СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» Деятельность преподавателя общепрофессиональных дисциплин по формированию учебной мотивации студентов в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Иркутский колледж автомобильного транспорта

и дорожного строительства»

Деятельность преподавателя общепрофессиональных дисциплин по формированию учебной мотивации студентов в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС»

Цель исследования Целью данного исследования является изучение проблемы мотивации студентов к обучению в колледже по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов и описание опыта формирования положительной мотивации студентов на занятиях общепрофессиональных дисциплин.

Цель исследования

  • Целью данного исследования является изучение проблемы мотивации студентов к обучению в колледже по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов и описание опыта формирования положительной мотивации студентов на занятиях общепрофессиональных дисциплин.
 Исходя из заявленной проблемы, одной из насущных задач преподавателей общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ИКАТиДС является организация познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы вызывать и поддерживать мотивацию к изучению учебных дисциплин, которая, по определению А.Н. Леонтьева является «мотором деятельности».

Исходя из заявленной проблемы, одной из насущных задач преподавателей общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ИКАТиДС является организация познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы вызывать и поддерживать мотивацию к изучению учебных дисциплин, которая, по определению А.Н. Леонтьева является «мотором деятельности».

 Таблица 1. Анкета . Список  мотивов   1.  стать  высококвалифицированным  специалистом   2.  получить  диплом   3.  успешно  продолжить  обучение  на  последующих  курсах   4.  успешно  учиться,  сдавать  экзамены  на  «хорошо»  и  «отлично»   5.  постоянно  получать  стипендию   6.  приобрести  глубокие  и  прочные  знания   7.  быть  постоянно  готовым  к  очередным  занятиям   8.  не  запускать  изучение  предметов  учебного  цикла   9.  не отставать  от сокурсников   10.  обеспечить  успешность  будущей  профессиональной  деятельности   11.  выполнять  педагогические  требования   12.  достичь  уважения  преподавателей   13.  быть  примером  для  сокурсников   14.  добиться  одобрения  родителей  и  окружающих   15.  избежать  осуждения  и  наказания  за  плохую  учебу   16.  получить  интеллектуальное  удовлетворение  

Таблица 1. Анкета

.

Список мотивов

 

1. стать высококвалифицированным специалистом

 

2. получить диплом

 

3. успешно продолжить обучение на последующих курсах

 

4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

 

5. постоянно получать стипендию

 

6. приобрести глубокие и прочные знания

 

7. быть постоянно готовым к очередным занятиям

 

8. не запускать изучение предметов учебного цикла

 

9. не отставать от сокурсников

 

10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

 

11. выполнять педагогические требования

 

12. достичь уважения преподавателей

 

13. быть примером для сокурсников

 

14. добиться одобрения родителей и окружающих

 

15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу

 

16. получить интеллектуальное удовлетворение

 

Рис. 1 Диаграмма учебной мотивации студентов

Рис. 1 Диаграмма учебной мотивации студентов

 Мотив обучения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Имея мотив, человек может четко сформулировать цель своей деятельности. Постановка целей — это направленность студента на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Мотив обучения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Имея мотив, человек может четко сформулировать цель своей деятельности.

Постановка целей — это направленность студента на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

 Учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами и т. д.); субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу; спецификой учебной дисциплины.

Учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов:

образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

организацией образовательного процесса;

субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами и т. д.);

субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу;

спецификой учебной дисциплины.

 1.  Совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач, то есть понимание студентом для чего ему нужна эта дисциплина. 2.  Постановка реальных целей. Если цели завышены, и студенты справиться с этими целями не могут, у них не сформируется положительное отношение к дисциплине. 3.  Учет возрастных особенностей студентов. 4.  Выбор действия в соответствии с возможностями студента. Каждый студент по-разному воспринимает информацию: кому-то нужно прочитать учебный материал самому, кто-то лучше воспринимает его на слух, а кто-то воспринимает этот материал только на примерах из профессиональной деятельности с последующим практическим применением. 5.  Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. При этом подходе большее число студентов включается в работу, они положительно настроены на восприятие изучаемого материала.

  • 1. Совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач, то есть понимание студентом для чего ему нужна эта дисциплина.
  • 2. Постановка реальных целей. Если цели завышены, и студенты справиться с этими целями не могут, у них не сформируется положительное отношение к дисциплине.
  • 3. Учет возрастных особенностей студентов.
  • 4. Выбор действия в соответствии с возможностями студента. Каждый студент по-разному воспринимает информацию: кому-то нужно прочитать учебный материал самому, кто-то лучше воспринимает его на слух, а кто-то воспринимает этот материал только на примерах из профессиональной деятельности с последующим практическим применением.
  • 5. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. При этом подходе большее число студентов включается в работу, они положительно настроены на восприятие изучаемого материала.
 6.  Использование нестандартных форм проведения учебных занятий. Иногда для поддержания положительного отношения к дисциплине необходимо изменять стандартную форму проведения учебных занятий, например, показать видеоролики вместо лекционного материала. Практическое занятие по технической дисциплине сделать творческим, чтобы студенты сами поставили себе задачи и выполнили их. 7.  Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Этот момент также является важным при формировании положительного отношения к дисциплине на учебных занятиях. 8.  Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности. 9.  Эмоциональная речь преподавателя. Студентам всегда интереснее присутствовать на учебном занятии, когда преподаватель при объяснении нового материала рассказывает эмоционально, порой добавляя к речи жесты, перемещение по аудитории. 10.  Вера преподавателя в возможности студента. Студенту важно понимать, что в него верят, что от него ждут и надеются, что у него всё получится. 11.  Формирование адекватной самооценки студентов.

6. Использование нестандартных форм проведения учебных занятий. Иногда для поддержания положительного отношения к дисциплине необходимо изменять стандартную форму проведения учебных занятий, например, показать видеоролики вместо лекционного материала. Практическое занятие по технической дисциплине сделать творческим, чтобы студенты сами поставили себе задачи и выполнили их.

7. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Этот момент также является важным при формировании положительного отношения к дисциплине на учебных занятиях.

8. Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.

9. Эмоциональная речь преподавателя. Студентам всегда интереснее присутствовать на учебном занятии, когда преподаватель при объяснении нового материала рассказывает эмоционально, порой добавляя к речи жесты, перемещение по аудитории.

10. Вера преподавателя в возможности студента. Студенту важно понимать, что в него верят, что от него ждут и надеются, что у него всё получится.

11. Формирование адекватной самооценки студентов.

 На формирование положительного отношения к дисциплине большую роль играет личность преподавателя и характер его отношения к студенту Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

На формирование положительного отношения к дисциплине большую роль играет личность преподавателя и характер его отношения к студенту

Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

 Участие в различных профессиональных конкурсах также формирует положительное отношение к изучаемым дисциплинам. Например, многие студенты стремятся участвовать в движении WorldSkills, где проявляют и проверяют свои способности, решая реальные профессиональные задачи по определенной компетенции. Во время участия в подобных конкурсах студенты видят реальный результат своей учебной деятельности, у них появляется чёткое понимание, зачем они изучают многие дисциплины профессионального цикла.

Участие в различных профессиональных конкурсах также формирует положительное отношение к изучаемым дисциплинам. Например, многие студенты стремятся участвовать в движении WorldSkills, где проявляют и проверяют свои способности, решая реальные профессиональные задачи по определенной компетенции. Во время участия в подобных конкурсах студенты видят реальный результат своей учебной деятельности, у них появляется чёткое понимание, зачем они изучают многие дисциплины профессионального цикла.

 Для формирования положительного отношения к дисциплине необходимо чередование лекционного материала с практическими работами, потому что только тогда формируется понимание изучаемой дисциплины. Имеет смысл при подаче нового сложного материала прежде проводить экскурсию на предприятие или показывать ролики реального производства. В этом случае студенты лучше воспринимают, о чем говорит пре- подаватель, и знания с умениями складываются в компетенцию.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Для формирования положительного отношения к дисциплине необходимо чередование лекционного материала с практическими работами, потому что только тогда формируется понимание изучаемой дисциплины. Имеет смысл при подаче нового сложного материала прежде проводить экскурсию на предприятие или показывать ролики реального производства. В этом случае студенты лучше воспринимают, о чем говорит пре- подаватель, и знания с умениями складываются в компетенцию.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!