"Ученость — это сладкий плод горького корня." Исократ
Урок – обобщение по теме "Неметаллы"
План урока:
- Повторение и заполнение таблицы
- Викторина
- Решение химических реакций
- Конкурс экологического плаката
- Эксперимент
- Подведение итогов
Конкурс №1
Конкурс №2
Химическая викторина
Вопросы для команды №1
1.Как расположены неметаллы в Периодической системе ХЭ Д.И. Менделеева.
2. О каком химическом элементе идет речь, какие его свойства упомянуты:
Газ! Газ! Скорей - неловкие движенья,
Напяливание масок в едкой мгле!
Один замешкался, давясь и спотыкаясь,
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зеленого тумана.
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только – вот он зашатался,
Рванулся и поник - бороться уж невмочь.
( Уилфред Оуэн)
3. Недостаток этого химического элемента приводит к заболеванию эндемическим зобом.
Вопросы для команды №2
1. Какой процесс описан в данной химической реакции:
6 СО 2 + 6 Н 2 О → С 6 Н 12 О 6 +6 О 2
Почему данная реакция имеет космическое значение.
2. Чем лечился аббат Фриа в романе А. Дюма «Граф Монте- Кристо».
3. Что такое «царская водка»? Что в ней можно растворить?
Вопросы для команды №3
1. Какое соединение находится в вулканических газах и постоянно образуется на дне Черного моря?
2. Какой химический элемент академик Ферсман назвал «Элемент жизни и мысли»?
3. Почему - то этот спирт есть в каждом спортзале и медпункте. Укажите формулу этого соединения.
Вопросы для команды №4
1.Какой химический элемент образует более трех миллионов соединений?
2.Главная составная часть воздуха?
3. Этот химический элемент самый распространенный во Вселенной.
Конкурс №3 Решить по схеме
Конкурс №4 Экологический плакат
Знаете ли вы ...
1) …алхимикам удалось получить серную кислоту еще в Х в. при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда и произошло историческое название купоросное масло.
Знаете ли вы ...
2) …самое обыкновенное средство тушения пожаров – вода – горит в струе фтора светло-фиолетовым пламенем;
Знаете ли вы ...
3) …алхимики называли серу «желчью бога Вулкана»;
Конкурс №5 Химический эксперимент
Провести качественные реакции по распознаванию катионов и анионов.
Провести качественные реакции по распознаванию катионов и анионов.
Провести качественные реакции по распознаванию катионов и анионов.
- 1 команда. С помощью реактивов отличить соли: хлорид натрия и бромид натрия.
- 2 команда. С помощью, каких реактивов распознать соли: нитрат серебра и нитрат натрия.
- 3 команда. С помощью, каких реактивов распознать хлорид натрия и хлорид бария.
- 4 команда. С помощью, каких реактивов распознать хлорид аммония и хлорид натрия.
Мыслительный эксперимент
Вопрос ребром. Формально фосфор не относят к химическому оружию. Но почему применение фосфорных бомб осуждается всеми международными организациями?
Рефлексия собственной деятельности
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Мне было сложно…
Домашнее задание
На оценку «4» - решить задачи:
- 1. Какова масса фосфорной кислоты, которую можно получить из 62г фосфата кальция, если ее практический выход составляет 85%?
- 2. При взаимодействии 10,7 г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция было получено 3,36 л аммиака (н.у.). Вычислите его практический выход в объемных долях.
На оценку «5».
- Составить, оформить и решить задачу на химические свойства кремния и оксида кремния, использую понятие «практический выход продукта реакции».