СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации может использоваться на уроках, посвященных изучению рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"»

И.А. Бунин  «Господин  из Сан-Франциско

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско

История создания  История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он случайно увидел в магазине обложку книги Т. Манна «Смерть в Венеции» .  Через несколько месяцев связал это событие с еще более давним воспоминанием: смертью американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.

История создания

История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он случайно увидел в магазине обложку книги Т. Манна «Смерть в Венеции» .

Через несколько месяцев связал это событие с еще более давним воспоминанием: смертью американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.

Смысл названия  Первоначальное название - «Смерть на Капри» (по аналогии с названием «Смерть в Венеции»). Но уже после написания первой строчки это заглавие Бунин зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.  С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец.

Смысл названия

Первоначальное название - «Смерть на Капри» (по аналогии с названием «Смерть в Венеции»). Но уже после написания первой строчки это заглавие Бунин зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.

С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец.

Эпиграф   «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!».    Эта фраза из Нового Завета полностью звучит следующим образом: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой».   Авторский эпиграф помогает в раскрытии замысла и основной мысли произведения, а также уменьшает сюжетную интригу: читатель понимает, что в финале произведения произойдет что-то страшное. В связи с этими причинами И.А. Бунин во втором издании отказывается от эпиграфа, чтобы читатель понял основную мысль лишь в финале рассказа. 

Эпиграф

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!».

  Эта фраза из Нового Завета полностью звучит следующим образом: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой». 

Авторский эпиграф помогает в раскрытии замысла и основной мысли произведения, а также уменьшает сюжетную интригу: читатель понимает, что в финале произведения произойдет что-то страшное. В связи с этими причинами И.А. Бунин во втором издании отказывается от эпиграфа, чтобы читатель понял основную мысль лишь в финале рассказа. 

Особенности жанра   «Господина из Сан-Франциско» можно рассматривать как рассказ-притчу. Рассказ - короткое произведение в прозе, содержащее сюжет, конфликт и имеющая одну основную сюжетную линию.  Притча – небольшой иносказательный текст, направляющий читателя на путь истинный.  Поэтому произведение в сюжетном плане и по форме является рассказом, а в философском, содержательном – притчей.

Особенности жанра

«Господина из Сан-Франциско» можно рассматривать как рассказ-притчу.

Рассказ - короткое произведение в прозе, содержащее сюжет, конфликт и имеющая одну основную сюжетную линию.

Притча – небольшой иносказательный текст, направляющий читателя на путь истинный.

Поэтому произведение в сюжетном плане и по форме является рассказом, а в философском, содержательном – притчей.

Композиция   Композиционно рассказ можно разделить на две большие части: путешествие Господина из Сан-Франциско; пребывание тела в трюме на обратной дороге.  Кульминация произведения – смерть героя, которой предшествует описание парохода, туристических мест с тревожным настроением ожидания.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на две большие части:

  • путешествие Господина из Сан-Франциско;
  • пребывание тела в трюме на обратной дороге.

Кульминация произведения – смерть героя, которой предшествует описание парохода, туристических мест с тревожным настроением ожидания.

Символика - название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации - многопалубный корабль - макет устройства мира ( верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя); - чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души;  капитан - «новое божество», подобен «милостивому языческому богу,» огромному идолу», «языческому идолу» - трюм корабля – символ преисподней (господин продав душу за земные блага, расплачивается смертью.

Символика

- название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации

- многопалубный корабль - макет устройства мира ( верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя);

- чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души;

  • капитан - «новое божество», подобен «милостивому языческому богу,» огромному идолу», «языческому идолу»

- трюм корабля – символ преисподней (господин продав душу за земные блага, расплачивается смертью.

Символика - праздник роскоши и шторм за бортом - так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы; океан – символ бесконечности жизни и одновременно знак стихии - влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» — символ фальши и продажности  остров Капри – символ настоящей красоты и осмысленного человеческого существования - ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью

Символика

- праздник роскоши и шторм за бортом - так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы;

  • океан – символ бесконечности жизни и одновременно знак стихии

- влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» — символ фальши и продажности

  • остров Капри – символ настоящей красоты и осмысленного человеческого существования

- ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью

Основные темы  Жизнь и смерть  Вечное и мимолетное - Материальное и нравственное  Обыденность и исключительность,  Богатство и бедность - Красота и безобразие  

Основные темы

  • Жизнь и смерть
  • Вечное и мимолетное

- Материальное и нравственное

  • Обыденность и исключительность,
  • Богатство и бедность

- Красота и безобразие

 

Проблематика Главная проблема этого рассказа – поиск смысла жизни.  Как нужно провести свое короткое земное бдение не зря, как оставить после себя что-то важное и ценное для окружающих?  Каждый видит свое предназначение по-своему, но никто не должен забывать о том, что душевный багаж человека важнее материального. Хотя во все времена говорили о том, что в современности утрачены все вечные ценности, каждый раз это неправда. И Бунин, и другие писатели напоминают нам, читателям, что жизнь без гармонии и внутренней красоты — не жизнь, а жалкое существование.

Проблематика

Главная проблема этого рассказа –

поиск смысла жизни.

Как нужно провести свое короткое земное бдение не зря, как оставить после себя что-то важное и ценное для окружающих? Каждый видит свое предназначение по-своему, но никто не должен забывать о том, что душевный багаж человека важнее материального. Хотя во все времена говорили о том, что в современности утрачены все вечные ценности, каждый раз это неправда. И Бунин, и другие писатели напоминают нам, читателям, что жизнь без гармонии и внутренней красоты — не жизнь, а жалкое существование.

Характеристика героев Господин Всю жизнь «работал не покладая рук», но это были руки китайцев, которые нанимались тысячами и столь же обильно умирали. Другие люди для него вообще значат мало, главное – выгода, богатство, власть, накопления. Однако ничего не спасло героя от смерти, деньги на тот свет не заберешь. Да и уважение, купленное и проданное, быстро превращается в пыль: после его смерти не изменилось ничего, праздник жизни, денег и праздности продолжался, даже о последней дани мертвому некому побеспокоиться. Тело путешествует по инстанциям, это уже ничто, лишь еще один пункт багажа, который бросают в трюм, скрывая от «приличного общества».

Характеристика героев

Господин

Всю жизнь «работал не покладая рук», но это были руки китайцев, которые нанимались тысячами и столь же обильно умирали. Другие люди для него вообще значат мало, главное – выгода, богатство, власть, накопления. Однако ничего не спасло героя от смерти, деньги на тот свет не заберешь. Да и уважение, купленное и проданное, быстро превращается в пыль: после его смерти не изменилось ничего, праздник жизни, денег и праздности продолжался, даже о последней дани мертвому некому побеспокоиться. Тело путешествует по инстанциям, это уже ничто, лишь еще один пункт багажа, который бросают в трюм, скрывая от «приличного общества».

Характеристика героев Жена господина Жила однообразно, по-обывательски, но с шиком: без особых проблем и трудностей, никаких волнений, лишь лениво тянущаяся вереница праздных дней. Ничего не впечатляло ее, она была совершенно спокойна всегда, вероятно, разучившаяся думать в рутине безделья. Ее беспокоит лишь будущее дочки: нужно найти ей респектабельную и выгодную партию, чтоб и она также безбедно плыла по течению всю свою жизнь.

Характеристика героев

Жена господина

Жила однообразно, по-обывательски, но с шиком: без особых проблем и трудностей, никаких волнений, лишь лениво тянущаяся вереница праздных дней. Ничего не впечатляло ее, она была совершенно спокойна всегда, вероятно, разучившаяся думать в рутине безделья. Ее беспокоит лишь будущее дочки: нужно найти ей респектабельную и выгодную партию, чтоб и она также безбедно плыла по течению всю свою жизнь.

Характеристика героев Дочь господина Всеми силами изображала невинность и в то же время откровенность, привлекая женихов. Именно это ее и занимало больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным человеком, но принцем, повергла девушку в волнение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери. Однако какие-то эмоции еще остались в девушке: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала об отце.

Характеристика героев

Дочь господина

Всеми силами изображала невинность и в то же время откровенность, привлекая женихов. Именно это ее и занимало больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным человеком, но принцем, повергла девушку в волнение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери. Однако какие-то эмоции еще остались в девушке: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала об отце.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!