- формировать историческое сознание и исторический стиль мышления школьников на основе глубокого осмысления истории возникновения греческих колоний.
Образовательная :
- дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации.
- объяснять значение понятий: полис, демократия, колонизация, метрополия.
Деятельностная:
- формировать умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме;
- развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.
- выяснять причины и значение великой греческой колонизации.
- формирование способности учащихся к новому способу действия.
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Предметные УДД
- использовать историческую карту как источник информации о греческой колонизации.
- раскрывать характерные существенные черты форм государственного древних обществ с использованием понятий: полис, метрополия, колония.
- давать характеристику общественного строя древних государств .
Познавательные УУД:
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- исследовать и сравнивать предметы, объекты, находят общее и различия;
- группировать, классифицировать на основе существенных признаков по заданным критериям;
- осуществляют поиск нужной информации;
- делают выводы, в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД :
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, строят понятные для партнера высказывания;
- выражать свои мысли и сотрудничают с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- обсуждать учебные проблемы.
Регулятивные:
- ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотнести свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения .
Личностные УДД
- получать возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- осмыслить важность изучения истории, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества;
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам и ценностям;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам .
1 этап. Организационный момент. Цель: мотивировать учащихся на учение
Надпись на Дельфийском храме Апполона
II этап - вызов.
Вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе, постановке целей урока .
Оратор – человек, искусно произносящий речи
Амфоры – большие глиняные сосуды
Олигархия - власть немногих
Архонт – выборный знатный правитель
Аристократы - знатные люди
Драхма - греческая богиня
Арес – совет знати
Ареопаг – бог войны
Демократия - власть народа
Афины, Микены,Ольвия, Спарта
Основная цель урока
Почему греческую колонизацию называют Великой?
III этап - осмысление.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний старых к новому. Систематизация, отслеживание собственного понимания.
Какой народ Древнего Востока основал первые колонии в Средиземноморье?
Ф И Н И К И Й Ц Ы
Работа с терминами
Колония – поселение выходцев из других стран
Колонизация – заселение колонистами пустующих земель
Задание: составить опорную схему « Великая греческая колонизация»
ХР
Греческие колонии
до н. эры
Когда?
К
Г
наша эра
Кто?
Итоги
Вывозили
Ввозили
Что?
Почему
Средиземное море
Черное море
Какие?
Кто и почему покидали Грецию?
Рассказ бедного земледельца: «Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо».
Рассказ безземельного крестьянина: «. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!
Кто и почему покидали Грецию?
Рассказ торговца : « Я- торговец.
Мне говорили, что за морем можно
выгодно обменять вино, оливковое масло на пшеницу…».
Рассказ ремесленника « Я- ремесленник, делаю красивые керамические вазы. Говорят, что их выгодно можно обменять за морем…»
Кто и почему покидали Грецию?
Рассказ знатного гражданина: «Я происхожу из знатного рода. Однажды верный слуга сообщил мне, что в городе восстал демос …».
Береги
зрение!
Греческие колонии
греки создавали свои поселения на свободных землях, на берегу моря с удобной бухтой
греки укрепляли свои поселения крепостными стенами, опасаясь внешних врагов
Храм Геры на о.Сицилия
Определить по карте
«Какие города были основаны на берегах Средиземного и Черного морей ?»
«Греки расселись вокруг моря, как лягушки среди болота». Сократ
Что ввозили в Грецию из колоний?
из колонии
в Греции
Колонизация оказала огромное влияние на весь древнегреческий мир. Она способствовала развитию хозяйства, торговли и кораблестроения. Из колоний в метрополии вывозили зерно, рабов, скот, соль, сырье (древесину и металлы
Что ввозили в колонии из Греции?
в колонии
из Греции
В колонии из Греции везли товары и вещи, которые колонисты не могли первоначально производить сами: ремесленные изделия, оливковое масло, вино.
Колонизация:
- расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре
- способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города
- заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов. Греки стали называть себя эллинами , а свою страну - Элладой . Другие народы они называли варварами
Таким образом, колонизация сыграла важную роль в развитии Древней Греции. Она способствовала подъему хозяйственной жизни, торговли и кораблестроения, формированию у греков чувства принадлежности к единому народу.
Язык, одежда
ХР
8 в
6 в
Греческие колонии
Обычаи, традиции, быт
Когда?
Торговля
до н. эры
К
Г
наша эра
Знания
Новые земли
Кто?
Итоги
- Бедный землевладелец;
- Безземельный бедняк;
- Купцы;
- Знать;
- Ремесленники.
Вывозили
Вино, масло, оружие, ткани, расписные сосуды, мраморные статуи
Ввозили
зерно, рабов, скот, соль, сырье
Что?
Почему
Колонии у берегов Средиземное море
Колонии у берегов Черное море
- Ольвия
- Пантикапей
- Херсонес
- Танаис
- Сиракузы
- Милет
- Кирена
- Миссилия
- Нехватка земли и хлеба;
- Рост населения;
- Борьба демоса и знати;
- Восстание демоса;
- Долговое рабство.
Какие ?
Одними из самых знаменитых греческих колоний были колонии на юге нашей страны, в Северном Причерноморье.
Развалины Древних поселений здесь сохранились до сих пор. В Ольвии удалось даже восстановить Древнюю лестницу
Древняя лестница в Ольвии
- Древняя лестница в Ольвии
- Древняя лестница в Ольвии
IV - рефлексия.
Творческая переработка, анализ интерпретация информации, подведение итогов, самооценка.
Почему греческую колонизацию называют Великой?
Греческая торговля приобрела международный характер .
Она способствовала развитию хозяйства и торговли греческих полисов
Приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель
Рефлексия
V - этап . Выставление оценок
Чьи ответы полные, интересные, правильные?
VI этап - домашнее задание
- составить рассказ « Как бы я поступил на месте Скила»
или
- придумать рекламу своего города или деревни, чтобы привлечь туристов .