СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Язык художественной литературы. Прецедентные тексты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Язык художественной литературы. Прецедентные тексты"»

Язык художественной литературы.   Прецедентные тексты Подготовила Журба Н. Н.

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

Подготовила Журба Н. Н.

 Стиль художественной литературы   Сфера употребления - х удожественные произведения Основные языковые приметы текста:  устаревшие, просторечные, диалектные слова, языковые средства разных стилей. Образность.

Стиль художественной литературы

  • Сфера употребления - х удожественные произведения
  • Основные языковые приметы текста:

устаревшие, просторечные, диалектные слова, языковые средства разных стилей. Образность.

Прецедентные тексты  Прецедент  – случай  или событие, имевшее место в прошлом и служащее примером или основанием для последующих действий в настоящем

Прецедентные тексты

Прецедент – случай или событие, имевшее место в прошлом и служащее примером или основанием для последующих действий в настоящем

Прецедентные тексты Прецедентными  называют тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и окружению данной личности, и предшественникам, и современникам.

Прецедентные тексты

  • Прецедентными называют тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и окружению данной личности, и предшественникам, и современникам.
Прецедентными текстами могут быть: Цитаты  («Весь мир – театр, а люди в нем актеры») Имена персонажей художественных произведений (Анна Каренина, Дубровский, Обломов) Названия произведений художественной литературы («Война и мир», «Герой нашего времени») Имена известных личностей (Наполеон, Пушкин) Отрывки из песен, фильмов.  

Прецедентными текстами могут быть:

  • Цитаты («Весь мир – театр, а люди в нем актеры»)
  • Имена персонажей художественных произведений (Анна Каренина, Дубровский, Обломов)
  • Названия произведений художественной литературы («Война и мир», «Герой нашего времени»)
  • Имена известных личностей (Наполеон, Пушкин)
  • Отрывки из песен, фильмов.  
Какие крылатые выражения послужили основой для преобразованных из них предложений? Проверьте себя, перейдя по ссылке.   1) Рожденный ползать, куда ты лезешь?  2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.  3) Хороший английский до Кембриджа доведет.  4) И один в поле воин.  5) Ученье свет, а неученых тьма.  6) Не хочу учиться, учиться и учиться.  7) Служить бы рад, прислуживаться тоже.

Какие крылатые выражения послужили основой для преобразованных из них предложений?

Проверьте себя, перейдя по ссылке. 1) Рожденный ползать, куда ты лезешь? 2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят. 3) Хороший английский до Кембриджа доведет. 4) И один в поле воин. 5) Ученье свет, а неученых тьма. 6) Не хочу учиться, учиться и учиться. 7) Служить бы рад, прислуживаться тоже.

1) Рожденный ползать, куда ты лезешь?   Рождённый ползать — летать не может (Максим Горький «Песня о Соколе»)   Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».

1) Рожденный ползать, куда ты лезешь? Рождённый ползать — летать не может (Максим Горький «Песня о Соколе»)

Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.   В игре ее конный не словит,  В беде — не сробеет, — спасет:  Коня на скаку остановит,  В горящую избу войдет!  (Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)   Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин:  ...Столетье промчалось. И снова,  Как в тот незапамятный год -  Коня на скаку остановит,  В горящую избу войдет.  Ей жить бы хотелось иначе,  Носить драгоценный наряд...  Но кони - всё скачут и скачут.  А избы - горят и горят.

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят. В игре ее конный не словит, В беде — не сробеет, — спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! (Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос») Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин: ...Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год - Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный наряд... Но кони - всё скачут и скачут. А избы - горят и горят.

3)Хороший английский до Кембриджа доведет.  Язык до Киева доведёт . (Пословица.)  Историк Ключевский О.В. в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим».

3)Хороший английский до Кембриджа доведет.

Язык до Киева доведёт . (Пословица.)

Историк Ключевский О.В. в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим».

4) И один в поле воин.   Один в поле не воин (пословица)   Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории.  В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе.  Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «один в поле не воин, даже если он Чацкий».

4) И один в поле воин.

Один в поле не воин (пословица)

Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории. В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе. Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «один в поле не воин, даже если он Чацкий».

5) Ученье свет, а неученых тьма.   Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица)  О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется «неучению» как тупиковому пути.  — Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат»)

5) Ученье свет, а неученых тьма. Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица) О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется «неучению» как тупиковому пути. — Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат»)

6) Не хочу учиться, учиться и учиться.   «Не хочу учиться, хочу жениться» - слова Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».  Глупость, примитивность желаний, непонимание ценности образования, апатия к событиям жизни.  «Заветы Ильича»: «…находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»…  «…во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться…»  Необходимость получения образования, первостепенная задача каждого человека – учиться.

6) Не хочу учиться, учиться и учиться. «Не хочу учиться, хочу жениться» - слова Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Глупость, примитивность желаний, непонимание ценности образования, апатия к событиям жизни. «Заветы Ильича»: «…находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»… «…во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться…» Необходимость получения образования, первостепенная задача каждого человека – учиться.

7) Служить бы рад, прислуживаться тоже   «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».   Честная работа, служба на благо Отечества – исполнение своих обязанностей, честность, неподкупность, «прислуживаться тошно» – нежелание прогибаться под начальство, выслуживаться, исполнять чужие прихоти, быть подхалимом ради повышения, продвижения по службе.

7) Служить бы рад, прислуживаться тоже «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Честная работа, служба на благо Отечества – исполнение своих обязанностей, честность, неподкупность, «прислуживаться тошно» – нежелание прогибаться под начальство, выслуживаться, исполнять чужие прихоти, быть подхалимом ради повышения, продвижения по службе.

Употребление прецедентных текстов  в современной публицистике

Употребление прецедентных текстов в современной публицистике

Прецедентные тексты на службе рекламы

Прецедентные тексты на службе рекламы

Прецедентные тексты  (примеры) В школе Ванька был настоящим бесёнком: что ни день – новые приключения и разбирательства при родителях у директора. Игорь же всё больше молчал, хорошо учился и имел репутацию примерного мальчика. Но как-то «они сошлись, волна и камень», и подружились на всю жизнь.

Прецедентные тексты (примеры)

В школе Ванька был настоящим бесёнком: что ни день – новые приключения и разбирательства при родителях у директора. Игорь же всё больше молчал, хорошо учился и имел репутацию примерного мальчика. Но как-то «они сошлись, волна и камень», и подружились на всю жизнь.

Мара работала в каком-то престижном учреждении при Академии наук. Это был полигон ее деятельности. Здесь она делала все, что хотела: снимала с работы, назначала на должности, продвигала или останавливала диссертации. Шло непрестанное сражение, мешались в кучу кони, люди. (В. Токарева. Первая попытка).

Мара работала в каком-то престижном учреждении при Академии наук. Это был полигон ее деятельности. Здесь она делала все, что хотела: снимала с работы, назначала на должности, продвигала или останавливала диссертации. Шло непрестанное сражение, мешались в кучу кони, люди.

(В. Токарева. Первая попытка).

На круглом столе высился огромный двухкилограммовый торт, вернее, то, что от него осталось. — Дары данайцев ? — спросила я, ткнув пальцем в бисквитно-кремовые руины. — Борзой щенок от кого? — Что? — не поняла Галя. Девушка не только не знала легенды и мифы Древней Греции, она даже не читала Гоголя.  (Д. Донцова. Три мешка хитростей)

На круглом столе высился огромный двухкилограммовый торт, вернее, то, что от него осталось.

Дары данайцев ? — спросила я, ткнув пальцем в бисквитно-кремовые руины. — Борзой щенок от кого?

— Что? — не поняла Галя.

Девушка не только не знала легенды и мифы Древней Греции, она даже не читала Гоголя. 

(Д. Донцова. Три мешка хитростей)

ЗАДАНИЕ Составьте конспект по теме. Прочитайте газетные заголовки. Определите, какие прецедентные высказывания в них использованы. Трансформированы ли они? Восстановите и запишите исходную форму высказывания. В ответе за тех, кого научили. Ах вы фени мои, фени! А нынче нам нужна одна погода. Одна на всех... В ходе визита Владимира Путина в Китай выяснилось, что наш главный наднациональный проект — это прорубание окна в Поднебесную. Жди меня, но я не вернусь. И все травили понемногу кого-нибудь и чем-нибудь...

ЗАДАНИЕ

  • Составьте конспект по теме.
  • Прочитайте газетные заголовки. Определите, какие прецедентные высказывания в них использованы. Трансформированы ли они?

Восстановите и запишите исходную форму высказывания.

  • В ответе за тех, кого научили.
  • Ах вы фени мои, фени!
  • А нынче нам нужна одна погода. Одна на всех...
  • В ходе визита Владимира Путина в Китай выяснилось, что наш главный наднациональный проект — это прорубание окна в Поднебесную.
  • Жди меня, но я не вернусь.
  • И все травили понемногу кого-нибудь и чем-нибудь...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!