СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к материалу "Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил"»

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил Левкина Юлия Валерьевна, учитель русского языка , литературы МКОУ Луговской СОШ Зонального района Алтайского края

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

Левкина Юлия Валерьевна,

учитель русского языка , литературы

МКОУ Луговской СОШ

Зонального района Алтайского края

Согласно словарю С.И. Ожегова. « Мнемоника – это совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения.» [1,с. 357] Согласно словарю иностранных слов мнемоника  (греч. mnemonikon – искусство запоминания) – иначе мнемотехника – совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов

Согласно словарю С.И. Ожегова.

« Мнемоника – это совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения.» [1,с. 357]

Согласно словарю иностранных слов мнемоника

(греч. mnemonikon – искусство запоминания) – иначе мнемотехника – совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов

В настоящее время основными приемами запоминания являются: 1.  Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. 2.  Рифмизация. 3.  Нахождение ярких ассоциаций – картинки, фразы, сказки, звуки. 4. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов.

В настоящее время основными

приемами запоминания являются:

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

2. Рифмизация.

3. Нахождение ярких ассоциаций – картинки, фразы, сказки, звуки.

4. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов.

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии– чик . Когда пишется – чик ? Да ты же сам знаешь!» Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з. Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист

Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии– чик .

Когда пишется – чик ?

Да ты же сам знаешь!» Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з.

Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист

Правило ЮЛИ Пишем через дефис слова, если после «пол» следует: Ю — существительное, которое пишется с заглавной буквы. Например, пол-Екатеринбурга или пол-России л — слово, которое начинается на «л». Допустим, пол-лица или пол-лета и — существительное, которое начинается на гласную. Например, пол-арбуза или пол-апреля

Правило ЮЛИ

Пишем через дефис слова, если после «пол» следует:

Ю — существительное, которое пишется с заглавной буквы. Например, пол-Екатеринбурга или пол-России

л — слово, которое начинается на «л». Допустим, пол-лица или пол-лета

и — существительное, которое начинается на гласную. Например, пол-арбуза или пол-апреля

2. Рифмизация   — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации.

2. Рифмизация   — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации.

Долго ели т О рты – не налезли ш О рты! Звон И т звонарь, звон Я т в звонок. В огороде баба Фёкла, у нее на грядке св Ё кла! Фен О мен звон И т по сред А м, прин Я в догов О р по год А м. В детской сказке Колобок по траве катиться мог без ботинок , без сапог , без носков и без чулок . Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов, баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать. Не будем улыбаться, Хватит балов А ться. Снова бегемот Сломал нефтепров О д.

Долго ели т О рты – не налезли ш О рты!

Звон И т звонарь, звон Я т в звонок.

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке св Ё кла!

Фен О мен звон И т по сред А м, прин Я в догов О р по год А м.

В детской сказке Колобок по траве катиться мог

без ботинок , без сапог , без носков и без чулок .

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.

Не будем улыбаться,

Хватит балов А ться.

Снова бегемот

Сломал нефтепров О д.

Грущу по Вас или по Вам ? Нам помогут инициалы А.С.Пушкина. «Родная, я грущу по Вас », -  подписался просто А.С.

Грущу по Вас или по Вам ?

Нам помогут инициалы А.С.Пушкина.

«Родная, я грущу по Вас », -

подписался просто А.С.

Слышишь ШОРОХ?  Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК. Он так объелся, что на брюках лопнул ШОВ.

Слышишь ШОРОХ?

Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с

аппетитом ест КРЫЖОВНИК.

Он так объелся, что на брюках лопнул ШОВ.

 Каждый ученик знает, какая трудная тема производные предлоги. Запомнить предлоги, пишущиеся слитно, можно с помощью рифмовки: Слитно пишутся предлоги:  НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,  Ещё НАПОДОБИЕ, знаю все наперечёт:  ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ.

Каждый ученик знает, какая трудная тема производные предлоги. Запомнить предлоги, пишущиеся слитно, можно с помощью рифмовки:

Слитно пишутся предлоги:

НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,

Ещё НАПОДОБИЕ, знаю все наперечёт:

ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ.

3. Нахождение ярких ассоциаций

3. Нахождение ярких ассоциаций

Звуковые ассоциации уд ИРА ет, нат ИРА ет, зам ИРА ет, заб ИРА ет, отп ИРА ет. Важно запомнить, что если за корнем –а-, то в корне и. «Ира» хочет быть только «ирой», а не «ерой».

Звуковые ассоциации

уд ИРА ет, нат ИРА ет, зам ИРА ет,

заб ИРА ет, отп ИРА ет.

Важно запомнить, что если за корнем –а-, то в корне и.

«Ира» хочет быть только «ирой», а не «ерой».

дозИровать = разделить на дозы: « И эту часть, И эту, И другую такую же дозу, И ещё….». То есть И выполняет роль разделения на равные части. На эту букву в данном слове и падает ударение! озлОбить – злО, опОшлят – пОшлО. Оба слова несут отрицательную смысловую нагрузку: «злООООО, пОООООшло….ОООООО! как это плООООхо. » принУдить – ПриНУдить – значит заставить, убедить, что это НУжно сделать. Когда заставляют, часто произносят фразу: «НУ-ка, сделай!» Выделим овалом слог НУ. освЕдомиться , освЕдомишься и вероисповЕдание (существительное)- выделяем овалом во всех словах корень ВЕД – он всегда ударный!

дозИровать = разделить на дозы: « И эту часть, И эту, И другую такую же дозу, И ещё….». То есть И выполняет роль разделения на равные части. На эту букву в данном слове и падает ударение!

озлОбить – злО, опОшлят – пОшлО. Оба слова несут отрицательную смысловую нагрузку: «злООООО, пОООООшло….ОООООО! как это плООООхо. »

принУдить – ПриНУдить – значит заставить, убедить, что это НУжно сделать. Когда заставляют, часто произносят фразу: «НУ-ка, сделай!» Выделим овалом слог НУ.

освЕдомиться , освЕдомишься и вероисповЕдание (существительное)- выделяем овалом во всех словах корень ВЕД – он всегда ударный!

1 спряжение 2 спряжение 3 спряжение

1 спряжение

2 спряжение

3 спряжение

4. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов  Слово ЗАВТРАК . Созвучное ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак РАКи». Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали запоминаемую букву «А» через рисунок. А придуманная фраза и хорошо звучит, и хорошо представляется. ВИНЕГРЕТ – созвучные слова «ВИНт» и «НЕГР», составить сюжет: «Винт негру попался в винегрете». ФАНТа «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ . уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИК е. В ОКна ЗАЛА ВОКЗАЛА солнце светило. КОЛ за ЛЕКЦИю – это не КОЛЛЕКЦИя . Кот Тедж залез в КОТТЕДЖ .

4. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов

Слово ЗАВТРАК . Созвучное ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак РАКи». Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали запоминаемую букву «А» через рисунок. А придуманная фраза и хорошо звучит, и хорошо представляется.

ВИНЕГРЕТ – созвучные слова «ВИНт» и «НЕГР», составить сюжет: «Винт негру попался в винегрете».

ФАНТа «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ .

уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИК е.

В ОКна ЗАЛА ВОКЗАЛА солнце светило.

КОЛ за ЛЕКЦИю – это не КОЛЛЕКЦИя .

Кот Тедж залез в КОТТЕДЖ .

Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Пассажир – пассажир берет билет в кассе. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Запад – на западе солнце падает. В слове спряталось другое слово. Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.) Облако – на облаке лак. Живя в трущобе -глядите в оба! СТИПЕНДИЯ (бывает разного типа: повышенная, президентская и т.д.); ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО);

Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Пассажир – пассажир берет билет в кассе.

Улица – на улице встречаю знакомые лица.

Запад – на западе солнце падает.

В слове спряталось другое слово.

Горизонт – гори, зонт!

(Нарисуй этот фантастический сюжет.)

Облако – на облаке лак.

Живя в трущобе -глядите в оба!

СТИПЕНДИЯ (бывает разного типа: повышенная, президентская и т.д.);

ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО);

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!