СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу по теме тркм

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация составлена по технологии тркм на двух языках: русском и крымскотатарском.Может  быть использована  на масер-классе,семинаре по теме Технология развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу по теме тркм»

Тенкъидий тюшюнювни шекиллендирюв технологиясы

Тенкъидий тюшюнювни шекиллендирюв технологиясы

1. Актуаллештирюв Бу методик системи учь басамакътан ибареттир:   2. Маналаштырув   3. Рефлексия

1. Актуаллештирюв

  • Бу методик системи учь басамакътан ибареттир:

2. Маналаштырув

3. Рефлексия

Актуаллештирюв ( вызов) Бу басамакъта талебелер мевзу боюнджа берильген малюматларны фааль суретте идракъ этелер. Бойлеликнен, олар озь бильгилерини тешкерелер.Энъ эсасы исе- талебелер озь бильгилерининъ севиесини бельгилейлер. Сонъ бу бильгилерге янъыларыны къошалар .

Актуаллештирюв ( вызов)

Бу басамакъта талебелер мевзу боюнджа берильген малюматларны фааль суретте идракъ этелер. Бойлеликнен, олар озь бильгилерини тешкерелер.Энъ эсасы исе- талебелер озь бильгилерининъ севиесини бельгилейлер. Сонъ бу бильгилерге янъыларыны къошалар .

Составление списка «известной информации»: - рассказ-предположение по ключевым словам; - графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т. д. -«Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Составление таблицы ЗХУ».

Составление списка «известной информации»:

- рассказ-предположение по ключевым словам;

- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т. д.

-«Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Составление таблицы ЗХУ».

«З» знаем «Х» хотим узнать Кто такие археологи «У» узнали Как работают археологи Как находят археологические памятники Что такое исторические источники Какие существуют виды исторических источников

«З» знаем

«Х» хотим узнать

Кто такие археологи

«У» узнали

Как работают археологи

Как находят археологические памятники

Что такое исторические источники

Какие существуют виды исторических источников

забота внимание понимание помощь Теплота сердец человечность добро милосердие сострадание

забота

внимание

понимание

помощь

Теплота сердец

человечность

добро

милосердие

сострадание

 Предлагается какая-либо цитата, афоризм, видеоролик  На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».  Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».

Предлагается какая-либо цитата, афоризм, видеоролик

На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».

Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».

В

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

5 кл. Тема: Древний Египет

  • В "Корзину идей" могут попасть: "Египет — государство в Африке", "Египтяне использовали иероглифы", "Царь в Египте назывался фараон", "Египтяне строили пирамиды" и т.д.
Мында талебе янъы малюматнен ве гъаенен къонуша. Бу къонушув окъув , икяени динълев, озьара тасиль шекилинде ола.

Мында талебе янъы малюматнен ве гъаенен къонуша. Бу къонушув окъув , икяени динълев, озьара тасиль шекилинде ола.

Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей ( прием ИНСЕРТ  ) «V» (то, что уже известно) знак «-» (то, что противоречит представлению) знак «+» (то, что является интересным и неожиданным) «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)  
  • Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей ( прием ИНСЕРТ  ) «V» (то, что уже известно) знак «-» (то, что противоречит представлению) знак «+» (то, что является интересным и неожиданным) «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)  
V Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию +  Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость  – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов  ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
  • V Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию
  • + Конкиста – завоевание
  • Колония – территория, потерявшая независимость
  • Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов
  • ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
RAFT-технология  Название представляет собой сокращение, где R  (роль, от имени кого будет представлено сообщение?) -  А  (аудитория, для кого?) -  F  (форма, в какой форме будет преподнесен материал сообщения?)-  T  (тема, о чем будет рассказано в сообщении?). Идея состоит в том, что учащийся выбирает для себя некую роль (историческая личность, ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли. Примеры: 1. 5 кл.- при изучении темы Др.Египет: фараон, вельможи, писцы и простой народ, 2. 6 класс. Тема: «Феодалы и крестьяне» Феодал (как господин); Феодал (как рыцарь); Управляющий; Крестьянин; Ученый; Путешественник.

RAFT-технология

Название представляет собой сокращение, где R  (роль, от имени кого будет представлено сообщение?) -  А  (аудитория, для кого?) -  F  (форма, в какой форме будет преподнесен материал сообщения?)-  T  (тема, о чем будет рассказано в сообщении?). Идея состоит в том, что учащийся выбирает для себя некую роль (историческая личность, ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.

Примеры: 1. 5 кл.- при изучении темы Др.Египет: фараон, вельможи, писцы и простой народ,

2. 6 класс. Тема: «Феодалы и крестьяне»

Феодал (как господин);

Феодал (как рыцарь);

Управляющий;

Крестьянин;

Ученый;

Путешественник.

Приём  ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно… Например, Урок истории в 8 классе по теме «Россия во второй половине 19 века». На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой. Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества. В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия проиграла Крымскую войну. Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.

Приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…

Например, Урок истории в 8 классе по теме «Россия во второй половине 19 века».

На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.

Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.

В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия проиграла Крымскую войну.

Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.

Прием «фишбоун» Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием «фишбоун»

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием «Фишбоун» Эпиграф «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» –проблема – голова, верхние косточки – понятия темы: мораль, нравственность, ценности, добро, зло; нижние косточки – суть понятий, добытая в процессе изучения темы; хвост – вывод урока Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Прием «Фишбоун» Эпиграф «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» –проблема – голова, верхние косточки – понятия темы: мораль, нравственность, ценности, добро, зло; нижние косточки – суть понятий, добытая в процессе изучения темы; хвост – вывод урока Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Прием “тонкие и толстые вопросы” . “Тонким” считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а “толстый” вопрос требует размышления и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с “тонких” вопросов, т.к. детям их легче придумывать. По истории это могут быть вопросы, ответом на которые могут быть слова “да”, “нет”, дата, имя, термины, географическое название, название предмета или явления. Например: Когда основан Рим? Как называется приспособление для поливки полей? На уроке обществознания при изучении темы «Познавательная деятельность человека»(10кл) “ тонкие” вопросы 1.Что такое знания? Кому принадлежат слова “Знание – сила”? “ толстые” вопросы 2. Разнообразны ли знания? 1.Какова роль знаний в жизни человека и человечества? Объясните, что обозначают слова Ф.Бэкона “Знание – сила”? 2. Насколько разнообразны знания? Какие виды знаний существуют?

Прием “тонкие и толстые вопросы” . “Тонким” считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а “толстый” вопрос требует размышления и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с “тонких” вопросов, т.к. детям их легче придумывать. По истории это могут быть вопросы, ответом на которые могут быть слова “да”, “нет”, дата, имя, термины, географическое название, название предмета или явления.

Например: Когда основан Рим? Как называется приспособление для поливки полей?

На уроке обществознания при изучении темы «Познавательная деятельность человека»(10кл)

тонкие” вопросы

1.Что такое знания? Кому принадлежат слова “Знание – сила”?

толстые” вопросы

2. Разнообразны ли знания?

1.Какова роль знаний в жизни человека и человечества? Объясните, что обозначают слова Ф.Бэкона “Знание – сила”?

2. Насколько разнообразны знания? Какие виды знаний существуют?

Бу басамакъта талебелер янъы алгъан малюматларнен озь бильгилерини топламагъа башлайлар. Мында талебелер озь фикирлерини айталар, алынгъан гъаелерни озь сёзлеринен ифаде этелер, талебелер озь фикирлеринен денъишелер. Булар эписи оларнынъ тиль байлыгъыны зенгинлештире. Учюнджи басамакънынъ эсас макъсады- акъылында тутмакъ ве анъламакътыр .

Бу басамакъта талебелер янъы алгъан малюматларнен озь бильгилерини топламагъа башлайлар. Мында талебелер озь фикирлерини айталар, алынгъан гъаелерни озь сёзлеринен ифаде этелер, талебелер озь фикирлеринен денъишелер. Булар эписи оларнынъ тиль байлыгъыны зенгинлештире. Учюнджи басамакънынъ эсас макъсады- акъылында тутмакъ ве анъламакътыр .

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

По теме “Единовластие Цезаря” ребята смогли составить такой синквейн: Цезарь Хитрый, умный Привлекает, завоёвывает, правит Стал могущественным диктатором Рима! Великий человек.

По теме “Единовластие Цезаря” ребята смогли составить такой синквейн:

Цезарь

Хитрый, умный

Привлекает, завоёвывает, правит

Стал могущественным диктатором Рима!

Великий человек.

 Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Диаманта «Шесть шляп мышления» ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
  • Диаманта
  • «Шесть шляп мышления»
  • ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»
  • ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
  • ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001 Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156 Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html

Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001

Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.

О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156

Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!