СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Мордовский национальный костюм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа    Мордовская народная одежда - наиболее яркая и полно сохранившая часть художественного наследия наших предков.   Народный костюм мордвы сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши.    Самыми полнозвучными и в эстетическом, и в историческом смысле являются женские костюмы, особенно праздничные. В праздничных, свадебных костюмах отложились существенные черты вышивки и украшений. Вышивка придает народной одежде неповторимый колорит и красочность. Мотивы ее орнамента вобрали представления народа о мире, о социальных отношениях, магических и эстетических нормах.        Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль.  Данная работа –  это исследование  национального костюма мордвы, особенностей его развития от древности до наших дней. -1- Актуальность исследования: актуальность данного исследования заключается в том, что наши наблюдения в совокупности с другими подобными будут способствовать  расширению знаний о национальной культуре, воспитанию патриотизма. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, синтез, анализ, опрос, обзор литературы и источников.  Основная гипотеза исследования: национальный костюм мордвы дает возможность раскрыть эстетические воззрения народа; у великого произведения декоративно-прикладного искусства нет возраста, народ его постоянно совершенствует, зная, что это и есть одна из основ развития человечества.  Цель и задачи  работы: -познакомить  с богатством вариаций мордовской народной одежды, ее эстетическими достоинствами, пластическими возможностями и своеобразием манер ношения, показать, как в  национальном костюме мордвы воплотилось понятие народа об идеальном облике людей своей нации во взаимосвязи с окружающей природой, жизнью, культурой. Цель обусловила ряд конкретных задач: 1.Изучить литературу, написанную на данную тему. 2.Проследить историю развития мордовского народного костюма. 3.Выявить особенности костюма мордвы 4.Выяснить причины, повлиявшие на ход перемен в национальном костюме. 5.Рассмотреть колорит и красочность мордовской вышивки 6.Рассмотреть элементы современного национального костюма мордвы Я решила провести опрос своих учащихся, где они видели мордовский национальный костюм. И вот какие результаты получились. Было опрошено 87 учеников 5-7 классов. Из них на картинке видели все -100%, на сцене-83 % опрошенных и в жизни (на праздниках, у соседей)-47%. Тема моей работы «Особенности мордовского женского костюма» выбрана не случайно. И я объясню почему. На уроках мокшанского языка со второго класса мы говорим о красоте мордовского национального костюма. Многие  входящие в его состав я уже узнала из учебников, журнала «Якстерь тяштеня», из походов в музей. Но мне хочется знать больше о мордовском женском  костюме и рассказать  своим одноклассникам и другим детям.  Моя бабушка родом из деревни Малиновка. В этом мордовском селе прошло её детство и юность, но и сейчас она часто посещает свою родину. Приезжая в Малиновку, бабушка --2- наряжается в современное мокшанское платье. А у её старшей сестры сохранился мокшанский костюм, доставшийся ей от матери. Мне нравится, когда на праздники тётя наряжается в него.      Интересны рассказы моей бабушки об обычаях мордвы, о свадебных обрядах, о праздниках, которые любят и встречают они очень весело с песнями, танцами и угощениями. Но об этом, наверное, в другой раз. Сегодня я хочу рассказать все, что слышала, видела сама, и читала об удивительных мордовских костюмах, сделанных вручную мордовскими женщинами, украшенные вышивкой, многочисленными изделиями из металла, бисера и монет. Сколько же нужно иметь терпения, умения, чтобы создать один такой костюм.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Мордовский национальный костюм"»

Мордовский народный костюм   Мордовская народная одежда – наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение  национальное богатство вышивальных традиций.

Мордовский народный костюм

Мордовская народная одежда – наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

 Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха - панар туникообразного покроя без воротника.

Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха - панар туникообразного покроя без воротника.

Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. В середине, по-центральному шву оставлялись прореха для ворота, внизу спереди разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, некоторую пышность форм создавал пулай. Главным украшением панара, более распространенного типа рубахи, была ковровая, рельефная вышивка.

Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. В середине, по-центральному шву оставлялись прореха для ворота, внизу спереди разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, некоторую пышность форм создавал пулай. Главным украшением панара, более распространенного типа рубахи, была ковровая, рельефная вышивка.

Для мокшанской группы был характерен многослойный костюм, состоящий из нечетного количества туникообразных рубах и недлинной распашной одежды. Подолы рубах, поднятые один над другим, открывали широкий многоярусный ряд вышивки. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки, до колена. Рубаха, подпо-ясанная на бедрах, образовывала большой напуск, благодаря которому силуэт костюма обретал мягкость, округлость форм.

Для мокшанской группы был характерен многослойный костюм, состоящий из нечетного количества туникообразных рубах и недлинной распашной одежды. Подолы рубах, поднятые один над другим, открывали широкий многоярусный ряд вышивки. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки, до колена. Рубаха, подпо-ясанная на бедрах, образовывала большой напуск, благодаря которому силуэт костюма обретал мягкость, округлость форм.

Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями — сэлге пулагай. бахромой из  шерсти. По бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной,  зелёной или синей 5 5

Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.

Особенно богато украшался раковинами, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями — сэлге пулагай. бахромой из  шерсти.

По бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной,  зелёной или синей

5

5

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт , килькшт , каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка.   5 5

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт , килькшт , каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка.

5

5

Виды женских украшений   Грудукрашается также бусами, гайтаном из серебряных монет, бисера, и сложным нагрудником. Украшение считалось оберегом в костюме девушек и молодых женщин. Пряжку с иглой, основу было принято скрывать от посторонних глаз под ожерельем или воротником из бисера. 5 5

Виды женских украшений

Грудукрашается также бусами, гайтаном из серебряных монет, бисера, и сложным нагрудником.

Украшение считалось оберегом в костюме девушек и молодых женщин. Пряжку с иглой, основу было принято скрывать от посторонних глаз под ожерельем или воротником из бисера.

5

5

По праву видное место в костюме девушки отводилось головным уборам . Несмотря на то, что красивая коса у многих народов была синонимом девичьей красы, ленты, налобные повязки, венки и шапочки в мордовской культуре были весьма самобытным и оригинальным явлением. 5 5

По праву видное место в костюме девушки отводилось головным уборам . Несмотря на то, что красивая коса у многих народов была синонимом девичьей красы, ленты, налобные повязки, венки и шапочки в мордовской культуре были весьма самобытным и оригинальным явлением.

5

5

 Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин. У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером (ашкоркс, пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.). Налобная повязка могла быть и мягкой. Головные уборы замужних  женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов. . 5 5

Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин.

У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой,

бисером (ашкоркс, пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.). Налобная повязка могла быть и мягкой. Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов.

.

5

5

Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы - панго, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть бисерным шитьем. 5 5

Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы - панго, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть бисерным шитьем.

5

5

Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Её украшали вышивкой в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком. 5 5

Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Её украшали вышивкой в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком.

5

5

У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюхане носили венец, но в отличии от девичьего головного убора он был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни – длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными монетами, они спускались  на грудь спереди. 5

У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюхане носили венец, но в отличии от девичьего головного убора он был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни – длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными

монетами,

они спускались

на грудь

спереди.

5

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение,трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. 5

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение,трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома.

5

 Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник.  Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим. 5

Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник.

Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

5

 Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки. 5

Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.

5

 Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с шести – семи лет.  Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки. 5 5

Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с шести – семи лет.

Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки.

5

5

Стремясь не повто-ряться, мордовки постоянно совер-шенствовали своё мастерство, как в технике исполнения, так и отборе орна-ментальных рисун-ков, черпая их в окружающей природе.  Между девушками каждой деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания. 5 5

Стремясь не повто-ряться, мордовки постоянно совер-шенствовали своё мастерство, как в технике исполнения, так и отборе орна-ментальных рисун-ков, черпая их в окружающей природе.

Между девушками каждой деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания.

5

5

На свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки,  платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.  Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов. 5 5

На свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки,

платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.

Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.

5

5

Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.  Применяя счетную технику, эрзянские вышивальщицы полностью закрывали стежками холст, фон которого почти не принимал участия в композиционном построении орнамента. 5 5

Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.

Применяя счетную технику, эрзянские вышивальщицы полностью закрывали стежками холст, фон которого почти не принимал участия в композиционном построении орнамента.

5

5

Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.  Духом свободы и мирным трудом!  Ты — наша гордость, ты наша вера.  Ты — наш святой, родительский дом.  Дружба народов тебя величает.  Щедрость души и тепло матерей.  Дух Сияжара издревле питает  Мудростью отчей твоих сыновей.  Флаги родные парят в небе синем  В час испытаний и радости час.  Неразделимы Мы и Россия —   Время на прочность проверило нас! 5 5

Будь славен, край наш, и хлебом, и песней. Духом свободы и мирным трудом! Ты — наша гордость, ты наша вера. Ты — наш святой, родительский дом. Дружба народов тебя величает. Щедрость души и тепло матерей. Дух Сияжара издревле питает Мудростью отчей твоих сыновей. Флаги родные парят в небе синем В час испытаний и радости час. Неразделимы Мы и Россия — Время на прочность проверило нас!

5

5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!