Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения
Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.
Деятельностно-компетентностная образовательная модель предполагает наличие на уроке любого типа следующих характерных признаков
- Учитель продумывает цели урока как результат ученика;
- Учитель организует работу по мотивации учащихся;
- Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;
- Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;
- Ученик сам оценивает результаты и корректирует действия.
В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация .
Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счёт:
- 1) позитивного эмоционального фона;
- 2) актуализации опорных знаний;
- 3) постановки проблемы;
- 4)создания на уроке «точки удивления»;
- 5) искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть;
- 6) вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки:
удивление – интерес – мотив – цель - собственная учебная задача.
Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода
- Подготовительный этап
- Шаг 1- мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
- Шаг 2 – рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
- Шаг 3- постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода
- Основной этап – открытие новых знаний
- Шаг 4 – разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство...).
- Шаг 5- реализация готового проекта - открытие новых знаний.
- Шаг 6- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода
- Заключительный этап - применение и рефлексия
- Шаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение.
- Шаг 9 – рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся.
- На этапе внедрения деятельностно-компетентностной образовательной модели необходимо использовать упрощённую схему анализа урока. Цель анализа урока по диагностической карте «Характерные особенности урока в рамках деятельнростно –компетентностной модели» - выяснить уровень включённости учителя в процесс освоения технологии деятельностно-компетентностного метода.
Диагностическая карта «Характерные особенности урока В рамках системно-деятельностной образовательной модели»
Характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели
Дата урока, класс
10.09
1 .Учитель формулирует не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету),но и деятельностную цель (формирование умений реализации новых способов действий
6 «А»
2. Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.
25.09
+
10 «А»
3. Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создаёт условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием
+
+
4. Цель урока формулируется учащимися самостоятельно как собственная учебная задача
-
+
+
5. На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи
+
-
-
+
Характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели
10.09
6. Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону
6 «А»
25.09
+
7. Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения обеспечивает реализацию девиза учителя «не давать готовые знания»
10 «А»
+
+
8. Итоговая оперативная экспресс-диагностика результатов учащихся
9. Учитель планирует формы и методы организации этапы рефлексии учащимися собственной деятельности
-
+
-
+
10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результата экспресс-диагностики учителя и рефлексии учащимися собственной деятельности.
-
Уровень включённости в процесс перехода к деятельностно –компетентностной образовательной модели (%)
+
80%
-
30%
- Так из примеров, приведённых в таблице, очевидно, что в 6 классе учитель работает с применением данной технологии , используя её возможности для качественного процесса обучения на 80%. В 10 классе учитель работает в рамках информационно-знаниевой модели обучения и только фрагментарно использует возможночсти деятельносно –компетентностной модели.
- Вместе с тем актуальной сегодня является критериальная уровневая оценка деятельности учителя на уроке. Научиться оценивать урок в рамках новой образовательной модели будет проще , если понимать, к чему необходимо стремиться и какие ещё есть возможности для улучшения качества урока и, соответственно, качества образования обучающихся.
Структурная схема анализа современного урока с позиций системно-деятельностного подхода
Диагностическая карта урока по критериям и показателям системно-деятельностного подхода
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
Оценка в балллах
1. Целеполагание учителя
Уровень работы учителя
Учитель формулирует содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету)
1-2
Формулирует содержательную и развивающую цели урока
низкий
3-4
Чётко формулирует, должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)
средний
5-6
выше среднего
7-8
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата
хороший
9-10
высокий
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
2.Мотивация
Оценка в балллах
Уровень работы учителя
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап , позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания
1-2
В течение всего урока применяет формы ,методы, приёмы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся
низкий
3-4
Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создаёт на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создаёт на уроке атмосферу сотрудничества
средний
5-6
Выше среднего
7-8
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создаёт на уроке атмосферу сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.
хороший
9-10
высокий
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
3. Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)
Оценка в балллах
Уровень работы учителя
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока
1-2
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объёму носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учётом работы с мотивацией
низкий
3-4
Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) представлена учащимся наглядно
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла учащимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО
средний
5-6
Выше среднего
7-8
Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) не даётся учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется , обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата
хороший
9-10
высокий
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
4.Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД)
Оценка в балллах
Уровень работы учителя
Работает с классом фронтально на всех этапах урока
1-2
Использует парную и групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или в группах для проговаривания каждым учеником нового знания , алгоритма действий во внешней речи
низкий
3-4
Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределённую деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе
Создаёт условия для выстраивания ребёнком индивидуальной траектории изучения предмета
средний
5-6
Выше среднего
7-8
Исходит из того , что каждый учащийся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний
хороший
9-10
высокий
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
5.Методы обучения (МО)
Оценка в балллах
Уровень работы учителя
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения
1-2
Применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу - в график, диаграмму) и т. д.
низкий
3-4
Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталону
Применяет интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию
средний
5-6
Выше среднего
7-8
Применяет нетрадиционные формы урока: урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления и т. д.
хороший
9-10
высокий
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
6. Рефлексия
Оценка в балллах
Уровень работы учителя
Оценивает работу учащихся ,комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся
Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем ещё предстоит работать?)
1-2
Организует экспресс-диагностику результатов урока, так, чтобы и учителю и, каждому ученику было очевидно , чему они научились на уроке, а над чем ещё предстоит работать
3-4
низкий
средний
5-6
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку или серии уроков критериям)
Выше среднего
7-8
Создаёт условия для выстраивания ребёнком индивидуальной траектории изучения предмета.
хороший
Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащимися их деятельности на уроке
9-10
высокий