СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Идеал человека в "Повести о Петре и Февронии Муромских" 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена информация о жанровом многообразии древнерусской литературы. Учащиеся получают возможность вспомнить и сравнить сказку, житие и повесть. Анализ это сказания, заставляет учащихся задуматься об отношениях между людьми, подумать, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Идеал человека в "Повести о Петре и Февронии Муромских" 6 класс»

Идеал человека в Повести о Петре и Февронии Муромских

Идеал человека в

Повести о Петре и Февронии Муромских

Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг. Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов.

Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.

Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях.

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов.

Жанры древнерусской литературы ЖАНР  – это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Жанры древнерусской литературы исследователи делят на первичные и объединяющие .

Жанры древнерусской литературы

ЖАНР – это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.

Жанры древнерусской литературы исследователи делят на первичные и объединяющие .

Первичные жанры Объединяющие жанры житие  – описание духовных подвигов и добрых дел святых; слово  – образец торжественного красноречия; поучение  – проникновенная беседа о духовных ценностях; повесть  – повествование о важных исторических событиях; хождение (хожение) – описание различных путешествий в иные земли или приключений; летописный рассказ  – развернутое описание; летописное сказание  – повествование с отсылкой к устному фольклорному преданию; погодная запись  – краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи. летопись  – повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности; хронограф – описание времени 15-16 вв.; четьи-минеи – собрание произведений о святых людях; патерик – описание жизни святых отцов.

Первичные жанры

Объединяющие жанры

  • житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых;
  • слово – образец торжественного красноречия;
  • поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях;
  • повесть – повествование о важных исторических событиях;
  • хождение (хожение) – описание различных путешествий в иные земли или приключений;
  • летописный рассказ – развернутое описание;
  • летописное сказание – повествование с отсылкой к устному фольклорному преданию;
  • погодная запись – краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи.
  • летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности;
  • хронограф – описание времени 15-16 вв.;
  • четьи-минеи – собрание произведений о святых людях;
  • патерик – описание жизни святых отцов.
Примеры произведений древнерусской литературы  (жанровая принадлежность): «Житие Александра Невского» Житие «Слово о Законе и Благодати» Слово Поучение «Поучение Владимира Мономаха» Повесть «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Хождение «Хожение за три моря» (Афанасий Никитин) Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского Летописный рассказ Сказание о мести Ольги древлянам Летописное сказание Погодная запись Погодные записи из «Повести временных лет»

Примеры произведений древнерусской литературы

(жанровая принадлежность):

«Житие Александра Невского»

Житие

«Слово о Законе и Благодати»

Слово

Поучение

«Поучение Владимира Мономаха»

Повесть

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Хождение

«Хожение за три моря» (Афанасий Никитин)

Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского

Летописный рассказ

Сказание о мести Ольги древлянам

Летописное сказание

Погодная запись

Погодные записи из «Повести временных лет»

Древнерусская литература ПАТРИОТИЗМ ГЛУБОКАЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ( ГУМАНИЗМ) ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ ТЕМАТИКИ ОТКРЫТАЯ ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ

Древнерусская литература

ПАТРИОТИЗМ

ГЛУБОКАЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

( ГУМАНИЗМ)

ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ ТЕМАТИКИ

ОТКРЫТАЯ ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ

Нравственность   - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.  Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя Как вы понимаете это высказывание ,  которое является эпиграфом к нашему уроку?

Нравственность   - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.  Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя

Как вы понимаете это высказывание которое является эпиграфом к нашему уроку?

Карта Московского государства 15 век ХVI век…  - время образования единого Русского государства. Появление в 13 веке отдельного Московского княжества и расширение его территорий в 14-15 веках стало основным шагом к образованию Русского централизованного государства

Карта Московского государства 15 век

ХVI век…  - время образования единого

Русского государства.

Появление в 13 веке отдельного Московского княжества и расширение его территорий в

14-15 веках стало основным шагом к образованию Русского централизованного государства

Важную роль в укреплении Русского централизованного государства сыграл Иван IV Васильевич (годы правления – 1533 – 1584). В январе 1547 года он принял титул царя, что знаменовало переход к новому этапу в развитии государства.

Важную роль в укреплении Русского централизованного государства сыграл Иван IV Васильевич (годы правления – 1533 – 1584). В январе 1547 года он принял титул царя, что знаменовало переход к новому этапу в развитии государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария  по порядку месяцев и дней составляется сборник  житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов.  митрополит Макарий 

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария  по порядку месяцев и дней составляется сборник  житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. 

митрополит Макарий 

Сборник назывался

Сборник назывался "Великие Четьи - Минеи"  (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ), предназначался для ежедневного «душеполезного» чтения в течение месяца. И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Икона Минея

годовая

четьи – книги для чтения

минеи – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать

Великие Четьи-Минеи – сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память

Автором повести считается Ермолай-Еразм. Сведений о нём дошло немного. Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.  В Москве им были написаны по крайней мере три произведения, в том числе, и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Её появление на свет связано с церковным собором 1547 года, на котором были канонизированы муромские святые. (Напомним, что в этом году венчается на царство государь Всея Руси Иван IV Грозный.) Преподобный Еразм Печерский. венчание на царство Ивана Грозного в 1547 году 7

Автором повести считается Ермолай-Еразм. Сведений о нём дошло немного. Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

В Москве им были написаны по крайней мере три

произведения, в том числе,

и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Её появление на свет связано с церковным собором 1547 года, на котором были канонизированы муромские святые.

(Напомним, что в этом году

венчается на царство

государь Всея Руси

Иван IV Грозный.)

Преподобный

Еразм Печерский.

венчание на царство

Ивана Грозного

в 1547 году

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией. Благослови, отче»

«Повесть

о Петре и Февронии

Муромских»

«Повесть о житии святых новых

чудотворцев муромских,

благоверного, и преподобного,

и достохвального князя Петра,

нареченного во иночестве

Давидом, и супруги его,

благоверной, и преподобной, и

достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией. Благослови, отче»

К  созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай - Еразм   приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов. Петр и Феврония – исторические личности.  Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония. Рукопись Ермолая-Еразма Ермолай-Еразм  литературно обработал местные предания и создал повесть.

К  созданию «Повести о Петре и Февронии»

Ермолай - Еразм   приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония – исторические личности.  Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

Рукопись Ермолая-Еразма

Ермолай-Еразм  литературно обработал местные предания и создал повесть.

Митрополит  – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху). «Великие Четьи – Минеи»  - сборник житий всех святых православной церкви. Благочестивый  – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди. Праведный, праведник  -    святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Иночество  -   буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество;  Инок  – православный монах. Канонизация  – причисление к лику святых. словарь
  • Митрополит  – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
  • «Великие Четьи – Минеи»  - сборник житий всех святых православной церкви.
  • Благочестивый  – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
  • Праведный, праведник  -    святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
  • Иночество  -   буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; 
  • Инок  – православный монах.
  • Канонизация  причисление к лику святых.

словарь

Но, как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения). ПОЧЕМУ? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения и через составление таблицы.

Но, как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения). ПОЧЕМУ?

Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения и через составление таблицы.

Сказка Житие Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Повесть Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,  их деяний. По́весть — прозаический жанр, тяготеющий Жития имели определенную структуру. к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Сказка

Житие

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Повесть

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,

их деяний.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

Жития имели определенную структуру.

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Черты каких жанров присутствуют в произведении? Проверим, как вы справились с домашним заданием.  1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития, 3 ряд – черты повести

Черты каких жанров присутствуют в произведении?

Проверим, как вы справились с домашним заданием. 

1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения,

2 ряд – черты жития,

3 ряд – черты повести

Его можно узнать по таким характерным чертам:  Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертныйи пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.  Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».  События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.  Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам. Каковы признаки жанра сказки?

Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертныйи пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Каковы признаки

жанра сказки?

Особенности повести как жанра литературы.  средний объем,  часто одна сюжетная линия, история жизни главного героя, соприкасающаяся с судьбами других героев;  сюжет повести обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие;  побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют;  действие происходит в небольшом промежутке времени и пространства;  количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе;  повествование ведётся от имени автора или рассказчика;  преобладание хроникального начала в сюжете. Каковы признаки жанра повести?

Особенности повести как жанра литературы.

  • средний объем,
  • часто одна сюжетная линия, история жизни главного героя, соприкасающаяся с судьбами других героев;
  • сюжет повести обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие;
  • побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют;
  • действие происходит в небольшом промежутке времени и пространства;
  • количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе;
  • повествование ведётся от имени автора или рассказчика;
  • преобладание хроникального начала в сюжете.

Каковы признаки

жанра повести?

Обязательные элементы жития святого Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие.  Похвала самому святому.  Рассказ о чудесном рождении святого. В житии обязательно описывают чудеса святого.  Заканчивается житие тоже прославлением Бога. Каковы признаки ЖИТИЯ?

Обязательные элементы жития святого

  • Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие.
  • Похвала самому святому.
  • Рассказ о чудесном рождении святого.
  • В житии обязательно описывают чудеса святого. 
  • Заканчивается житие тоже прославлением Бога.

Каковы признаки

ЖИТИЯ?

СКАЗКА • Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…» • Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. • Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель. • По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея. • Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей». • Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) • Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей) • Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

СКАЗКА

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло:

Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

ПОВЕСТЬ  Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).  Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).  В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.  В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

ПОВЕСТЬ

  • Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
  • Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
  • В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
  • В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

ЖИТИЕ 1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр — благочестивый, святой; Феврония — святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

ЖИТИЕ

1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр — благочестивый, святой; Феврония — святая, преподобная, преблаженная, блаженная).

2. Есть похвальное слово святым.

3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”.

4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных).

5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

Назовите основной жанр этого произведения и докажите. Основной  жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых. Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»?  Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога . В этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести. Это  житийная повесть с элементами народно-сказочного характера

Назовите основной жанр этого произведения и докажите.

Основной  жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.

Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? 

Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога .

В этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Это  житийная повесть с элементами народно-сказочного характера

ОБЩИЙ ВЫВОД: Нетрадиционный характер житийной

ОБЩИЙ ВЫВОД:

Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.)

МУ­РОМ­ всту­пил на Му­ром­ский пре­стол в 1203. Святая благоверная княгиня Феврония Муромская князь Петр, нареченный во иночестве Давидом Оба скон­ча­лись 25 июня 1228 го­да, при­няв пе­ред этим мо­на­ше­ский по­стриг с име­на­ми Да­вид и Ефросинией

МУ­РОМ­

всту­пил на Му­ром­ский пре­стол в 1203.

Святая благоверная княгиня Феврония Муромская

князь Петр,

нареченный во иночестве

Давидом

Оба скон­ча­лись 25 июня 1228 го­да, при­няв пе­ред этим мо­на­ше­ский по­стриг с име­на­ми Да­вид и Ефросинией

Характеристика образов ПЁТР ФЕВРОНЬЯ

Характеристика образов

ПЁТР

ФЕВРОНЬЯ

образ ПЕТРА 1. Человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный.  Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите. 2. Что мешает ему поступить иначе? 3. Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? 4. Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте.  5. Быть  невысокомерным , значит быть каким?  Князь Петр Муромский

образ ПЕТРА

1. Человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный.  Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

2. Что мешает ему поступить иначе?

3. Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?

4. Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. 

5. Быть  невысокомерным , значит быть каким? 

Князь

Петр Муромский

6. Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?  7. Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? 8. Какие еще черты  раскрываются в характере Петра?  9. Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества. Докажите текстом.

6. Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? 

7. Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?

8. Какие еще черты  раскрываются в характере Петра? 

9. Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества. Докажите текстом.

Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества. Докажите текстом. 1. Верность заповедям Божьим, вера в Бога (благочестие, религиозность). Петр молится в церкви. «А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Пришёл он в неё один помолиться.…» - с. 91 2. Принимает монашество.  «В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие* одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Пётр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Евфросинией.» - с. 100 3. Мудрость. Догадался, что змей – не его брат Павел.  «Раз случилось ему прийти в покои к брату своему, и сразу же от него пошёл он к снохе своей, в другие покои, и увидел, что брат его у неё сидит. .» - с. 91

Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества. Докажите текстом.

1. Верность заповедям Божьим, вера в Бога (благочестие, религиозность). Петр молится в церкви.

«А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Пришёл он в неё один помолиться.…» - с. 91

2. Принимает монашество. 

«В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие* одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Пётр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Евфросинией.» - с. 100

3. Мудрость. Догадался, что змей – не его брат Павел. 

«Раз случилось ему прийти в покои к брату своему, и сразу же от него пошёл он к снохе своей, в другие покои, и увидел, что брат его у неё сидит. .» - с. 91

4. Любовь и верность к близким. Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч.  «Князь же Пётр, услыхав от брата своего, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его — не ведал он ничего об Агриковом мече.-с. 90-91 5. Был верен Февронии.   «Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрёг княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить.». с. 98 Изгнание Петра и Февронии из Мурома Бояре просят князя Петра вернуться в Муром 6. Умение прощать. Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром. «… господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала жёнами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши … и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!.» -с. 98

4. Любовь и верность к близким. Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. 

«Князь же Пётр, услыхав от брата своего, что змей назвал

того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его — не ведал он ничего об Агриковом мече.-с. 90-91

5. Был верен Февронии.  

«Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрёг княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить.».

с. 98

Изгнание Петра и Февронии

из Мурома

Бояре просят князя

Петра вернуться в Муром

6. Умение прощать. Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

«… господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя

тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала жёнами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши … и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!.» -с. 98

7. Справедливый правитель «И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям...» - с. 99 «И державствовали в городе том, ходя во всех заповедях и оправданиях Господних, без порока, пребывая в молитвах непрестанных и милосердии ко всем людям, под властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать; ко всем любовь одинаковую имея, не любили ни гордости, ни хищений, ни богатств тленных не сберегали, но в Бога богатели». Пётр и Феврония Муромские иконы с житием

7. Справедливый правитель

«И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям...» - с. 99

«И державствовали в городе том, ходя во всех заповедях и оправданиях Господних, без порока, пребывая в молитвах непрестанных и милосердии ко всем людям, под властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать; ко всем любовь одинаковую имея, не любили ни гордости, ни хищений, ни богатств тленных не сберегали, но в Бога богатели».

Пётр и Феврония Муромские

иконы с житием

образ ФЕВРОНИИ Кто такая Феврония? Когда мы впервые знакомимся с Февронией? Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. Знакомство происходит, когда гонец ищет лекаря для князя Петра Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. С какой целью автор использует загадки в тексте? Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы». Феврония (в миру Евфросиния)

образ ФЕВРОНИИ

Кто такая Феврония? Когда мы впервые знакомимся с Февронией?

Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.

Знакомство происходит, когда гонец ищет лекаря для князя Петра

Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. С какой целью автор использует загадки в тексте?

Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».

Феврония (в миру Евфросиния)

Что еще доказывает мудрость героини?  Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать  из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны - сделать из чурочки станок (с. 95) Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек  Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Почему Феврония полюбила Петра, не видев его?  Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением Какими еще качествами обладает Феврония? Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением

Что еще доказывает мудрость героини? 

Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать  из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны - сделать из чурочки станок (с. 95)

Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком?

Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек  Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком.

Почему Феврония полюбила Петра, не видев его? 

Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением

Какими еще качествами обладает Феврония?

Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением

В каких ситуациях проявляются эти качества? Подтвердите цитатами из текста. Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. (с.97) Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями (с. 99) Верность    Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!» -с. 98   Кротость, смирение    Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

В каких ситуациях проявляются эти качества? Подтвердите цитатами из текста.

Дар исцеления больных и дар чудотворения.

Чудеса: Крошки превращаются в ладан. (с.97)

Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями (с. 99)

Верность

   Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!» -с. 98

 

Кротость, смирение

   Прощает бояр, изгнавших

их из Мурома.

Почему, по вашему мнению, автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? Он учит ценить людей по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные . Почему автор не рисует портретов героев повести? Не внешность, не красота главное для него. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Художник Александр Простев

Почему, по вашему мнению, автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

Он учит ценить людей по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные .

Почему автор не рисует портретов героев повести?

Не внешность, не красота главное для него. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки.

Художник Александр Простев

Как завершается жизненный путь  Петра и Февронии? Скончались они в один день и час — 25 июня 1228 года.  Но нашлись законники, которые сказали, что не подобает монахам лежать в одном гробу. И князя положили в отдельном гробу в соборной церкви, а княгиню, тоже в отдельном гробу, в церкви Воздвижения.  Наутро нашли эти гробы пустыми, а тела князя и княгини лежали в общем гробу, в соборной церкви. И опять тела их разлучили, ибо посчитали это событие не Божиим чудом, ачьим-то делом. То есть решили, что кто-то ночью перенес их тела. Приставили стражу. Ну, совсем как в Евангелии.  А наутро вновь тела супругов были в одном гробу. Тогда поняли, что это воля Божия, и не смели уже прикоснуться к святым.  И все, кто с верою притекал к гробнице святых, получал исцеление по молитвам к небесным заступникам.

Как завершается жизненный путь  Петра и Февронии?

Скончались они в один день и час —

25 июня 1228 года.

Но нашлись законники, которые сказали, что не подобает монахам лежать в одном гробу. И князя положили в отдельном гробу в соборной церкви, а княгиню, тоже в отдельном гробу, в церкви Воздвижения.

Наутро нашли эти гробы пустыми, а тела князя и княгини лежали в общем гробу, в соборной церкви.

И опять тела их разлучили, ибо посчитали это событие не Божиим чудом, ачьим-то делом. То есть решили, что кто-то ночью перенес их тела. Приставили стражу. Ну, совсем как в Евангелии.

А наутро вновь тела супругов были в одном гробу. Тогда поняли, что это воля Божия, и не смели уже прикоснуться к святым.

И все, кто с верою притекал к гробнице святых, получал исцеление по молитвам к небесным заступникам.

Примерно через 300 лет после их смерти Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых, а ныне их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме. Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе.

Примерно через 300 лет после их смерти Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых, а ныне их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. В этот день русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. В этот день русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

Инициатива об утверждении нового государственного праздника – Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике 26марта 2008 года.  В 2008 году учреждена медаль «За любовь и верность». Награду вручают ежегодно 8 июля супругам, которые прожили в браке не менее 25 лет и подают общественный пример крепкой семейной жизни. С одной стороны медали изображена ромашка, с оборотной – святые Петр и Феврония.  Муромских чудотворцев также считали покровителями русских царей. Их почитали и совершали паломничество к их мощам Иван Грозный, царица Ирина Годунова, Петр І, Екатерина ІІ, Николай І, Александр ІІ.

Инициатива об утверждении нового государственного праздника – Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике 26марта 2008 года.

В 2008 году учреждена медаль «За любовь и верность». Награду вручают ежегодно 8 июля супругам, которые прожили в браке не менее 25 лет и подают общественный пример крепкой семейной жизни. С одной стороны медали изображена ромашка, с оборотной – святые Петр и Феврония.

Муромских чудотворцев также считали покровителями русских царей. Их почитали и совершали паломничество к их мощам Иван Грозный, царица Ирина Годунова, Петр І, Екатерина ІІ, Николай І, Александр ІІ.

Какие жизненные ценности утверждаются в «Повести о Петре и Февронии Муромских». ?  Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность , м удрость, добросердечие, милосердие А в современное время эти качества ценятся? Какова же основная идея повести?

Какие жизненные ценности утверждаются в

«Повести о Петре и Февронии Муромских». ? 

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность , м удрость, добросердечие, милосердие

А в современное время эти качества ценятся?

Какова же основная идея повести?

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония  показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века  в век, из поколения в поколение,  должно быть в человеке. Давайте и мы  будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония  показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века  в век, из поколения в поколение,  должно быть в человеке. Давайте и мы  будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

Домашнее задание Написать небольшое сочинение  (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии».

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение  (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!