Профессиональное “выгорание”
Профессиональное выгорание —
это синдром, развивающийся на фоне
хронического стресса и ведущий к
истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов
работающего человека .
Немного истории
Термин «burn -out» («выгорание», «сгорание») предложил в психологию Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Окружающий мир- это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины проблем нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
Стадии синдрома
эмоционального выгорания:
НАПРЯЖЕНИЯ
- начинается приглушением эмоций;
- педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с коллегами;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
СТАДИЯ РАЗДРАЖЕНИЯ .
- снижается потребности в общении с
друзьями и коллегами;
- появляется устойчивая негативность
восприятия себя и других;
- нарастает апатия;
- появляется повышенная раздражительность.
СТАДИЯ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА
полная потеря интереса к работе и к жизни, эмоциональное безразличие, ощущение отсутствия сил, озлобленность, грубость, резкость в общении,
развитие психосоматических заболеваний.
Человек стремиться к уединению .
Окружающий мир- это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины проблем нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
Позиция вызывающая появления синдрома эмоционального сгорания
Учитель
Позиция
Опекун
Ориентирован
Позиция по отношению к детям
при которой синдром эмоционального сгорания
Менеджер
На использование личного влияния
Стратегический подход при воздействии
«Главное любить
не проявляется
На использование власти закона
Выбор меры воздействия на детей
ребенка и делать его
«Главное- уважать
«Делай, как я сказал».
таким, каким я его хочу
ребенка и
Выбор способа подачи учебного материала
«Ты знаешь о правилах
Руководствуется собственным здравым смыслом
Подход к поурочному оцениванию
ориентироваться на его
видеть».
И последствиях, делай свой выбор».
Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур
Ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники
Способ итогового оценивания
Ориентирован на интересы учеников и приспособление к ним способа подачи материала
Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом
потребности развития».
Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами
Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения
Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат
Причины возникновения синдрома
«профессионального выгорания» :
- хронический стресс на рабочем месте;
- предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;
- отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;
- недостаток вознаграждения за работу;
- невозможность влиять на принятие важных решений;
- работа с тяжелыми людьми ;
- отсутствие каких – либо интересов вне работы;
- переживание несправедливости;
- неудовлетворенность работой в целом.
Кризисы в профессиональном становлении
Кризис 12-15 лет
Кризис 5-7 лет
Кризис 1-го года
специалист
профессионал
Молодой специалист
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов:
Повышение квалификации педагога
Система поощрений со стороны администрации учреждения
Методы психологической разгрузки
Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство)
Саморегуляция
Смена деятельности
( увлечения и
хобби)
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Физиологическая саморегуляция
«Болезни души неотделимы от болезней тела»
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
«Мышечный панцирь».
Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Способы физиологической саморегуляции :
- различные движения потягивания и расслабления мышц;
- посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д .
- РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
баня, сауна, массаж;
горячая ванна
с пеной;
SPA-процедуры.
Попробуйте задать себе вопросы:
- Что помогает вам поднять настроение, переключиться? На бумаге, составьте перечень этих способов.
- Что я могу использовать из вышеперечисленного?
- Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.
воздействие слова
Использование образов
управление дыханием
управление тонусом мышц, движением
естественные способы регуляции организма
Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать вам о том, что им нравится в вас больше всего.
Примите сказанное с удовольствием.
Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги (собирайте анекдоты). Попробуйте посмеяться над своим и мрачными мыслями, над плохим настроением.
Выводы или «С улыбкой по жизни»:
1.Эмоциональное общение
2 Использование "тайм-аутов"
3 Овладение умениями и навыками саморегуляции
4 Профессиональное развитие и самосовершенствование
5 Избегание ненужной конкуренции
6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей
7.Поддержание хорошей спортивной формы
8.Будьте внимательны к себе
9.Перестаньте искать в работе счастье или спасение
10. Переключайтесь на различные виды деятельности (хобби и увлечения).
Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!
Всем
удачи , здоровья
И отличного
настроения!