СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева (по рассказу А.П. Чехова "Ионыч")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации может быть использован для подготовки литературных аргументов к итоговому сочинению по литературе (направление №2 "Я и другие")

Просмотр содержимого документа
«Презентация "История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева (по рассказу А.П. Чехова "Ионыч")»

История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева  (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)   Итоговое сочинение по литературе. Направление «Я и другие»

История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)

Итоговое сочинение по литературе.

Направление «Я и другие»

История создания рассказа Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.

История создания рассказа

  • Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.
Смысл названия Название «Ионыч» связано с процессом деградации главного героя. В начале рассказа главного героя представляют нам Дмитрием Ионычем Старцевым. Его только назначили земским доктором, он умен и образован, полон энергии и желания помогать людям.  Но в городе С. он сталкивается с обществом обывателей. Главный герой со временем становится полноправным членом такого общества. В конце рассказа для жителей города С. он уже «свой» человек, поэтому они весьма панибратски называют его Ионычем.

Смысл названия

  • Название «Ионыч» связано с процессом деградации главного героя.
  • В начале рассказа главного героя представляют нам Дмитрием Ионычем Старцевым. Его только назначили земским доктором, он умен и образован, полон энергии и желания помогать людям.
  • Но в городе С. он сталкивается с обществом обывателей. Главный герой со временем становится полноправным членом такого общества.
  • В конце рассказа для жителей города С. он уже «свой» человек, поэтому они весьма панибратски называют его Ионычем.
Проблема духовной деградации личности– одна из острых социальных проблем в литературе 90 – х г.г. 19 века.      Период «безвременья» (70 – 80 г.г. 19 века) был отмечен духовной деградацией значительного числа мыслящих и образованных людей. А в 90 – е годы намечалось брожение в общественной жизни. И А. П. Чехов своими рассказами способствовал пробуждению людей к активной жизни, к осознанию ими проблем общества.

Проблема духовной деградации личности– одна из острых социальных проблем в литературе 90 – х г.г. 19 века.

 

  • Период «безвременья» (70 – 80 г.г. 19 века) был отмечен духовной деградацией значительного числа мыслящих и образованных людей. А в 90 – е годы намечалось брожение в общественной жизни. И А. П. Чехов своими рассказами способствовал пробуждению людей к активной жизни, к осознанию ими проблем общества.
Взгляды, общественные идеалы, духовный мир Дмитрия Ионыча Старцева  (начало рассказа)   увлечение искусством (Он способен отличить настоящую музыку от фальшивой; любит петь прекрасные романсы на стихи Дельвига и А. С. Пушкина; ему хочется говорить о литературе и искусстве.); отношение к службе (Старцев – хороший земский врач и душевный человек: он проводит время в трудах и одиночестве, чётко и добросовестно выполняет свои обязанности, вникает в проблемы больных, стремится рассказать о них другим людям. Старцев не только лечит, но и принимает участие в судьбах обратившихся к нему за помощью людей.);

Взгляды, общественные идеалы, духовный мир Дмитрия Ионыча Старцева (начало рассказа)

  • увлечение искусством (Он способен отличить настоящую музыку от фальшивой; любит петь прекрасные романсы на стихи Дельвига и А. С. Пушкина; ему хочется говорить о литературе и искусстве.);
  • отношение к службе (Старцев – хороший земский врач и душевный человек: он проводит время в трудах и одиночестве, чётко и добросовестно выполняет свои обязанности, вникает в проблемы больных, стремится рассказать о них другим людям. Старцев не только лечит, но и принимает участие в судьбах обратившихся к нему за помощью людей.);
Отношение доктора Старцева  к обывателям Он не может выносить общества «картёжников, алкоголиков, хрипунов». Ему в тягость находиться в обществе обывателей, но по – человечески ему там приятно, комфортно. Старцев вынужденно смиряется с определёнными неудобствами ради физического комфорта.)

Отношение доктора Старцева к обывателям

  • Он не может выносить общества «картёжников, алкоголиков, хрипунов». Ему в тягость находиться в обществе обывателей, но по – человечески ему там приятно, комфортно. Старцев вынужденно смиряется с определёнными неудобствами ради физического комфорта.)
Взгляды Дмитрия Ионыча Старцев пытался высказать свои взгляды: «Человечество, слава богу, идёт вперёд и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни… Нужно трудиться, без труда жить нельзя».  Это хорошие, добрые мысли.

Взгляды Дмитрия Ионыча

  • Старцев пытался высказать свои взгляды: «Человечество, слава богу, идёт вперёд и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни… Нужно трудиться, без труда жить нельзя».
  • Это хорошие, добрые мысли.
Отношение героя к любви Старцев искренне полюбил Екатерину Ивановну Туркину (Котика). Она казалась ему умной, восхищала его своей свежестью.  «Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему» «Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!» На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»

Отношение героя к любви

  • Старцев искренне полюбил Екатерину Ивановну Туркину (Котика). Она казалась ему умной, восхищала его своей свежестью.
  • «Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»
  • «Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»
  • На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»
«Как бы чего не вышло…» Но добрые мысли и чувства его были поверхностными. Подтверждение тому – история любви. Старцев думает и о возлюбленной, и о приданом. Он влюблён, но есть что – то от беликовского «как бы чего не вышло». Старцев осторожен, его мучают сомнения, опасения, он холодно рассуждает о будущем.  «Сколько хлопот, однако!» «Что-то мешало ему чувствовать, как прежде» «Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко» А хорошо, что я на ней не женился»

«Как бы чего не вышло…»

  • Но добрые мысли и чувства его были поверхностными. Подтверждение тому – история любви. Старцев думает и о возлюбленной, и о приданом. Он влюблён, но есть что – то от беликовского «как бы чего не вышло». Старцев осторожен, его мучают сомнения, опасения, он холодно рассуждает о будущем.
  • «Сколько хлопот, однако!»

«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»

«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»

А хорошо, что я на ней не женился»

Страсть к обогащению победила… А хорошо, что я на ней не женился» «Огонек все разгорался в душе…» «Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас

Страсть к обогащению победила…

  • А хорошо, что я на ней не женился»
  • «Огонек все разгорался в душе…»
  • «Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас
Процесс стремительной деградации   Примерно в 24 – 25 лет окончил университет. Через год – любовная драма. Через четыре года – последняя встреча с Екатериной Ивановной. Стало окончательно ясно, что отношения не будут иметь продолжения. В 35 – 36 лет Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча: ожирел, потерял совесть, стал работать без вдохновения, а только ради денег. Из дружелюбного, внимательного, участливого человека он превратился в озлобленного, замкнутого и жёсткого обывателя.

Процесс стремительной деградации

  • Примерно в 24 – 25 лет окончил университет.
  • Через год – любовная драма.
  • Через четыре года – последняя встреча с Екатериной Ивановной. Стало окончательно ясно, что отношения не будут иметь продолжения.
  • В 35 – 36 лет Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча: ожирел, потерял совесть, стал работать без вдохновения, а только ради денег. Из дружелюбного, внимательного, участливого человека он превратился в озлобленного, замкнутого и жёсткого обывателя.
Причины духовной деградации Старцева Герой и социальная среда… Было ли главным влияние социальной среды? Среда, бесспорно, сыграла огромную роль в превращении Старцева в Ионыча. Но её влияние не было определяющим, поскольку каждый человек в любых условиях имеет право на выбор. Ведь и в то время не каждый мыслящий человек превращался в «Ионыча».)

Причины духовной деградации Старцева

  • Герой и социальная среда… Было ли главным влияние социальной среды?
  • Среда, бесспорно, сыграла огромную роль в превращении Старцева в Ионыча. Но её влияние не было определяющим, поскольку каждый человек в любых условиях имеет право на выбор. Ведь и в то время не каждый мыслящий человек превращался в «Ионыча».)
Герой и среда. Признаки внутренней борьбы «Вера Иосифовна читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать». Старцев, слушая игру Котика, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться…,  и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново…  Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.  

Герой и среда. Признаки внутренней борьбы

  • «Вера Иосифовна читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».
  • Старцев, слушая игру Котика, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться…, и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.  
Что в самом герое способствовало и благоприятствовало деградации? Молодой Старцев поддаётся влиянию окружающей среды с готовностью, без малейшего сопротивления. Ему не приходится бороться с собой, мучиться, переживать. Ему с самого начала всё понравилось. Его устраивали покой и комфорт. Доктор Старцев довольно скоро научился не отделять себя от местных жителей. Он и судит себя вместе с ними: «Стареем, полнеем, опускаемся…»  Постепенно Старцев выключил себя из приятной, творческой атмосферы театра, музыки, игры в винт. У него появилось бессмысленное развлечение – считать по вечерам «бумажки, добытые практикой».  Постепенно Старцев становится своим в среде обывателей.

Что в самом герое способствовало и благоприятствовало деградации?

  • Молодой Старцев поддаётся влиянию окружающей среды с готовностью, без малейшего сопротивления. Ему не приходится бороться с собой, мучиться, переживать.
  • Ему с самого начала всё понравилось. Его устраивали покой и комфорт.
  • Доктор Старцев довольно скоро научился не отделять себя от местных жителей. Он и судит себя вместе с ними: «Стареем, полнеем, опускаемся…»
  • Постепенно Старцев выключил себя из приятной, творческой атмосферы театра, музыки, игры в винт.
  • У него появилось бессмысленное развлечение – считать по вечерам «бумажки, добытые практикой».
  • Постепенно Старцев становится своим в среде обывателей.
Личная вина и ответственность героя  Недостатки в характере и поведении (неспособность глубоко и самоотречённо любить, соединение увлечения с меркантильными соображениями, раздражительность, непоследовательность в убеждениях) приводят к духовной деградации.

Личная вина и ответственность героя

  • Недостатки в характере и поведении (неспособность глубоко и самоотречённо любить, соединение увлечения с меркантильными соображениями, раздражительность, непоследовательность в убеждениях) приводят к духовной деградации.
Выводы Герой попадает в среду обывателей, которая оказывает на него влияние. Признаки внутренней борьбы прослеживаются, но они малозначительны. Герою приятно и комфортно в доме Туркиных, Старцев не хочет себя лишать покоя, уюта, приятного общества. Чеховский герой не может и не хочет сопротивляться законам обывательской среды. Меркантильность, жажда наживы, приобретательства, обогащения побеждают все человеческие чувства в душе героя.

Выводы

  • Герой попадает в среду обывателей, которая оказывает на него влияние.
  • Признаки внутренней борьбы прослеживаются, но они малозначительны.
  • Герою приятно и комфортно в доме Туркиных, Старцев не хочет себя лишать покоя, уюта, приятного общества.
  • Чеховский герой не может и не хочет сопротивляться законам обывательской среды.
  • Меркантильность, жажда наживы, приобретательства, обогащения побеждают все человеческие чувства в душе героя.
О чём предупреждает нас А.П. Чехов?.. Подстраиваясь под окружающее общество, которое подавляет вас, вы можете так же, как и Старцев, в конце концов, превратиться в Ионыча. Поэтому он призывает: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека». Писатель хотел донести до читателей мысль о том, что необходимо оставаться самим собой, верить в себя, свои силы, стремления, идти к мечте, не предавать свои идеалы. Чехов верил в то, что именно благородный труд и благородные мечты, стремление к самосовершенствованию и высокие моральные ценности делают человека личностью. Таков вывод из рассказа «Ионыч».

О чём предупреждает нас А.П. Чехов?..

  • Подстраиваясь под окружающее общество, которое подавляет вас, вы можете так же, как и Старцев, в конце концов, превратиться в Ионыча. Поэтому он призывает: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека».
  • Писатель хотел донести до читателей мысль о том, что необходимо оставаться самим собой, верить в себя, свои силы, стремления, идти к мечте, не предавать свои идеалы.
  • Чехов верил в то, что именно благородный труд и благородные мечты, стремление к самосовершенствованию и высокие моральные ценности делают человека личностью. Таков вывод из рассказа «Ионыч».
Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!