Иллюстрации к роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева
Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы Беленко-Линёва М.П.
Боклевский Пётр Михайлович (1816-1897) – русский художник, график.
Пётр Михайлович Боклевский посвятил себя книжной иллюстрации. Высшим достижением художника считаются ироничные, яркие, характерные портреты и иллюстрации к произведениям русских литераторов, в том числе, И. С. Тургенева. «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И. С. Тургенева П. М. Боклевский проиллюстрировал в 1862 году, «Записки охотника» – в 1859- 1869 году, «Муму» – в 1859 году. «Записки охотника» пленили художника своей яркостью, и он дал несколько рисунков к ним: появились «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Валетка», «Касьян с Красивой Мечи», были созданы Лиза, Лаврецкий, Рудин и Инсаров, а впоследствии – «Братья Кирсановы», Одинцова, Базаров, Кукшина и Фенечка из «Отцов и детей». Иллюстрации к «Запискам охотника» до нас, к сожалению, не дошли. Всего было 10 – 12 рисунков. Известен лишь карандашный набросок к последним рассказам – портрет «Старика из Ананьева». Не сохранились также первоначальные рисунки к роману «Дворянское гнездо». Рисунки к роману «Отцы и дети» известны по многочисленным авторским повторениям 1870 – 1890 годов. О популярности рисунков художника говорит и тот факт, что даже конфетные фантики ведущих кондитерских фабрик XIX века украшались героями, вышедшими из-под руки П. М. Боклевского. Учебники литературы советского периода непременно снабжались его колоритными иллюстрациями.
П.М. Боклевский. Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX в.
П.М. Боклевский. Павел Петрович Кирсанов. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX в.
П. М. Боклевский. Кукшина
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) – живописец.
Профессор (1881). Член Академии художеств (1898). Павел Осипович писал батальные и жанровые полотна, делал рисунки и иллюстрации. Выполнил иллюстрации к романам И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». Произведения П. О. Ковалевского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея.
С офорта работы В. Матэ
Архипов Иван (Жан) Дмитриевич (1926 - 1993) – график.
- Член Союза художников СССР. Иван (Жан) Дмитриевич Архипов — Заслуженный художник России.
- Родился Иван (Жан) Дмитриевич Архипов 19 октября 1926 года в селе Кусиново Калужской области. Учился в МСХШ (до 1945 года) и МГХИ им. В. И. Сурикова у Б. А. Дехтерева (1945-1951 годы).
- Иллюстрировал и оформлял книги для Детгиза: «Поэмы Гомера» (1953), «Отцы и дети» И. С. Тургенева (1955), «Песнь о Роланде» (1962), «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви» Р. И. Фраермана (1963), «Аэлита» А. Н. Толстого, «На краю Ойкумены» И. Ефремова, «В Помпеях был праздник» К. Моисеевой.
- Работы художника хранятся во многих региональных музеях и частных собраниях.
https://kniga3000.ru/artist57
И. Д. Архипов. Дуэль. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Источник: И.С. Тургенев. Отцы и дети. М.: Детская литература, 2006 г.
Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Художник – Иван Архипов.
Боровский Давид Борисович (1926-2004) – живописец, график, театральный художник.
Уже в 1954-1956 годах принимал участие в оформлении собрания сочинений И. С. Тургенева. И. С. Тургенев стал для художника писателем всей его жизни. В 1962 году художник выполнил свою лучшую иллюстрационную работу зрелого периода – оформление повести И. С. Тургенева «Вешние воды». Художник и в дальнейшем иллюстрировал Тургенева, дополняя уже сложившийся тургеневский мир новыми образами. «Им выполнены рисунки к 12 произведениям писателя. В их числе серии к романам, повестям,
а также к отдельным рассказам». Произведения Боровского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также во многих провинциальных музеях и музеях-усадьбах городов, связанных с жизнью И. С. Тургенева и дорожащих памятью о нём: Орле, Спасском-Лутовинове, Туле, Клине, французском Буживале.
Д.Б. Боровский. Одинцова. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Д.Б. Боровский. Аркадий и Катя. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Давид Боровский. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров
Д.Б. Боровский. Родители Базарова. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – художник. Профессор (1870).
Художник. Профессор(1870). Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
СТАРИКИ-РОДИТЕЛИ НА МОГИЛЕ СЫНА 1-АЯ ПОЛОВИНА 1870-Х
Размер - 42,6 x 38,2
Материал - холст
Техника - масло
Приобретено П.М. Третьяковым у К.С. Татаринова. Не позднее 1883
- Литература и живопись постоянно ищут встречи друг с другом в культуре ХIХ столетия. И эта небольшая, но очень искренняя картина Перова – один из примеров такой встречи. Художник обратился к заключительным страницам романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), описывающим скорбные посещения скромного сельского кладбища родителями Базарова: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, как почти все наши кладбища оно являет вид печальный… серые деревянные кресты поникли… два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень… Но между ними есть одна могила… Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней из далекой деревушки часто приходят два дряхлых старичка, поддерживая друг друга идут они отяжелевшей походкой, приблизятся к ограде, припадут и станут на колени и долго и горько плачут и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын… Какое бы страстное, грешное бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…».
- Перов остановился на эпизоде романа, полном щемящей грусти, горького чувства одинокой старости, призыва к всепрощению и любви. Картина по-новому освещает весь роман, обогащает его восприятие. Художник сумел достичь удивительной выразительности поз. Мы не видим лиц, но мы безошибочно угадываем состояние и характер героев.
- На могиле атеиста Базарова, литературного воплощения героя-нигилиста 1860-х годов, «нового человека», нет креста, вместо него – венок, деталь, полная символического значения, намек на мученическую судьбу, христианский путь самоотречения и самоотдачи, признание значения жизни таких людей, как Базаров.
ИСТОЧНИКИ:
Слайд 2- фото: https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_% D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Слайды 3,4,6,7,8,10, 16: https :// www.literaturus.ru/2015/08/illjustracii-roman-otcy-i-deti-turgenev.html Слайд 5 - фото: https :// design.wikireading.ru/10310 Слайд 9 – фото: https:// kniga3000.ru/artist57
Слайд 11: https:// magisteria.ru/rus-lit-prose-19/fathers-and-sons-1 Слайд 12 – фото: https://shishkin-gallery.ru/artists/borovskiy-david-borisovich
Слайды 13, 14, 15: https://orenlib.ru/news/proliteraturu/portret-odnoj-knigi-otcy-i-deti-ivana-turgeneva.html
Слайды 17,18, 19, 20: https:// my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21010