СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект к уроку русского языка во 2 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация, конспект , видео и аудио материалы к уроку русского языка во 2 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное" . УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«прилагат путешествие»

Урок русского языка

2 класс

Тема: Обобщение знаний об именах прилагательных во 2 классе ФГОС

Тип урока: Урок обобщение и систематизации знаний

Форма урока: обобщение на основе мультфильма «Паровозик из Ромашково»

Результаты урока:

Личностные:

- ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Метапредметные:

-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные: Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб-щённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном

Задачи: 1.Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, согласовании с именем существительным; закрепление знаний о прилагательных синонимах, антонимах.

2.Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов

ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки, индивидуальные листы для работы.


Ход урока.

*****

1.Организационный момент. Психологический настрой (2 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и творческих удач на уроке..

Откройте тетради, запишите число, классная работа

2.Сообщение темы и цели урока

– Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие вместе с паровозиком из Ромашково. На этом паровозике мы отправимся в путешествие по стране МОРФОЛОГИЯ, где проживают Части речи . Некоторых жителей этой страны вы уже хорошо знаете: имя сущ., глагол… а совсем недавно мы познакомились еще с одной частью речи. Послушайте загадку и назовите её.

Я имя ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё ... (Прилагательное)

?) Назовите тему нашего урока.

?) Мы уже изучали эту часть речи во 2 классе?

?) Так как у нас последний урок по данной теме в этом году, что нам предстоит на нём выполнить? ( цели: повторить, обобщить всё, что мы узнали об этой части речи)


?)ВЫ готовы к путешествию?!

- Что необходимо приобрести, чтобы отправиться в путешествие? (слайд 2) БИЛЕТЫ


Пойдут покупать билеты в кассу следующие ребята: …………………………………………………………………….

Фонетическая разминка.

Перед ними стоит следующая задача: выполнить звуко-буквенный разбор слов Русь, ирис.


Остальные учащиеся работают устно с учителем:

- произнесите звуки (п т р к ф с ш)

- какой лишний и почему?

-охарактеризуйте его

-назовите пару по мягкости

- Какой буквой обозначены эти звуки ?

-есть ли такая буква в словах, которые разбирают на доске?


ПРОВЕРИМ РАБОТУ НА ДОСКЕ: по рядам.

-какими звуками обозначена буква Р в ваших словах?

Минутка чистописания:

Пропишем эту букву и соединения с ней( Рр, ри, ру, ар, вр), пропишем слова Русь, рука.

-какой частью речи они являются? Докажите.

- образуем и запишем от них имена прилагательные

-запишем предложение и назовём в нём главные ч.п.( чем выражены?), имя прилагательное( какой ч.п.?). Докажите, что вы правы.( Школьники изучают русский язык)

Итак, садимся в вагоны и повторим маршрут путешествия:

Беседа:

Что вы знаете об именах прилагательных? (слайд 3)

- Какие признаки могут обозначать? (слайд 4) форма и д.т. потом мышью

- Приведите примеры:

• по размеру: узкий, широкий

• форме: Круглый, овальный

• запах: душистый, нежный

• вкус: сладкий, горький

• цвет: синий, белая

• внутренние качества человека и животных: храбрый, хитрый

• внешние качества человека: красивая, симпатичная.

- Для чего служат имена прилагательные? Для описания и уточнения имён существительных

- Имена прилагательные нашу речь делает какой? Точной, яркой, выразительной.

-С какой частью речи связаны имена прилагательные? С именем существительным

- Как определить число имен прилагательных? Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.


Молодцы! Наш паровозик тронулся , слышите?( звук колёс)

Чтоб в дороге не скучать давайте поиграем в игру «Путаница» (слайд 5)

- Подберите к данным именам сущ. подходящие по смыслу имена прилагательные.

Мяч какой? Футбольный, круглый, черно белый -

Морковь Какая? сладкая сочная красная

Солнце Какое? Весеннее яркое лучистое


Станция Антонимов. Вспомним, что такое антонимы?

( в парах: получают карточки и вписывают антонимы, потом зачитывают вслух, называют прилагательные-антонимы)

1.Муравей мален..кий, а слон……… .

2.Перец гор..кий, а сах..р………… .


3.Уголь чёрный, а снег……. .

4.Д..рога широкая, а тр..пинка…. .


5.Зима холодная, а лето…

6.Река глубокая, а лужа…


7.Буратино весёлый, а Пьеро…

8.Золушка добрая, а мачеха.....


6. Физминутка. «Остановка по требованию» (слайд 14)


- Следующая станция «Узнавай-ка» (слайд 15)

*** а ) Выделение из группы имён прилагательных. ( 3 мин)

- Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Стол, синее, пчелка, падает, идет, хищная, ворона, большой, играют, бежит, снег, белые.

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На какие? (Существительное, прилагательное, глагол)

- Выпишите в тетрадь в столбик только имена прилагательные. ( выписывают в столбик).

Синее, хищная, большой, белые.

- Почему вы решили, что это имена прилагательные? Докажите.

-Подберите к каждому прилагательному имя сущ. подходящее по смыслу.

-что у нас получилось? ( словосочетания). Установим связь сущ и прил. С помощью вопросов( пишут и комментируют)


Станция «Весенняя» (слайд 18)

- Наш паровозик привёз нас в гости к весне( послушаем голос весны-МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ).

Прочитайте тексты .

*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- О чем первый текст? ( О весне )

- О чём второй текст? ( О весне )

- Что отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных.)

- Назовите их. ( Ранняя, последний, говорливые, ласковое, голосистые.подчеркну! )

- Для чего нужны имена прилагательные? ( Имена прилагательные нужны для точности описания .)

- Выпишите из 2 текста словосочетания , состоящие из прилагательного и существительного, укажите число имён прилагательных. / Ключникову ИЗ/

Ранняя весна, последний снег, говорливые ручьи, ласковое солнце, голосистые птицы.

- Как определяли число имён прилагательных? ( по вопросам )

-Как ещё можно определить число прилагательных?( слайд САМОПРОВЕРКИ)

Самостоятельная работа: упр. 2 стр 99(Учебник)/ Ключникову ИЗ/

Станция «Художественная» Нам предстоит побывать в роли художников слова, ведь словами тоже можно рисовать, т.е. описывать. И понадобятся для этого вам какие слова?( прилагательные)

а ) Описание предмета . Работа по группам.

-Скажите, снег весной и зимой одинаковый?

Учитель: Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег, используя имена прилагательные ( на доске )

Последний, искристый, мокрый, грязный, пушистый, серебристый, рыхлый, белый, свежий, серый.

Задание по группам.

1 группа: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 группа: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Учитель: Проверяем. Назовите прилагательные, которые описывают зимний снег.

Ученик: Искристый, пушистый, серебристый, белый, свежий.

Учитель: Молодцы. Назовите прилагательные, которые описывают весенний снег.

Ученик: Последний, мокрый, грязный, рыхлый, серый. Молодцы.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Б)Попробуем? Я называю имена прилагательные, а вы должны догадаться о ком  речь.

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, осторожная.                                           Лиса

Маленький, юркий, колючий.                                         Ёж

Злой, голодный, серый.                                                   Волк



В) А теперь ваша очередь: каждой группе я выдаю карточку-картинку. Участники группы должны подобрать как можно больше прилагательных для описания этого предмета за 2 минуты.


Г) И вот, ребята, мы наконец прибыли в гости к Имени прилагательному. Давайте покажем себя хорошими знатоками этой замечательной страны. Для этого вам нужно справиться с последним контрольно-пропускным заданием.

Применение знаний в измененных ситуациях:

.утром Кирилл пошел в … рощу. На травке засверкала …роса. Запели…птицы.

- Вставить имена прилагательные, определить число прил., поставить вопрос , подчеркнуть главные ч.п. и второстепенный ч.п.- прилагательное. / Ключникову ИЗ: дать слова для справок, сократить до 1 предложения./


***

10. Подведение итогов. Слайд 22,23

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что делали, что понравилось, и трудно ли было.

Поставьте общую оценку

Работа с тестом « Имя прилагательное.»

  • дети работают самостоятельно.

На столах у вас лежат незаконченные предложения.

Прочитайте , продолжите


8. Итог урока. ( 2 мин)



- Имя прилагательное открыло нам с вами не все секреты . В третьем классе мы продолжим знакомство с именем прилагательным.

- Спасибо за урок! Вы отлично сегодня работали. Я благодарю вас за урок. Мне с вами было приятно работать. Молодцы!


11. Рефлексия Слайд 24


-Закрасьте смайлик, который соответствует вашему настроению.


12. Домашнее задание. Упр.2, стр.99

Из слов составить 3 предложения, указать над именами прилагательными число



9


Просмотр содержимого документа
«приложения к уроку»

Вставьте буквы .Допишите прилагательные антонимы( противоположные по смыслу)



1.Муравей мален..кий, а слон________________


2.Перец гор..кий, а сах..р____________________.






Вставьте буквы. Допишите прилагательные антонимы( противоположные по смыслу)


3.Уголь чёрный, а снег__________________ .


4.Д..рога широкая, а тр..пинка______________ .



Вставьте буквы. Допишите прилагательные антонимы( противоположные по смыслу)

5.Зима х..лодная, а лето____________________ .


6.Р…ка глубокая, а лужа__________________ .



Вставьте буквы. Допишите прилагательные антонимы( противоположные по смыслу)

7.Буратино в…сёлый, а Пьеро_______________ .


8.Золушка добрая, а мачеха______________ .




Слова для справок:

Ранним, летним, берёзовую, дубовую, прозрачная, серебристая, чистая, весёлые, шумные, голосистые.

______________________________________________

Слова для справок:

Ранним, летним, берёзовую, дубовую, прозрачная, серебристая, чистая, весёлые, шумные, голосистые.

_____________________________________________

Слова для справок:

Ранним, летним, берёзовую, дубовую, прозрачная, серебристая, чистая, весёлые, шумные, голосистые.

_________________________________________

Слова для справок:

Ранним, летним, берёзовую, дубовую, прозрачная, серебристая, чистая, весёлые, шумные, голосистые.

________________________________________

Слова для справок:

Ранним, летним, берёзовую, дубовую, прозрачная, серебристая, чистая, весёлые, шумные, голосистые.





Слова для справок:

Ранним, летним, берёзовую, дубовую, прозрачная, серебристая, чистая, весёлые, шумные, голосистые.

__________________________________________

Слова для справок:

Ранним, летним, берёзовую, дубовую, прозрачная, серебристая, чистая, весёлые, шумные, голосистые.

_____________________________________





15) ***

.. утром Кирилл пошёл в …. рощу.



Выбери слова и вставь: ранним, берёзовую.

____________________________________________



11)***

Спиши, подчеркни прилагательные вот так



Ранняя весна, ласковое солнце.

________________________________________________

9)***

Выпиши 2 слова , к которым задаём вопрос

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?



Красивая, стол, большой, говорить.



_________________________________________

*** Минутка чистописания





Просмотр содержимого презентации
«Обобщение имя прилагательное»

9  апреля Кла сс ная работа

9 апреля

Кла сс ная работа

У Д И В И Т Е Л Ь Н О Е П У Т Е Ш Е С Т В И Е В страну Морфологию

У Д И В И Т Е Л Ь Н О Е

П У Т Е Ш Е С Т В И Е

В страну Морфологию

Тема: Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном Цели : 1) вспомнить : Что такое имя прилагательное 2) потренироваться: Определять признаки прилагательного и роль в предложении, видеть его связь с существительным, использовать в речи

Тема: Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном

Цели : 1) вспомнить :

Что такое имя прилагательное

2) потренироваться:

Определять признаки прилагательного и роль в предложении, видеть его связь с существительным, использовать в речи

Касса

Касса

п т р к ф с ш

п т р к ф с ш

Рр ри, ру ,ар, вр, Русь, м о рковь русский,морковный

Рр

ри, ру ,ар, вр,

Русь, м о рковь

русский,морковный

Уч е ники изуч а ют ру сс кий я зык.

Уч е ники изуч а ют ру сс кий я зык.

отвечает на вопросы обозначает имя прилагательное часть речи служит какой? какая? какое? какие? для описания и уточнения имен существительных признаки предметов

отвечает

на вопросы

обозначает

имя прилагательное

часть речи

служит

какой?

какая?

какое?

какие?

для описания и уточнения имен существительных

признаки предметов

ПРИЗНАКИ ВНЕШНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА размер ВНУТРЕННИЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ форма цвет запах вкус

ПРИЗНАКИ

ВНЕШНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

размер

ВНУТРЕННИЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ

И ЖИВОТНЫХ

форма

цвет

запах

вкус

«Путаница» футбольный Какая? сладкая круглый красная Какой? лучистое яркое весеннее чёрно-белый Какое? сочная

«Путаница»

футбольный

Какая?

сладкая

круглый

красная

Какой?

лучистое

яркое

весеннее

чёрно-белый

Какое?

сочная

Станция «Антонимов»

Станция «Антонимов»

1.Муравей мален..кий, а слон______ . 2.Перец гор..кий, а сах..р_______ 3.Уголь чёрный, а снег_______ . 4.Д..рога широкая, а тр..пинка______ . 5.З…ма холодная, а лето________ 6.Р…ка глубокая, а лужа_________ 7.Буратино в…сёлый, а Пьеро_______ 8.Золушка добрая, а мачеха________

1.Муравей мален..кий, а слон______ .

2.Перец гор..кий, а сах..р_______

3.Уголь чёрный, а снег_______ .

4.Д..рога широкая, а тр..пинка______ .

5.З…ма холодная, а лето________

6.Р…ка глубокая, а лужа_________

7.Буратино в…сёлый, а Пьеро_______

8.Золушка добрая, а мачеха________

Станция «Узнавай-ка»

Станция «Узнавай-ка»

Прочитайте слова: Стол, синее, пчелка, падает, идет, хищная,  ворона, большой, играют, бежит, снег, белые. Глаголы Имена существительные Имена прилагательные

Прочитайте слова:

Стол, синее, пчелка, падает, идет, хищная,

ворона, большой, играют, бежит, снег,

белые.

Глаголы

Имена существительные

Имена прилагательные

прилагательные:   синее …  хищная …  большой …  белые … платье ( какое?)

прилагательные: синее … хищная … большой … белые …

платье

( какое?)

Станция «Весенняя»

Станция «Весенняя»

Станция «Весенняя »

Станция «Весенняя »

1) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. 2).Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

1) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

2).Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

самопроверка Ранняя весна ( ед. ч.), последний снег( ед. ч.), говорливые ручьи ( мн. ч.), ласковое солнце ( ед. ч.), голосистые птицы ( мн. ч.).

самопроверка

Ранняя весна ( ед. ч.), последний снег( ед. ч.), говорливые ручьи ( мн. ч.), ласковое солнце ( ед. ч.), голосистые птицы ( мн. ч.).

Станция «Художественная»

Станция «Художественная»

Основные правила работы в группе : 1. Работать в группе дружно и активно. 2. Уметь слушать и уважать друг друга. 3. Внимательно относиться друг к другу. 4. Выслушивать ответы другой команды.

Основные правила работы в группе :

1. Работать в группе дружно и активно.

2. Уметь слушать и уважать друг друга.

3. Внимательно относиться друг к другу.

4. Выслушивать ответы другой команды.

СНЕГ зимний весенний последний искристый мокрый колючий грязный пушистый серебристый рыхлый белый свежий серый

СНЕГ

зимний

весенний

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

рыхлый

белый

свежий

серый

СНЕГ весенний зимний  последний искристый мокрый колючий грязный пушистый рыхлый серебристый серый белый 27

СНЕГ

весенний

зимний

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

рыхлый

серебристый

серый

белый

27

Станция «Имя прилагательное»

Станция «Имя прилагательное»

Списать. Вставить пропущенные имена прилагательные. Определить число прилагательных Поставить вопрос к прилагательному Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
  • Списать. Вставить пропущенные имена прилагательные.
  • Определить число прилагательных
  • Поставить вопрос к прилагательному
  • Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.

утром Кирилл пошел в … рощу. На травке засверкала

роса. Запели … птицы.

Каким? ед.ч. Ранним утром Кирилл пошел в берёзовую рощу. На травке засверкала прозрачная роса. Запели весёлые птицы. Какую? ед.ч . Какая? ед.ч. Какие? мн.ч . 27

Каким? ед.ч.

Ранним утром Кирилл пошел в берёзовую рощу. На травке засверкала прозрачная роса. Запели весёлые птицы.

Какую? ед.ч .

Какая? ед.ч.

Какие? мн.ч .

27

До новых встреч, ребята!!!

До новых встреч, ребята!!!

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

  • отлично усвоил тему урока
  • знаю, но не могу рассказать
  • ничего не понял
Домашнее задание: Заполнить контрольную карточку Упр. № 2  на стр. 99

Домашнее задание:

Заполнить контрольную карточку

Упр. № 2 на стр. 99


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!