СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к открытому уроку по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях». 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных  предложениях». 11 класс

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях». 11 класс»

Урок  русского языка. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью.   Л.Н.Толстой.  

Урок

русского языка.

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено

усилиями своей мысли,

а не только памятью.

  Л.Н.Толстой.  

Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания. Л. Н. Толстой.

Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.

Л. Н. Толстой.

Орфоэпическая разминка.  1 вариант - выписать слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный слог.    2 вариант  - выписать слова, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный слог.  Ошибку исправьте. бантЫ, дефИс, жАлюзи, крАны, красИвее, клалА, сливОвый, бралА, тОрты, откупОрить, плодонОсить, вОвремя, исчЕрпав, диспАнсер.

Орфоэпическая разминка.

1 вариант - выписать слова, в которых верно выделена буква,

обозначающая ударный слог.

2 вариант - выписать слова, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный слог. Ошибку исправьте.

бантЫ, дефИс, жАлюзи, крАны, красИвее, клалА,

сливОвый, бралА, тОрты,

откупОрить, плодонОсить, вОвремя, исчЕрпав, диспАнсер.

ПРОВЕРИМ: 1 вариант: деф И с, кр А ны, крас И вее, брал А , т О рты, в О время, исч Е рпав. дефИс, крАны, красИвее, бралА, тОрты, исчЕрпав.  2 вариант: б А нты , жалюз И , сл И вовый, кл А ла, отк У порить, плодонос И ть, диспанс Е р. За каждый правильный ответ поставьте в лист самоконтроля 1 балл.  За каждое «лишнее слово» отнимите по 1 баллу.

ПРОВЕРИМ:

1 вариант: деф И с, кр А ны, крас И вее, брал А , т О рты, в О время, исч Е рпав.

  • дефИс, крАны, красИвее, бралА, тОрты, исчЕрпав.

2 вариант: б А нты , жалюз И , сл И вовый, кл А ла, отк У порить, плодонос И ть, диспанс Е р.

За каждый правильный ответ поставьте

в лист самоконтроля 1 балл.

За каждое «лишнее слово» отнимите по 1 баллу.

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан.  1)1,3 3)2,3,4  2)1,4 4)2,4  А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан. 1)1,3 3)2,3,4 2)1,4 4)2,4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.

1) 1,3,6 3) 1,4,6

2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
Пятое февраля.  Классная работа. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Пятое февраля. Классная работа.

Знаки препинания

в сложноподчиненных

предложениях.

Цель урока:  повторить, обобщить  и закрепить знания и умения по теме  «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».    Задачи урока :  1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме урока;    2. Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; 3. Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

Цель урока:

повторить, обобщить  и закрепить знания и умения по теме  «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».   

Задачи урока :

1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме урока;   

2. Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

3. Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то это же дело становится привычкой. Л. Н. Толстой

Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то это же дело становится привычкой.

Л. Н. Толстой

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан.  1)1,3 3)2,3,4  2)1,4 4)2,4  А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан. 1)1,3 3)2,3,4 2)1,4 4)2,4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.

1) 1,3,6 3) 1,4,6

2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
Проанализируйте данные предложения, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы. В своих пьесах Чехов создал образы людей  жизнь которых пришлась на переломный момент истории. 2. Странные видения какие бывают лишь в ночных кошмарах заполонили мой разум. 3. Мы не знали ни кто он ни откуда он взялся.

Проанализируйте данные предложения, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы.

  • В своих пьесах Чехов создал образы людей жизнь которых пришлась на переломный момент истории.

2. Странные видения какие бывают лишь в ночных кошмарах заполонили мой разум.

3. Мы не знали ни кто он ни откуда он взялся.

« Пунктуация в сложноподчиненном предложении ». Одна запятая Две запятые Отсутствие пунктуации  если находится внутри главного предложения. […, (которые..),…].  если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п. [ ] (не) что (…).   придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова.  перед союзом, если придаточное предложение следует за главным; […], (…). после придаточного, если оно предшествует главному; (…), […]. союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза. […так],что(…).

« Пунктуация в сложноподчиненном предложении ».

Одна запятая

Две запятые

Отсутствие

пунктуации

  • если находится внутри главного

предложения.

[…, (которые..),…].

  • если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п.

[ ] (не) что (…).

  • придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова.
  • перед союзом, если придаточное предложение следует за главным;

[…], (…).

  • после придаточного, если оно предшествует главному;

(…), […].

  • союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза.

[…так],что(…).

Проверим: 1. В своих пьесах Чехов создал образы людей , жизнь которых пришлась на переломный момент истории.  [ … сущ. ] ,  ( … которых… ) . 2. Странные видения, какие бывают лишь в ночных кошмарах, заполонили мой разум. […сущ., (какие…) , глагол…] . 3. Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. [… ] ( ни кто…) , ( ни …). 1 балл.  1 балл.  1 балл.  1 балл.  1 балл.  1 балл.

Проверим:

1. В своих пьесах Чехов создал образы людей ,

жизнь которых пришлась на переломный момент истории.

[ … сущ. ] , ( … которых… ) .

2. Странные видения, какие бывают лишь в ночных кошмарах, заполонили мой разум.

[…сущ., (какие…) , глагол…] .

3. Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся.

[… ] ( ни кто…) , ( ни …).

1 балл.

1 балл.

1 балл.

1 балл.

1 балл.

1 балл.

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?  Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан.  1)1,3 3)2,3,4  2)1,4 4)2,4  ОТВЕТ: 2 1 балл. А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые? Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан. 1)1,3 3)2,3,4 2)1,4 4)2,4

ОТВЕТ:

2

1 балл.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.

1) 1,3,6 3) 1,4,6

2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
Минутка психологической разгрузки.

Минутка

психологической разгрузки.

Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь! Л. Н. Толстой.

Труд, труд!

Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь!

Л. Н. Толстой.

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан.  1)1,3 3)2,3,4  2)1,4 4)2,4  ОТВЕТ: 2 1 балл. А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан. 1)1,3 3)2,3,4 2)1,4 4)2,4

ОТВЕТ:

2

1 балл.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.

1) 1,3,6 3) 1,4,6

2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
Проанализируйте схемы, сформулируйте правила постановки знаков препинания и распределите их по ячейкам таблицы. 1. [ … ], ( что, (если …), …) 2. [ … ], ( что, (когда …), ….).  [ … ], ( что (если …), то ….). [ … ], ( что (когда …), так ….).  3. [ … ], ( что, (хотя …), ….).  [ … ], ( что (хотя …), но ….). «Постановка запятой при сочетании союзов» Между союзами ставится запятая Между союзами не ставится запятая Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТАК, ТО, НО и др. Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТАК, ТО, НО и др.

Проанализируйте схемы, сформулируйте правила постановки знаков препинания и распределите их по ячейкам таблицы.

1. [ … ], ( что, (если …), …) 2. [ … ], ( что, (когда …), ….).

[ … ], ( что (если …), то ….). [ … ], ( что (когда …), так ….).

3. [ … ], ( что, (хотя …), ….).

[ … ], ( что (хотя …), но ….).

«Постановка запятой при сочетании союзов»

Между союзами ставится запятая

Между союзами не ставится запятая

Запятая ставится на стыке двух союзов,

если у второго союза нет продолжения в виде слов ТАК, ТО, НО и др.

Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТАК, ТО, НО и др.

1 вариант. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. 1. Он знал что  если ему будет трудно друзья обязательно помогут.  Он знал что если ему будет трудно то  друзья обязательно помогут. 2. Февраль был холодный и хотя жарко топили печь окна обледенели. Февраль был холодный и хотя жарко топили печь но  окна обледенели. 2 вариант. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Думал я что если не случится в этот час перемены то судье уток не стрелять этим утром. 2. Старик предупредил что, если погода не улучшится об охоте нечего и думать. 3. Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро. 4. Вы действительно согласны с тем что когда вас ударят по правой щеке то нужно подставить левую?

1 вариант.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1. Он знал что если ему будет трудно друзья обязательно помогут.

Он знал что если ему будет трудно то друзья обязательно помогут.

2. Февраль был холодный и хотя жарко топили печь окна обледенели.

Февраль был холодный и хотя жарко топили печь но окна обледенели.

2 вариант.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

  • Думал я что если не случится в этот час перемены то судье уток не стрелять этим утром.

2. Старик предупредил что, если погода не улучшится об охоте нечего и думать.

3. Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро.

4. Вы действительно согласны с тем что когда вас ударят по правой щеке то нужно подставить левую?

Самопроверка: 1 вариант. 1. Он знал, что , если ему будет трудно, друзья обязательно помогут. Он знал, что если ему будет трудно, то  друзья обязательно помогут. 2. Февраль был холодный, и, хотя жарко топили печь, окна обледенели. Февраль был холодный, и хотя жарко топили печь, но  окна обледенели.  2 вариант. 1. Думал я, что если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром. 2. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать. 3. Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. 4. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую?  Оцените себя: нет ошибок – 4 балла;  1 ошибка – 3 балла;  2 ошибки – 2 балла;  3 и более ошибок – 1 балл.

Самопроверка:

1 вариант.

1. Он знал, что , если ему будет трудно, друзья обязательно помогут.

Он знал, что если ему будет трудно, то друзья обязательно помогут.

2. Февраль был холодный, и, хотя жарко топили печь, окна обледенели.

Февраль был холодный, и хотя жарко топили печь, но окна обледенели.

2 вариант.

1. Думал я, что если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.

2. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

3. Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро.

4. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую?

Оцените себя: нет ошибок – 4 балла;

1 ошибка – 3 балла;

2 ошибки – 2 балла;

3 и более ошибок – 1 балл.

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан.  1)1,3 3)2,3,4  2)1,4 4)2,4  ОТВЕТ: 2 1 балл. А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6  1) 1,3,6 3) 1,4,6  2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6 ОТВЕТ: 3 1 балл.

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (5) мы любовались (4) представляла безбрежный зелёный океан. 1)1,3 3)2,3,4 2)1,4 4)2,4

ОТВЕТ:

2

1 балл.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.

1) 1,3,6 3) 1,4,6

2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6
  • 1) 1,3,6 3) 1,4,6 2) 1,2,3,6 4) 1,2,3,4,6

ОТВЕТ:

3

1 балл.

Достигли вы цели, которую поставили в начале урока?

Достигли вы цели, которую поставили в начале урока?

 Оцените свою работу на уроке;   суммируйте количество набранных баллов;   поставьте итоговую оценку. 22-24 балла – «5»; 18-21 балла – «4»; 12-17 баллов – «3»; 11 и меньше – «2».
  • Оцените свою работу на уроке;
  • суммируйте количество набранных баллов;
  • поставьте итоговую оценку.

22-24 балла – «5»; 18-21 балла – «4»; 12-17 баллов – «3»; 11 и меньше – «2».

Домашнее задание: Выучить правила. Составить 10 сложноподчиненных предложений на изучаемый материал об известных писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочными материалами по теме. Подготовиться к итоговому тестированию по теме «СПП».

Домашнее задание:

  • Выучить правила.
  • Составить 10 сложноподчиненных предложений на изучаемый материал об известных писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочными материалами по теме.
  • Подготовиться к итоговому тестированию по теме «СПП».
1. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…». 2. « Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания». 3.  «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то это же дело становится привычкой». 4. «Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь!» Л. Н. Толстой

1. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…».

2. « Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания».

3. «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то это же дело становится привычкой».

4. «Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь!»

Л. Н. Толстой

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.  Конфуций.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

Конфуций.

Выразите свои мысли и чувства в синквейне «Сложноподчиненные предложения».  1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что мы думаем о теме? Фраза из 4 слов. Может быть цитата, навеянная темой. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное-метафора. Итоговое слово.

Выразите свои мысли и чувства в синквейне «Сложноподчиненные предложения».

1-я строка. Кто? Что?

1 существительное.

2-я строка. Какой?

2 прилагательных.

3-я строка Что делает?

3 глагола.

4-я строка. Что мы думаем о теме?

Фраза из 4 слов. Может быть цитата, навеянная темой.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы).

1 существительное-метафора. Итоговое слово.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.  Конфуций

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

Конфуций


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!