СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Особенности забайкальской диалектной речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для сопровождения исследовательской работы "Особенности забайкальской диалектной речи"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Особенности забайкальской диалектной речи"»

Матафонова Екатерина  5 класс МКОУ «Ильдиканская СОШ»  Балейский район

Матафонова Екатерина

5 класс

МКОУ «Ильдиканская СОШ»

Балейский район

 Тема исследования:  Особенности забайкальской диалектной речи

Тема исследования:

Особенности забайкальской диалектной речи

 Актуальность  Диалектная речь постепенно утрачивает многое из того, что было ей свойственно ещё несколько десятков лет назад .

Актуальность

Диалектная речь постепенно утрачивает многое из того, что было ей свойственно ещё несколько десятков лет назад .

 Проблема  Как не утратить до конца живую забайкальскую речь?

Проблема

Как не утратить до конца живую забайкальскую речь?

 Забайкальский говор  Забайкальский говор – главное отличие жителей Забайкалья от всех других жителей нашей страны, делающий речь забайкальцев уникальной и неповторимой

Забайкальский говор

Забайкальский говор – главное отличие жителей Забайкалья от всех других жителей нашей страны, делающий речь забайкальцев уникальной и неповторимой

 Цель исследования:  изучение происхождения и особенностей забайкальской диалектной речи.

Цель исследования:

изучение происхождения и особенностей забайкальской диалектной речи.

   основные  задачи исследования:   изучить, проанализировать и систематизировать теоретический материал; собрать и систематизировать языковой материал для составления словарика диалектных слов жителей села Нижний Ильдикан ; - провести анкетирование среди обучающихся школы.

основные задачи исследования:

  • изучить, проанализировать и систематизировать теоретический материал;
  • собрать и систематизировать языковой материал для составления словарика диалектных слов жителей села Нижний Ильдикан ;

- провести анкетирование среди обучающихся школы.

 Диалект – что это? Диалект  – совокупность слов, выражений, говоров, свойственных определённой местности. Для диалекта характерна только устная форма существования.

Диалект – что это?

Диалект – совокупность слов, выражений, говоров, свойственных определённой местности. Для диалекта характерна только устная форма существования.

 Анкетирование обучающихся  Вопросы 1.Употребляете ли вы в своей речи диалектные слова? 2.Знаете ли вы значение диалектных слов ? 3. Что вам известно об особенностях забайкальской диалектной речи ?

Анкетирование обучающихся

Вопросы

1.Употребляете ли вы в своей речи диалектные слова?

2.Знаете ли вы значение диалектных слов ?

3. Что вам известно об особенностях забайкальской диалектной речи ?

 Особый говор  Родина…  Ты начинаешься с вопроса:  -А вы откуда?  -Из Забайкалья?  -Боже мой! А это где?  И с говора особого. О, чудо! Я по нему Узнаю земляков везде!

Особый говор

Родина…

Ты начинаешься с вопроса:

-А вы откуда?

-Из Забайкалья?

-Боже мой! А это где?

И с говора особого. О, чудо! Я по нему

Узнаю земляков везде!

 Фонетический уровень  1. выпадение гласных в окончаниях глаголов : [читат] – читает; [думат] – думает; [ругат] – ругает. 2. отсечение гласных в окончаниях имён прилагательных: [красно] платье –красное платье; [толста] книга – толстая книга; [хороше] кино – хорошее кино.

Фонетический уровень

  • 1. выпадение гласных в окончаниях глаголов : [читат] – читает; [думат] – думает; [ругат] – ругает.
  • 2. отсечение гласных в окончаниях имён прилагательных: [красно] платье –красное платье; [толста] книга – толстая книга; [хороше] кино – хорошее кино.
 Фонетический уровень  3.наличие твёрдых долгих шипящих: [прашай] – прощай,  [ишо] – еще, [вешы] – вещи. 4.утрата согласного в конечных сочетаниях: [мос] – мост; [дас] – даст. 5. твёрдость конечного согласного: [сем] – семь; [восем] – восемь.

Фонетический уровень

  • 3.наличие твёрдых долгих шипящих: [прашай] – прощай, [ишо] – еще, [вешы] – вещи.
  • 4.утрата согласного в конечных сочетаниях: [мос] – мост; [дас] – даст.
  • 5. твёрдость конечного согласного: [сем] – семь; [восем] восемь.
Морфологический уровень 1. замена местоимённых форм: [  евошний]; [евонный] - его ; [еёшний]; [еённый] – её ; [ихний]; [ихий] – их . 2. широкое использование частиц – ка-; -та- : Ихний- та дом ближе. Ты куда побежал-та? Возьми тама-ка. Да он тута-ка 3. использование –ся- вместо –сь- : разделася; умылася; причесалася.

Морфологический уровень

  • 1. замена местоимённых форм: [ евошний]; [евонный] - его ; [еёшний]; [еённый] – её ; [ихний]; [ихий] – их .
  • 2. широкое использование частиц – ка-; -та- : Ихний- та дом ближе. Ты куда побежал-та? Возьми тама-ка. Да он тута-ка
  • 3. использование –ся- вместо –сь- : разделася; умылася;
  • причесалася.

 Синтаксический уровень  Употребление деепричастий в роли сказуемых: не емши; не спавши; не раздемши.

Синтаксический уровень

Употребление деепричастий в роли сказуемых: не емши; не спавши; не раздемши.

 Лексический уровень  Использование слов, отсутствующих в общероссийском языке: [каво] – что; [оттэдава] – оттуда; [откудава] – откуда.

Лексический уровень

Использование слов, отсутствующих в общероссийском языке: [каво] – что; [оттэдава] – оттуда; [откудава] – откуда.

 Растения  УРГУЙ, УРГУЙКИ - первые цветы, подснежники.  САРАНКИ - лилии

Растения

УРГУЙ, УРГУЙКИ - первые цветы, подснежники.

САРАНКИ - лилии

 Животные  БАРАКЧАН – годовалый телёнок ЖИМБУРА - суслик

Животные

БАРАКЧАН – годовалый телёнок

ЖИМБУРА - суслик

 Погодные явления  Морошно – пасмурно  Куржак - иней

Погодные явления

Морошно – пасмурно

Куржак - иней

 Обувь, одежда  Обутки – обувь  Гачи – нижняя часть брюк

Обувь, одежда

Обутки – обувь

Гачи – нижняя часть брюк

 Еда, кушанье  Тарочки – булочки с вареньем или творогом.  Толчонка – картофельное пюре

Еда, кушанье

Тарочки – булочки с вареньем или творогом.

Толчонка – картофельное пюре

 Орудия труда  Капарулька – приспособление для копки картофеля.  Литовка - коса

Орудия труда

Капарулька – приспособление для копки картофеля.

Литовка - коса

 Человек  Отхон, отхоныш – младший ребёнок в семье   Паря – обращение к лицам мужского пола

Человек

Отхон, отхоныш – младший ребёнок в семье

Паря – обращение к лицам мужского пола

 Действия человека  Чайвать – пить чай    Уросить - плакать

Действия человека

Чайвать – пить чай

Уросить - плакать

 Предметы быта   Вихотка – мочалка    Чеплашка - посуда

Предметы быта

Вихотка – мочалка

Чеплашка - посуда

Пространственно – временные понятия Утрось – утром Тута – ка - тут

Пространственно – временные понятия

Утрось – утром

Тута – ка - тут

Диалект необычен, красив, богат и своеобразен  1 « Да ты чо моя, захворала чо ли?»  2 «Иди моя маленька, я тя понежу»  3 «Ты куда голоуший-та, простынешь совсем»  4 «Кака же ты бравинька!»

Диалект необычен, красив, богат и своеобразен

1 « Да ты чо моя, захворала чо ли?»

2 «Иди моя маленька, я тя понежу»

3 «Ты куда голоуший-та, простынешь совсем»

4 «Кака же ты бравинька!»

 Выводы 1.Исследование и сохранение диалектной речи – это путь к сохранению культуры родного края. 2. Забайкальская диалектная речь имеет свои особенности и историю происхождения.

Выводы

1.Исследование и сохранение диалектной речи – это путь к сохранению культуры родного края.

2. Забайкальская диалектная речь имеет свои особенности и историю происхождения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!