Мордовский народный костюм
Мордовская народная одежда – наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.
Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха - панар туникообразного покроя без воротника.
Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. В середине, по-центральному шву оставлялись прореха для ворота, внизу спереди разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, некоторую пышность форм создавал пулай. Главным украшением панара, более распространенного типа рубахи, была ковровая, рельефная вышивка.
Для мокшанской группы был характерен многослойный костюм, состоящий из нечетного количества туникообразных рубах и недлинной распашной одежды. Подолы рубах, поднятые один над другим, открывали широкий многоярусный ряд вышивки. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки, до колена. Рубаха, подпо-ясанная на бедрах, образовывала большой напуск, благодаря которому силуэт костюма обретал мягкость, округлость форм.
Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.
Особенно богато украшался раковинами, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.
В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями — сэлге пулагай. бахромой из шерсти.
По бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной, зелёной или синей
5
5
В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт , килькшт , каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка.
5
5
Виды женских украшений
Грудукрашается также бусами, гайтаном из серебряных монет, бисера, и сложным нагрудником.
Украшение считалось оберегом в костюме девушек и молодых женщин. Пряжку с иглой, основу было принято скрывать от посторонних глаз под ожерельем или воротником из бисера.
5
5
По праву видное место в костюме девушки отводилось головным уборам . Несмотря на то, что красивая коса у многих народов была синонимом девичьей красы, ленты, налобные повязки, венки и шапочки в мордовской культуре были весьма самобытным и оригинальным явлением.
5
5
Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин.
У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой,
бисером (ашкоркс, пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.). Налобная повязка могла быть и мягкой. Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов.
.
5
5
Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы - панго, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть бисерным шитьем.
5
5
Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Её украшали вышивкой в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком.
5
5
У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюхане носили венец, но в отличии от девичьего головного убора он был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни – длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными
монетами,
они спускались
на грудь
спереди.
5
Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение,трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома.
5
Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник.
Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.
5
Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.
5
Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с шести – семи лет.
Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки.
5
5
Стремясь не повто-ряться, мордовки постоянно совер-шенствовали своё мастерство, как в технике исполнения, так и отборе орна-ментальных рисун-ков, черпая их в окружающей природе.
Между девушками каждой деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания.
5
5
На свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки,
платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.
Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.
5
5
Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.
Применяя счетную технику, эрзянские вышивальщицы полностью закрывали стежками холст, фон которого почти не принимал участия в композиционном построении орнамента.
5
5
Будь славен, край наш, и хлебом, и песней. Духом свободы и мирным трудом! Ты — наша гордость, ты наша вера. Ты — наш святой, родительский дом. Дружба народов тебя величает. Щедрость души и тепло матерей. Дух Сияжара издревле питает Мудростью отчей твоих сыновей. Флаги родные парят в небе синем В час испытаний и радости час. Неразделимы Мы и Россия — Время на прочность проверило нас!
5
5