, пр..милый
2. Под..брать, р..зослал
3. Ра..кидать, и..пугать
4. Пр..уныл, пр..рвать
5. Роз..грыш, дез..нформация
Тема урока.
Правописание приставок. Букв Ы-И после приставок.
Приставки.
без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-; изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-; со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.
в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па-; пере-; по-; под-; подо-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.
Первая группа.
Вторая группа.
без — бес-; вз- — вс-; воз- — вос-; из- — ис-; низ- — нис; раз- — рас-; роз- — рос-; через - черес-.
Буквы З, С на конце приставок.
Третья группа. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.
Четвёртая группа. Приставки РАЗ (РАС) – РОЗ (РОС).
р а списать – р О спись
р а здать - р О зданный
Буквы Ы и И после приставок.
Теория без практики — мертва,
практика без теории — слепа.
В. А Зубков.
Вставить пропущенные буквы, переписать слова в тетрадь, распределив их по колонкам.
Д..шел, пр..ехать, роз..грыш, во..вратить, пр..бытие, по..бил, дез..нформация, о..бирать, пер..бирать, ..делать, пр..брежный, пр..встать, контр..гра, о..толкнуть, и..жога, ни..вергнуть, и..печь, без..дейный, пр..обладать, спорт..нвентарь, и..толочь, ни..ходить, подытожить, исчезать, чересчур, по..делка, пр..ступник, в..гладить, ро..сказни, пр..образовать, пр..сильный.
Неизменяемые приставки
Приставки на З и С
Приставки ПРЕ и ПРИ
И и Ы после приставок
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Проверим…
Неизменяемые приставки
Приставки
Д о шел,
на З и С
Приставки
по д бил,
Во з в ратить, и з ж ога, ни з в ергнуть, и с п ечь, и с т олочь, ни с х одить, и с ч езать, чере с ч ур.
ПРЕ и ПРИ
И и Ы после приставок
о т бирать, пер е бирать, с делать, о т толкнуть, под делка, вы гладить.
пр и ехать, пр и бытие, пр и брежный, пр и встать, пр е обладать, пр е ступник, пр е образовать, пр е сильный.
ро з ы грыш, дез и нформация
контр и гра
без ы дейный, спорт и нвентарь, под ы тожить.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1. Пр..встать, пр..милый
2. Под..брать, р..зослал
3. Ра..кидать, и..пугать
4. Пр..уныл, пр..рвать
5. Роз..грыш, дез..нформация
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Ф. Петрарка.
Тестирование.
Проверим…
2 вариант
1 вариант
1 – 3
1 – 3
2 – 2
2 – 2
3 – 3
3 – 4
4 – 2
4 – 2
5 - 1
5 - 3
По количеству правильных ответов поставьте себе оценку.
Афоризмы дня.
1. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…». Л. Н. Толстой.
2. «Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания».
Л. Н. Толстой
3. «Теория без практики — мертва, практика без теории — слепа». В. Зубков
4. «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам». Франческо Петрарка.
Итоги:
Достигли вы цели, которую поставили в начале урока?
Домашнее задание:
29, 30, 31
а) упр.133;
б) составить словарный диктант на изученные правила (40 слов).