И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско
История создания
История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он случайно увидел в магазине обложку книги Т. Манна «Смерть в Венеции» .
Через несколько месяцев связал это событие с еще более давним воспоминанием: смертью американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.
Смысл названия
Первоначальное название - «Смерть на Капри» (по аналогии с названием «Смерть в Венеции»). Но уже после написания первой строчки это заглавие Бунин зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.
С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец.
Эпиграф
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!».
Эта фраза из Нового Завета полностью звучит следующим образом: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой».
Авторский эпиграф помогает в раскрытии замысла и основной мысли произведения, а также уменьшает сюжетную интригу: читатель понимает, что в финале произведения произойдет что-то страшное. В связи с этими причинами И.А. Бунин во втором издании отказывается от эпиграфа, чтобы читатель понял основную мысль лишь в финале рассказа.
Особенности жанра
«Господина из Сан-Франциско» можно рассматривать как рассказ-притчу.
Рассказ - короткое произведение в прозе, содержащее сюжет, конфликт и имеющая одну основную сюжетную линию.
Притча – небольшой иносказательный текст, направляющий читателя на путь истинный.
Поэтому произведение в сюжетном плане и по форме является рассказом, а в философском, содержательном – притчей.
Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на две большие части:
- путешествие Господина из Сан-Франциско;
- пребывание тела в трюме на обратной дороге.
Кульминация произведения – смерть героя, которой предшествует описание парохода, туристических мест с тревожным настроением ожидания.
Символика
- название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации
- многопалубный корабль - макет устройства мира ( верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя);
- чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души;
- капитан - «новое божество», подобен «милостивому языческому богу,» огромному идолу», «языческому идолу»
- трюм корабля – символ преисподней (господин продав душу за земные блага, расплачивается смертью.
Символика
- праздник роскоши и шторм за бортом - так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы;
- океан – символ бесконечности жизни и одновременно знак стихии
- влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» — символ фальши и продажности
- остров Капри – символ настоящей красоты и осмысленного человеческого существования
- ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
Основные темы
- Жизнь и смерть
- Вечное и мимолетное
- Материальное и нравственное
- Обыденность и исключительность,
- Богатство и бедность
- Красота и безобразие
Проблематика
Главная проблема этого рассказа –
поиск смысла жизни.
Как нужно провести свое короткое земное бдение не зря, как оставить после себя что-то важное и ценное для окружающих? Каждый видит свое предназначение по-своему, но никто не должен забывать о том, что душевный багаж человека важнее материального. Хотя во все времена говорили о том, что в современности утрачены все вечные ценности, каждый раз это неправда. И Бунин, и другие писатели напоминают нам, читателям, что жизнь без гармонии и внутренней красоты — не жизнь, а жалкое существование.
Характеристика героев
Господин
Всю жизнь «работал не покладая рук», но это были руки китайцев, которые нанимались тысячами и столь же обильно умирали. Другие люди для него вообще значат мало, главное – выгода, богатство, власть, накопления. Однако ничего не спасло героя от смерти, деньги на тот свет не заберешь. Да и уважение, купленное и проданное, быстро превращается в пыль: после его смерти не изменилось ничего, праздник жизни, денег и праздности продолжался, даже о последней дани мертвому некому побеспокоиться. Тело путешествует по инстанциям, это уже ничто, лишь еще один пункт багажа, который бросают в трюм, скрывая от «приличного общества».
Характеристика героев
Жена господина
Жила однообразно, по-обывательски, но с шиком: без особых проблем и трудностей, никаких волнений, лишь лениво тянущаяся вереница праздных дней. Ничего не впечатляло ее, она была совершенно спокойна всегда, вероятно, разучившаяся думать в рутине безделья. Ее беспокоит лишь будущее дочки: нужно найти ей респектабельную и выгодную партию, чтоб и она также безбедно плыла по течению всю свою жизнь.
Характеристика героев
Дочь господина
Всеми силами изображала невинность и в то же время откровенность, привлекая женихов. Именно это ее и занимало больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным человеком, но принцем, повергла девушку в волнение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери. Однако какие-то эмоции еще остались в девушке: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала об отце.