Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил
Левкина Юлия Валерьевна,
учитель русского языка , литературы
МКОУ Луговской СОШ
Зонального района Алтайского края
Согласно словарю С.И. Ожегова.
« Мнемоника – это совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения.» [1,с. 357]
Согласно словарю иностранных слов мнемоника
(греч. mnemonikon – искусство запоминания) – иначе мнемотехника – совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов
В настоящее время основными
приемами запоминания являются:
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
2. Рифмизация.
3. Нахождение ярких ассоциаций – картинки, фразы, сказки, звуки.
4. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии– чик .
Когда пишется – чик ?
Да ты же сам знаешь!» Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з.
Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист
Правило ЮЛИ
Пишем через дефис слова, если после «пол» следует:
Ю — существительное, которое пишется с заглавной буквы. Например, пол-Екатеринбурга или пол-России
л — слово, которое начинается на «л». Допустим, пол-лица или пол-лета
и — существительное, которое начинается на гласную. Например, пол-арбуза или пол-апреля
2. Рифмизация — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации.
Долго ели т О рты – не налезли ш О рты!
Звон И т звонарь, звон Я т в звонок.
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке св Ё кла!
Фен О мен звон И т по сред А м, прин Я в догов О р по год А м.
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
без ботинок , без сапог , без носков и без чулок .
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.
Не будем улыбаться,
Хватит балов А ться.
Снова бегемот
Сломал нефтепров О д.
Грущу по Вас или по Вам ?
Нам помогут инициалы А.С.Пушкина.
«Родная, я грущу по Вас », -
подписался просто А.С.
Слышишь ШОРОХ?
Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с
аппетитом ест КРЫЖОВНИК.
Он так объелся, что на брюках лопнул ШОВ.
Каждый ученик знает, какая трудная тема производные предлоги. Запомнить предлоги, пишущиеся слитно, можно с помощью рифмовки:
Слитно пишутся предлоги:
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
Ещё НАПОДОБИЕ, знаю все наперечёт:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ.
3. Нахождение ярких ассоциаций
Звуковые ассоциации
уд ИРА ет, нат ИРА ет, зам ИРА ет,
заб ИРА ет, отп ИРА ет.
Важно запомнить, что если за корнем –а-, то в корне и.
«Ира» хочет быть только «ирой», а не «ерой».
дозИровать = разделить на дозы: « И эту часть, И эту, И другую такую же дозу, И ещё….». То есть И выполняет роль разделения на равные части. На эту букву в данном слове и падает ударение!
озлОбить – злО, опОшлят – пОшлО. Оба слова несут отрицательную смысловую нагрузку: «злООООО, пОООООшло….ОООООО! как это плООООхо. »
принУдить – ПриНУдить – значит заставить, убедить, что это НУжно сделать. Когда заставляют, часто произносят фразу: «НУ-ка, сделай!» Выделим овалом слог НУ.
освЕдомиться , освЕдомишься и вероисповЕдание (существительное)- выделяем овалом во всех словах корень ВЕД – он всегда ударный!
1 спряжение
2 спряжение
3 спряжение
4. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов
Слово ЗАВТРАК . Созвучное ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак РАКи». Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали запоминаемую букву «А» через рисунок. А придуманная фраза и хорошо звучит, и хорошо представляется.
ВИНЕГРЕТ – созвучные слова «ВИНт» и «НЕГР», составить сюжет: «Винт негру попался в винегрете».
ФАНТа «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ .
уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИК е.
В ОКна ЗАЛА ВОКЗАЛА солнце светило.
КОЛ за ЛЕКЦИю – это не КОЛЛЕКЦИя .
Кот Тедж залез в КОТТЕДЖ .
Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Запад – на западе солнце падает.
В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт!
(Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облаке лак.
Живя в трущобе -глядите в оба!
СТИПЕНДИЯ (бывает разного типа: повышенная, президентская и т.д.);
ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО);
Спасибо за внимание!