МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Автор проекта: обучающаяся 7 класса
Фоменкова Виктория Викторовна
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Никитина Е.А.
«Говорим правильно»
"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Так отчего же мы так часто говорим ошибочно на родном языке?
Орфоэпия - наука, занимающаяся нормами произношения.
Зв О нит или звон И т? т О рты или тортЫ?
догнал А или д О гнала?
ПРОБЛЕМА:
нормы ударения и образования форм слов литературного языка нарушаются людьми из-за незнания и непонимания важности правильности произношения слов.
Цель исследования: развивать потребность «говорить правильно», соблюдая нормы произношения.
Объект исследования: культура речи обучающихся школы, членов их семей, взрослых.
Гипотеза исследования:
уровень культуры речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение норм языка, прививать навык пользования словарями и чаще обращаться к художественным произведениям.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
1. От постановки ударения зависит смысл слова
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
2.Разноместность ударения
В эстонском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском - на предпоследний слог, во французском - на последний слог,
а в русском языке – на любом слоге!
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
3.Вариативность и подвижность ударения
1 .Вариативность:
может меняться с течением времени и иметь вариант:
раньше называли тв О рог, а теперь твор О г.
2.Подвижность:
Пон я ть –
п о нял –
понял а
Социологическое исследование (анкеты «Правильность речи» для обучающихся 5-10 классов)
Приняли участие
20 человек
(10 – ученики 5-7 классов,
6 – 8-10 классов, 4-взрослых).
Цели:
- выявить уровень грамотной речи;
Социологическое исследование «Правильное ударение»
Имена существительные
Имена прилагательные
б А нты, ш А рфы, ф О рзац, обесп Е чение, танц О вщица, догов О р, катал О г, кварт А л, в т У флях, с т О ртом, св Ё кла, жалюз И , водопров О д, мусоропров О д
Глаголы
сл И вовый, опт О вый, укра И нский, к У хонный, новорожд Ё нный, эксп Е ртный
началс Я , облегч И т, вруч И т, включ И т,
балов А ться, к А шлянуть, отдал А , прогнал А , дождал А сь, отк У порить
Практическая часть Результаты опроса обучающихся 5-10 классов «Правильное ударение»
Социологическое исследование «Правильные формы слов в родительном падеже»
Карточка задания (образец) для участников
Правильный вариант для проверки
Вставьте правильно окончания в словах.
В магазине мы купили 5 килограмм… ябло…, апельси…, две пары ботин…,туф…, сап…., вареж… , сок из виш… и абрикос… .
В магазине мы купили 5 килограммов яблок , апельсинов , две пары ботинок , туфель , сапог, варежек, сок из вишен и абрикосов .
Практическая часть Результаты опроса обучающихся 5-10 классов
Личный вклад в культуру грамотной речи «Создание карточек - запоминалок»
Отдельные образцы
звон И т крас И вее
Он звон И т, Быть куда красИвее
Они звон Я т. Поможет платье синее.
Очень встретится хотят. жалюз И
Любопытные вблизи!
Закрывайте жалюз И !
ш А рфы б А нты
Как у нашей Марфы Если есть в тебе таланты,
Есть в полоску ш А рфы! Завяжи на праздник б А нты
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
- В случае трудностей при постановке ударения или образования формы слова лучше обращаться к специальным словарям.
- Стихотворения классиков – это сокровищница норм произношения.
- Высокий уровень речевой
культуры – неотъемлемая часть
современного человека.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И.А. Бунин
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!