СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и сообщение на тему "Афины и Спарта: два полиса - два разных мира"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация составлена в рамках учебной программы по курсу Всеобщей истории. Она рассказвает об особенностях устройства основных и самых ярких полисов Древней Греции -  Афинах и Спарте. 

Просмотр содержимого документа
«АФИНЫ И СПАРТА»

СЛАЙД 1.
На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта. История Афин — это история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать консервативным государством.

СЛАЙД 2 . СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (пункты)

СЛАЙД 4. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), поэтому занимались ремеслами. Земледелие развивалось лишь в небольших и немногочисленных долинах (выращивали виноград, оливки). Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

Спарта: Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Затем, путем постоянных войн, они захватили себе землю и рабов-илотов, которые обрабатывали её. Вести торговлю могли только периэки (люди, находившиеся под властью Спарты, в отл. от илотов были лично свободные), для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой. Торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Не допускалась частная собственность на землю.

СЛАЙД 5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: АФИНЫ

  • Высшим органом в Афинах стало народное собрание —  эк­клесия, в котором участвовали все граждане, достигшие 20 лет. Каждые десять дней экклесия собиралась у подножия Акрополя, а со временем в более удобном месте — театре Диониса.
    объявляли войну и заключали мир; заслушивали послов других государств;

заключали союзы и соглашения; избирали высших должностных лиц и заслушивали их отчёты;

даровали и упраздняли гражданские права.

  • Совет Пятисот (буле) функционировал посто­янно: решал текущие государственные дела, руково­дил финансами и торговлей, контролировал состоя­ние флота и арсенала, следил за благосостоянием города и работой должностных лиц.

  • Коллегия (исп.вл.) . Высшим органом была коллегия стратегов. Стратеги ведали вопросами войны и коман­дования армии, военного суда, внешней политики. Сре­ди 10 стратегов один командовал гоплитами, один уп­равлял снабжением флота, один — охраной границ, два — охраной афинского порта Пирея, остальные поо­чередно командовали армией в походах. Судить стратегов могло только народное собрание. Пер­вый стратег фактически обладал властью главы государства. С 444 по 429 гг. до н. э. (кроме 430 г.) народное собрание избирало на эту должность Перикла;

СЛАЙД 6. СПАРТА:
*
Эфоры (5чел.) – осуществляли надзор за ходом и исполнением гос.дел
* Герусия - состояла из тридцати человек (не моложе 60 лет), избиравшихся в совет пожизненно. Геронтами становились, как правило, наиболее влиятельные и авторитетные спартиаты, выходцы из знатных семей. Герусия - руководила всеми государственными делами: вырабатывала проекты законов и постановлений, распоряжалась финансами полиса, играла роль верховного суда. Цари – военное командование.
* Народное собрание – объявляло войну и заключало мир, принимало законы, избирало должностных лиц (естественно, кроме царей). Но фактически апелла созывалась редко и нерегулярно (обычно по инициативе геронтов), и власть ее была ограничена. Если апелла принимала решение, неугодное герусии, последняя могла отменить постановление собрания и назначить повторное голосование. Тем не менее, согласно положениям «Великой ретры», которые неукоснительно выполнялись, без согласия народа ни одно важное решение не могло быть проведено в жизнь.

СЛАЙД 7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ:
1. Афинские граждане. По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только те лица (мужского пола), у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение 2-х лет юноша проходил обязательную военную службу.
Равенство граждан закреплялось формально. Но фактически существовало классовое неравенство.
- Богатые граждане (родовая аристократия и богатые граждане, не имеющие родословной). Выполняли почетные повинности – литургии (оплата музыкальных или спортивных мероприятий, оснащение корабля и командование им в течение года).
- Люди среднего достатка с земельными наделами не больше 10 га - Это была социальная опора полиса, составляли большинство.
- Бедные – феты. Составляли большую часть населения граждан (почти 2/3 от числа всех свободных граждан). Не имели претендовать на занимание какой-либо должности. Влачили жалкое существование.

За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии – лишению прав гражданства без изгнания (лишение прав доступа на рынок, в святилище, в органы власти)

2. Не граждане (иностранцы) – метеки – 15-20% населения. Свободное, но неполноправное население. Обычно, это выходцы из других полисов-государств, их потомки. В отличие от полноправных граждан метеки не имели права на получение земель из общественных фондов, не имели права вступать в полноценный брак с афинянами, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, в спортивных состязаниях (олимпиадах), редко признавались свидетелями в суды

3. Бесправные – рабы (33-35% населения). Находился в полной власти хозяина. Раба можно было продать, купить, сдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети от раба являлись собственностью хозяина. Закон запрещал убийство раба хозяином. Если раб совершал преступление, заслужившее казни, то данное дело рассматривал суд.

СЛАЙД 8. СПАРТА:

  1. Спартиаты - считались полноправными гражданами. Главной обязанностью считалась военная. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников. В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши, запрещалось торговать.

  2. Гипомейоны (опустившиеся спартиаты) - Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях.

  3. Периеки занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность. Основное занятие периеков - торговля и ремесло.

  4. Илоты - порабощенные жители Мессении . Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая. Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными

СЛАЙД 9. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.
АФИНЫ:

Идеал Афинского образования сводился к многозначному понятию — совокупности добродетелей (калогатия): речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к подобному идеалу вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин. Организованное воспитание и обучение основывались на принципе соревнования (агонистика). 
Все афиняне получали домашнее воспитание. Дети свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет. Образование девочек на этом заканчивалось, а юноши потом получали возможность учиться в частных учебных заведениях: начальное образование давали мусические школы и палестры (гимнастические школы). Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии —общественном учреждении, где их учили военному делу. Молодежи привилегированных слоев адресовалось набиравшее силу на рубеже V-IV вв. так называемое новое образование. Его давали мудрецы, которые обучали философии, астрономии, геометрии, естественным наукам, юриспруденции, риторике, поэтике, прививали вкус к утонченным беседам. Более скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания.

СЛАЙД 10. СПАРТА:
Воспитание спартиатов — полноправных граждан Лакедемона — преследовало цель подготовить членов военной общины. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет. Спартиаты получали минимальные навыки чтения и письма, изучали музыку и пение, их приучали к немногословию.
Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. (2 этап)Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского. Оно состояло, по преимуществу, из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка.
Афинский политический деятель Перикл (ок. 490-420 гг. до н.э.) говорил: «Воспитывая, спартиаты готовят мужественных молодых людей. Но мы с нашей жизнью без принуждения не уступаем им, и, если нужно, готовы к грозным сражениям». Вопрос: чего не хватило афинской демократии для победы над Спартой и сохранения независимости?
СЛАЙД 11-12. НАСЛЕДИЕ
АФИНЫ:
После себя оставили огромное наследие: множество памятников архитектуры и искусства (часть, к сожалению, не сохранилась), философские и научные труды, на которые опираются и сегодня. Самым главным достижением афинян является демократия, к которой стремится большинство современных государств.
слайд 13. СПАРТА: Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения — таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. В человеческой цивилизации спартанская культура и воспитание оказались малопродуктивными. Не случайно Спарта не дала ни одного крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Просмотр содержимого презентации
«АФИНЫ И СПАРТА»

АФИНЫ И СПАРТА: ДВА ПОЛИСА – ДВА РАЗНЫХ МИРА Презентацию выполнила  Усачева А.А. учитель истории  МБОУ «Гимназия 5  г. Морозовска»

АФИНЫ И СПАРТА: ДВА ПОЛИСА – ДВА РАЗНЫХ МИРА

Презентацию выполнила Усачева А.А.

учитель истории МБОУ «Гимназия 5 г. Морозовска»

Критерии сравнения: 1.Экономико-географическое положение 2. Политическое устройство 3. Общественный строй 4. Образование и воспитание 5. Наследие

Критерии сравнения:

1.Экономико-географическое положение

2. Политическое устройство

3. Общественный строй

4. Образование и воспитание

5. Наследие

Экономико-географическое положение
  • Экономико-географическое положение
Политическое устройство  Афины:
  • Политическое устройство

Афины:

  • Народное собрание (экклесия)
  • Совет Пятисот (буле)
  • Коллегии (коллегия стратегов)
Спарта

Спарта

  • Эфора (5 блюстителей)
  • Герусия : 28старейшин + 2 Царя
  • Апелла (народное собрание)
Общественный строй Афинское государство
  • Общественный строй

Афинское государство

  • Афинские граждане: - Аристократы - Люди среднего достатка - Бедные (феты)
  • Не граждане (иностранцы) – метеки
  • 3. Бесправные – рабы
Спарта  1. Спартиаты;  2. (Гипомейоны -опустившиеся спартиаты);  3. Периеки;  4. Илоты.

Спарта

1. Спартиаты;

2. (Гипомейоны -опустившиеся спартиаты);

3. Периеки;

4. Илоты.

Образование и воспитание Афины
  • Образование и воспитание

Афины

Спарта

Спарта

Наследие
  • Наследие


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!