©Автор: Хомченко О.В., учитель физики МОУ Ишненской СОШ
Эпиграф
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.)
обобщение, повторение и систематизация знаний
по теме «Работа и мощность. Энергия».
1. Активизация учебно-познавательной деятельности при повторении.
2. Актуализация и систематизация знаний учащихся, закрепление ранее изученного материала.
3. Развитие логического мышления при построении стратегии игры.
4. Развитие коммуникативной компетентности на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию.
5. Расширение кругозора учащихся.
урок повторения и обобщения в форме ТВ-игры.
Игра состоит из трех раундов: 1 и 2 геймы и финал.
На каждый ход в 1-м и во 2-м геймах выходит по одному участнику от каждой команды. Категорию и «стоимость» вопроса выбирают вышедшие игроки по-очереди. Участники команд меняются поочередно. Повторно в раунде игрок выходит тогда, когда попытку сделали все остальные члены его команды.
При правильном ответе игрока, раньше всех поднявшего сигнальную карточку, его команда получает очки, равные «стоимости» вопроса. Если ответ неверный, то отвечает команда игрока (за половину «стоимости» вопроса). Если и в этом случае верный ответ не дан, возможность ответить получают другие команды (за 10 очков).
На обдумывание вопроса в первых двух раундах дается примерно 20-30 с, в третьем раунде – 1 мин. Кроме того, и в первом и во втором раундах в некоторых вопросах спрятана категория «Кот в мешке» - в этой категории скрывается неизвестная игрокам тема, вопрос и стоимость вопроса. При попадании на такой вопрос, игрок не отвечает в этом ходе, а передает вопрос любой другой команде. При правильном ответе игрока его команда получает очки, равные «стоимости» вопроса. Если ответ неверный, то очки с этой команды списываются, отвечает команда игрока, передавшего вопрос (получая половину его «стоимости»). Если и в этом случае верный ответ не дан, очки с этой команды списываются, а возможность ответить получают другие команды (за 20 очков). Если участник и остальные команды не дают правильный ответ, отвечает ведущий (учитель).
В третьем раунде (финале) игроки по-очереди исключают по одной категории до тех пор, пока не останется какая-либо одна. После чего каждая команда делает ставку. На вопрос письменно отвечают все команды после совместного обсуждения в течение 1 минуты. При правильном ответе команда получает очки-ставку.
40
Одни только числа
10
30
20
50
Азы науки
10
20
30
40
50
50
Фото-вопросы
10
20
30
40
Загадки
10
20
30
40
50
60
80
100
Великие имена
20
40
20
Приборы и оборудование
40
60
80
100
20
Задачки на смекалку
40
60
80
100
Определения
40
80
20
60
100
Азы наук
Великие имена
Задачки на смекалку
Приборы и оборудование
Одни только числа
Фото-вопросы
Определения
Загадки
1.1.1
Сколько цветов в радуге?
1.1.2
Чему равна скорость света в вакууме ?
1.1.3
Чему равен угол отражения света, если свет падает перпендикулярно зеркальной поверхности?
1.1.4
Девочка приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25 м / с. С какой скоростью она движется к своему изображению?
1.1.5
Каков диапазон длин волн видимого света?
1.2.1
Какое явление объясняет многообразие красок в природе?
1.2.2
В каких единицах измеряется электроёмкость конденсатора ?
1.2.3
При каком условии излучаются электромагнитные волны?
1.2.4
Назовите единицы измерения оптической силы линз?
1.2.5
Как называется явление отклонения волн от прямолинейного распространения?
1.3.1
Какое явление изображено на этих фотографиях?
1.3.2
Какое физическое явление объясняет радужную окраску мыльных пузырей?
1.3.3
На рисунке показано, как изменилось направление светового луча на границе раздела двух сред. Какая среда (1 или 2) является оптически более плотной?
1.3.4
На каком рисунке показан способ устранения близорукости при помощи линзы?
Рисунок 1
Рисунок 2
1.3.5
Что изображено на данном рисунке?
1.4.1
Поднялись врата – всему миру красота.
1.4.2
Придёт в дом –
Не выгонишь колом,
Пора придёт –
Сам уйдёт.
1.4.3
Языка нет, а правду скажет.
1.4.4
Ни жара, ни пепла, ни огня не имею, а многое прожигаю.
1.4.5
У тебя есть,
У меня есть,
У дуба – в поле,
У рыбы – в море.
2.1.1
Назовите учёного , который создал теорию электромагнитного поля и выдвинул идею электромагнитной природы света.
2.1.2
Учёный, который объяснил явления интерференции и дифракции света, высказал гипотезу о поперечности световых волн.
2.1.3
Немецкий физик, который экспериментально доказал существование электромагнитных волн и справедливость теории электромагнитного поля.
2.1.4
Древнегреческий учёный, который сформулировал закон прямолинейного распространения света и описал явление отражения света.
2.1.5
Родоначальник волновой теории света.
2.2.1
Назовите приборы и расскажите о их назначении.
2.2.2
Назовите прибор и расскажите о его назначении.
2.2.3
Назовите прибор и расскажите о его назначении.
2.2.4
Назовите прибор и расскажите о его назначении.
2.2.5
Назовите прибор и расскажите о его назначении.
2.3.1
Что в сундук не спрячешь?
2.3.2
Можно ли с помощью льда получить огонь?
2.3.3
Что, по мнению физиков-шутников, является самым «тёмным местом» в оптике?
2.3.4
Какой длины была свеча, если вначале сгорело 1 / 5 свечи, потом ещё 4 см, а осталось 8 см?
2.3.5
У некоторых из вас ЭТО есть. В своё время церковь запрещала верующим пользоваться ЭТИМ, т.к. считалось, что ЭТО искажает действительность. Назовите ЭТО, а также предмет составляющий ЭТОМУ серьёзную конкуренцию.
2.4.1
Число колебаний в единицу времени – это …
2.4.2
Простейшая система, где наблюдаются свободные электромагнитные колебания называется …
2.4.3
Физическая величина, обратно пропорциональная фокусу линзы.
2.4.4
Зависимость показателя преломления от частоты световой волны называется …
2.4.5
Физическая величина, которая показывает, во сколько раз скорость света в вакууме больше, чем в среде.
3.1
Финал
Свет – это электромагнитная волна. Звук – тоже волна. Является ли звук электромагнитной волной?
Финал
3.2
Назовите ученого, который написал «Трактат о свете», сформулировал волновую теорию света и открыл явление поляризации.
3.3
Финал
Угол падения равен 30 0 , угол между падающим лучом и преломлённым 140 0 . В какой среде луч распространяется вначале: в оптически более плотной или менее плотной?
3.4
Финал
Назовите прибор и его назначение.
3.5
Финал
Чему равна стандартная частота промышленного переменного тока?
3.6
Финал
Что изображено на фотографии?
3.7
Финал
Как называются световые волны одинаковой длины волны, имеющие постоянную во времени разность фаз?
3.8
Финал
Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь.