СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к докладу для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход"»

Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения

Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.

Деятельностно-компетентностная образовательная модель предполагает наличие на уроке любого типа следующих характерных признаков Учитель продумывает цели урока как результат ученика; Учитель организует работу по мотивации учащихся; Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу; Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей; Ученик сам оценивает результаты и корректирует действия.

Деятельностно-компетентностная образовательная модель предполагает наличие на уроке любого типа следующих характерных признаков

  • Учитель продумывает цели урока как результат ученика;
  • Учитель организует работу по мотивации учащихся;
  • Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;
  • Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;
  • Ученик сам оценивает результаты и корректирует действия.
 В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация .

В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация .

Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счёт: 1) позитивного эмоционального фона; 2) актуализации опорных знаний; 3) постановки проблемы; 4)создания на уроке «точки удивления»; 5) искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть; 6) вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки:  удивление – интерес – мотив – цель - собственная учебная задача.

Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счёт:

  • 1) позитивного эмоционального фона;
  • 2) актуализации опорных знаний;
  • 3) постановки проблемы;
  • 4)создания на уроке «точки удивления»;
  • 5) искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть;
  • 6) вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки:

удивление – интерес – мотив – цель - собственная учебная задача.

Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода Подготовительный этап Шаг 1- мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Шаг 2 – рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием. Шаг 3- постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода

  • Подготовительный этап
  • Шаг 1- мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
  • Шаг 2 – рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
  • Шаг 3- постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода Основной этап – открытие новых знаний Шаг 4 – разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство...). Шаг 5- реализация готового проекта - открытие новых знаний. Шаг 6- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода

  • Основной этап – открытие новых знаний
  • Шаг 4 – разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство...).
  • Шаг 5- реализация готового проекта - открытие новых знаний.
  • Шаг 6- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода Заключительный этап - применение и рефлексия Шаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение. Шаг 9 – рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся.

Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода

  • Заключительный этап - применение и рефлексия
  • Шаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение.
  • Шаг 9 – рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся.
На этапе внедрения деятельностно-компетентностной образовательной модели необходимо использовать упрощённую схему анализа урока. Цель анализа урока по диагностической карте «Характерные особенности урока в рамках деятельнростно –компетентностной модели» - выяснить уровень включённости учителя в процесс освоения технологии деятельностно-компетентностного метода.
  • На этапе внедрения деятельностно-компетентностной образовательной модели необходимо использовать упрощённую схему анализа урока. Цель анализа урока по диагностической карте «Характерные особенности урока в рамках деятельнростно –компетентностной модели» - выяснить уровень включённости учителя в процесс освоения технологии деятельностно-компетентностного метода.
     Диагностическая карта  «Характерные особенности урока  В рамках системно-деятельностной образовательной модели»

Диагностическая карта «Характерные особенности урока В рамках системно-деятельностной образовательной модели»

Характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели Дата урока, класс 10.09 1 .Учитель формулирует не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету),но и деятельностную цель (формирование умений реализации новых способов действий 6 «А» 2.  Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. 25.09 + 10 «А» 3. Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создаёт условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием +  + 4. Цель урока формулируется учащимися самостоятельно как собственная учебная задача  - + + 5. На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи +  -  -  +

Характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели

Дата урока, класс

10.09

1 .Учитель формулирует не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету),но и деятельностную цель (формирование умений реализации новых способов действий

6 «А»

2. Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.

25.09

+

10 «А»

3. Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создаёт условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием

+

+

4. Цель урока формулируется учащимися самостоятельно как собственная учебная задача

-

+

+

5. На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

+

-

-

+

Характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели 10.09 6. Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону 6 «А» 25.09 + 7. Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения обеспечивает реализацию девиза учителя «не давать готовые знания» 10 «А»  + + 8. Итоговая оперативная экспресс-диагностика результатов учащихся 9. Учитель планирует формы и методы организации этапы рефлексии учащимися собственной деятельности  -  +  - + 10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результата экспресс-диагностики учителя и рефлексии учащимися собственной деятельности.  - Уровень включённости в процесс перехода к деятельностно –компетентностной образовательной модели (%)  + 80%  - 30%

Характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели

10.09

6. Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону

6 «А»

25.09

+

7. Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения обеспечивает реализацию девиза учителя «не давать готовые знания»

10 «А»

+

+

8. Итоговая оперативная экспресс-диагностика результатов учащихся

9. Учитель планирует формы и методы организации этапы рефлексии учащимися собственной деятельности

-

+

-

+

10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результата экспресс-диагностики учителя и рефлексии учащимися собственной деятельности.

-

Уровень включённости в процесс перехода к деятельностно –компетентностной образовательной модели (%)

+

80%

-

30%

Так из примеров, приведённых в таблице, очевидно, что в 6 классе учитель работает с применением данной технологии , используя её возможности для качественного процесса обучения на 80%. В 10 классе учитель работает в рамках информационно-знаниевой модели обучения и только фрагментарно использует возможночсти деятельносно –компетентностной модели. Вместе с тем актуальной сегодня является критериальная уровневая оценка деятельности учителя на уроке. Научиться оценивать урок в рамках новой образовательной модели будет проще , если понимать, к чему необходимо стремиться и какие ещё есть возможности для улучшения качества урока и, соответственно, качества образования обучающихся.
  • Так из примеров, приведённых в таблице, очевидно, что в 6 классе учитель работает с применением данной технологии , используя её возможности для качественного процесса обучения на 80%. В 10 классе учитель работает в рамках информационно-знаниевой модели обучения и только фрагментарно использует возможночсти деятельносно –компетентностной модели.
  • Вместе с тем актуальной сегодня является критериальная уровневая оценка деятельности учителя на уроке. Научиться оценивать урок в рамках новой образовательной модели будет проще , если понимать, к чему необходимо стремиться и какие ещё есть возможности для улучшения качества урока и, соответственно, качества образования обучающихся.
        Структурная схема анализа современного урока с позиций системно-деятельностного подхода      

    Структурная схема анализа современного урока с позиций системно-деятельностного подхода    

 Диагностическая карта урока по критериям и показателям системно-деятельностного подхода   Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке Оценка в балллах  1. Целеполагание учителя Уровень работы учителя Учитель формулирует содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету) 1-2 Формулирует содержательную и развивающую цели урока низкий 3-4 Чётко формулирует, должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий) средний 5-6 выше среднего 7-8 Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата хороший 9-10 высокий

Диагностическая карта урока по критериям и показателям системно-деятельностного подхода

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

Оценка в балллах

1. Целеполагание учителя

Уровень работы учителя

Учитель формулирует содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету)

1-2

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

низкий

3-4

Чётко формулирует, должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)

средний

5-6

выше среднего

7-8

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата

хороший

9-10

высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке  2.Мотивация Оценка в балллах Уровень работы учителя Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап , позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания 1-2 В течение всего урока применяет формы ,методы, приёмы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся низкий 3-4 Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создаёт на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создаёт на уроке атмосферу сотрудничества средний 5-6 Выше среднего 7-8 Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создаёт на уроке атмосферу сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. хороший 9-10 высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

2.Мотивация

Оценка в балллах

Уровень работы учителя

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап , позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания

1-2

В течение всего урока применяет формы ,методы, приёмы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся

низкий

3-4

Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создаёт на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием

Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создаёт на уроке атмосферу сотрудничества

средний

5-6

Выше среднего

7-8

Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создаёт на уроке атмосферу сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

хороший

9-10

высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке  3. Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) Оценка в балллах Уровень работы учителя Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока 1-2 Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объёму носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учётом работы с мотивацией низкий 3-4 Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) представлена учащимся наглядно Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла учащимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО средний 5-6 Выше среднего 7-8 Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) не даётся учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется , обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата хороший 9-10 высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

3. Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)

Оценка в балллах

Уровень работы учителя

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

1-2

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объёму носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учётом работы с мотивацией

низкий

3-4

Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) представлена учащимся наглядно

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла учащимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

средний

5-6

Выше среднего

7-8

Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) не даётся учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется , обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата

хороший

9-10

высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке 4.Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД) Оценка в балллах Уровень работы учителя Работает с классом фронтально на всех этапах урока 1-2 Использует парную и групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или в группах для проговаривания каждым учеником нового знания , алгоритма действий во внешней речи низкий 3-4 Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределённую деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе Создаёт условия для выстраивания ребёнком индивидуальной траектории изучения предмета средний 5-6 Выше среднего 7-8 Исходит из того , что каждый учащийся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний хороший 9-10 высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

4.Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД)

Оценка в балллах

Уровень работы учителя

Работает с классом фронтально на всех этапах урока

1-2

Использует парную и групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или в группах для проговаривания каждым учеником нового знания , алгоритма действий во внешней речи

низкий

3-4

Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределённую деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

Создаёт условия для выстраивания ребёнком индивидуальной траектории изучения предмета

средний

5-6

Выше среднего

7-8

Исходит из того , что каждый учащийся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний

хороший

9-10

высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке  5.Методы обучения (МО) Оценка в балллах Уровень работы учителя На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения 1-2 Применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу - в график, диаграмму) и т. д. низкий 3-4 Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталону Применяет интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию средний 5-6 Выше среднего 7-8 Применяет нетрадиционные формы урока: урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления и т. д. хороший 9-10 высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

5.Методы обучения (МО)

Оценка в балллах

Уровень работы учителя

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения

1-2

Применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу - в график, диаграмму) и т. д.

низкий

3-4

Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталону

Применяет интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию

средний

5-6

Выше среднего

7-8

Применяет нетрадиционные формы урока: урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления и т. д.

хороший

9-10

высокий

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

6. Рефлексия

Оценка в балллах

Уровень работы учителя

Оценивает работу учащихся ,комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся

Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем ещё предстоит работать?)

1-2

Организует экспресс-диагностику результатов урока, так, чтобы и учителю и, каждому ученику было очевидно , чему они научились на уроке, а над чем ещё предстоит работать

3-4

низкий

средний

5-6

Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку или серии уроков критериям)

Выше среднего

7-8

Создаёт условия для выстраивания ребёнком индивидуальной траектории изучения предмета.

хороший

Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащимися их деятельности на уроке

9-10

высокий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!