СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Ионный обмен"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить реакции ионного обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции ионного обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ионный обмен"»

«Ум заключается не только в знании,  но и в умении прилагать знания на деле» (Аристотель)

«Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать

знания на деле» (Аристотель)

Тест. Диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты. 1. К электролитам не относится:  1) MgCl 2   2) Ba(OH) 2  3) Na 3 PO 4  4) С aCO 3 2. К электролитам относится:  1) BaO  2) С aCO 3   3) K 3 PO 4  4) Al(OH) 3 3. Слабая кислота – это:   1) HNO 3   2) H 2 SiO 3   3) H 2 SO 4  4) H С lO 4 4. Сильная кислота – это:  1) H 2 SO 3   2) H 2 SiO 3   3) H 2 S  4) H 2 SO 4  5 .Вещество, которое при растворении в воде диссоциирует с образованием карбонат – ионов, - это:   1) Na 2 CO 3   2) CO 2   3) H 2 CO 3   4) MgCO 3 6 .Слабое основание – это:  1) Mg ( OH ) 2   2) Ba(OH) 2   3) KOH  4) NaOH

Тест. Диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты.

1. К электролитам не относится:

1) MgCl 2 2) Ba(OH) 2 3) Na 3 PO 4 4) С aCO 3

2. К электролитам относится:

1) BaO 2) С aCO 3 3) K 3 PO 4 4) Al(OH) 3

3. Слабая кислота – это:

1) HNO 3 2) H 2 SiO 3 3) H 2 SO 4 4) H С lO 4

4. Сильная кислота – это:

1) H 2 SO 3 2) H 2 SiO 3 3) H 2 S 4) H 2 SO 4

5 .Вещество, которое при растворении в воде диссоциирует с образованием карбонат – ионов, - это:

1) Na 2 CO 3 2) CO 2 3) H 2 CO 3 4) MgCO 3

6 .Слабое основание – это:

1) Mg ( OH ) 2 2) Ba(OH) 2 3) KOH 4) NaOH

7. Ионы металла и гидроксид-ионы при электролитической диссоциации образует: 1) гидроксид меди ( II ) 3)  азотная кислота 2) гидроксид калия 4) нитрат кальция 8. Ионы водорода и кислотного остатка при электролитической диссоциации образует: 1) серная кислота  3)  аммиак 2) хлорид аммония  4) сульфат калия
  • 7. Ионы металла и гидроксид-ионы при электролитической диссоциации образует:
  • 1) гидроксид меди ( II ) 3) азотная кислота
  • 2) гидроксид калия 4) нитрат кальция
  • 8. Ионы водорода и кислотного остатка при электролитической диссоциации образует:
  • 1) серная кислота 3) аммиак
  • 2) хлорид аммония 4) сульфат калия
Ответ: 1.(4) 2.(3) 3.(2) 4 .(4) 5.(1) 6.(1) 7.(2) 8.(1)
  • Ответ:
  • 1.(4)
  • 2.(3)
  • 3.(2)
  • 4 .(4)
  • 5.(1)
  • 6.(1)
  • 7.(2)
  • 8.(1)
Эксперимент 1. Слить растворы хлорида магния и сульфата натрия. 2. Слить растворы хлорида железа ( III ) и гидроксида натрия.

Эксперимент

1. Слить растворы хлорида магния и сульфата натрия.

2. Слить растворы хлорида железа ( III ) и гидроксида натрия.

ТЕМА УРОКА Реакции ионного обмена

ТЕМА УРОКА

Реакции ионного обмена

Основные понятия:   полное и сокращённое ионные уравнения, реакции ионного обмена Цель урока:  изучить реакции ионного обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции ионного обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.

Основные понятия:

  полное и сокращённое ионные уравнения, реакции ионного обмена

Цель урока: изучить реакции ионного обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции ионного обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.

Реакции ионного обмена Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций - ионными уравнениями .  Правила составления ионных уравнений: - вещества, выпадающие в осадок, малодиссоциирующие вещества, газообразные записываются в молекулярном виде. ↓ - осадок, ↑- газ.  Сильные электролиты записывают в виде ионов.

Реакции ионного обмена

  • Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций - ионными уравнениями .
  • Правила составления ионных уравнений:
  • - вещества, выпадающие в осадок, малодиссоциирующие вещества, газообразные записываются в молекулярном виде.
  • - осадок, ↑- газ.
  • Сильные электролиты записывают в виде ионов.
Реакции обмена протекают до конца: - если образуется осадок; - выделяется газ; - малодиссоциирующие вещества - (слабые электролиты, например  вода). Правило: если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакция обмена не протекает до конца, т.е. является обратимой. При этом ставится знак обратимости.
  • Реакции обмена протекают до конца:
  • - если образуется осадок;
  • - выделяется газ;
  • - малодиссоциирующие вещества - (слабые электролиты, например вода).
  • Правило: если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакция обмена не протекает до конца, т.е. является обратимой. При этом ставится знак обратимости.
Молекулярное уравнение FeCl 3 + 3NaOH →Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl Полное ионное уравнение (ПИУ) Fe 3+ + 3С l - + 3Na + + 3OH - → Fe(OH) 3 ↓+ 3Na + + 3С l -  Сокращенное ионное уравнение (СИУ) Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3 ↓
  • Молекулярное уравнение
  • FeCl 3 + 3NaOH →Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl
  • Полное ионное уравнение (ПИУ)
  • Fe 3+ + 3С l - + 3Na + + 3OH - → Fe(OH) 3 ↓+ 3Na + + 3С l -
  • Сокращенное ионное уравнение (СИУ)
  • Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3
Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества Задание для группы № 1 Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода . Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции(вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества- воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества

  • Задание для группы № 1
  • Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода .
  • Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции(вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества- воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.
Реакции, идущие с образованием осадка Задание для группы № 2. Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество – осадок Проделайте реакцию между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Какой признак этой реакции? Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Реакции, идущие с образованием осадка

  • Задание для группы № 2.
  • Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество – осадок
  • Проделайте реакцию между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Какой признак этой реакции? Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.
Реакции, идущие с образованием газообразного вещества Задание для группы № 3 Если в результате реакции выделяется газообразное вещество . Проделайте реакцию между карбонатом натрия и серной кислотой. Какой признак этой реакции? Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Реакции, идущие с образованием газообразного вещества

  • Задание для группы № 3
  • Если в результате реакции выделяется газообразное вещество .
  • Проделайте реакцию между карбонатом натрия и серной кислотой. Какой признак этой реакции? Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.
Одно из взятых исходных веществ практически нерастворимо CuO, Fe 2 O 3 , Cu(OH) 2 , Zn(OH) 2 , CaCO 3 , Fe(OH) 3 и др. 1группа – действие серной кислоты на гидроксид меди ( II ) 2 группа – действие соляной кислоты на оксид меди ( II ) 3группа – действие соляной кислоты на карбонат кальция

Одно из взятых исходных веществ практически нерастворимо

  • CuO, Fe 2 O 3 , Cu(OH) 2 , Zn(OH) 2 , CaCO 3 , Fe(OH) 3 и др.
  • 1группа – действие серной кислоты на гидроксид меди ( II )
  • 2 группа – действие соляной кислоты на оксид меди ( II )
  • 3группа – действие соляной кислоты на карбонат кальция
Задание. Составьте молекулярные и полные ионные уравнения – по сокращенным ионным уравнениям. 1 группа SO 3 2- + 2H + →H 2 O + SO 2 ↑ Fe 2+ + 2OH - →Fe(OH) 2 ↓ 2 группа CO 3 2- + 2H + → H 2 O + CO 2 ↑  NH 4 + + OH - →NH 3 ↑ + H 2 O 3 группа 2PO 4 3- + 3Ba 2+ →Ba 3 (PO 4 ) 2 Al 3+ + 3OH - →Al(OH) 3 ↓

Задание. Составьте молекулярные и полные ионные уравнения – по сокращенным ионным уравнениям.

  • 1 группа
  • SO 3 2- + 2H + →H 2 O + SO 2
  • Fe 2+ + 2OH - →Fe(OH) 2
  • 2 группа
  • CO 3 2- + 2H + → H 2 O + CO 2
  • NH 4 + + OH - →NH 3 ↑ + H 2 O
  • 3 группа
  • 2PO 4 3- + 3Ba 2+ →Ba 3 (PO 4 ) 2
  • Al 3+ + 3OH - →Al(OH) 3
Значение реакции ионного обмена

Значение реакции ионного обмена

Закончите предложение Мне больше всего удалось… Сегодня я узнал… Было сложно… Было интересно… Теперь я могу… Я попробовал…
  • Закончите предложение
  • Мне больше всего удалось…
  • Сегодня я узнал…
  • Было сложно…
  • Было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Я попробовал…
Домашнее задание.  Упр.1,2,3,4,5 стр. 39   Задания: №2-21, 2-25,  2-26 стр. 21   Творческое задание.  Составьте кроссворд по теме «Электролитическая диссоциация».
  • Домашнее задание.

Упр.1,2,3,4,5 стр. 39 

Задания: №2-21, 2-25, 2-26 стр. 21

  •   Творческое задание.  Составьте кроссворд по теме «Электролитическая диссоциация».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!