СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Готовим руку дошкольника к письму с игровым комплектом Пертра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация инновационного проекта "Готовим руку дошкольника к письму с игровым комплектом "Пертра" (из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Готовим руку дошкольника к письму с игровым комплектом Пертра"»

МАОУ «СОШ №32 г.Улан-Удэ» Ступень дошкольного образования Проект: «Готовим руку дошкольника к письму c использованием игрового комплекта «ПЕРТРА» Творческая группа:  Епифанцева Е.Г., воспитатель, высшая категория  Ишунина Л.В., воспитатель, высшая категория  Згуржак Т.А., учитель - логопед, высшая категория   январь 2016 г.

МАОУ «СОШ №32 г.Улан-Удэ»

Ступень дошкольного образования

Проект:

«Готовим руку дошкольника к письму

c использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»

Творческая группа: Епифанцева Е.Г., воспитатель, высшая категория Ишунина Л.В., воспитатель, высшая категория Згуржак Т.А., учитель - логопед, высшая категория

январь 2016 г.

Актуальность проблематики проекта Проблема у детей старшего дошкольного возраста : аналитическое пространственных представлений  восприятие произвольность внимания недостаточная сформированность навыков зрительно-двигательной координации слуховое внимание  недостаточное развитие  мелкой моторики пальцев рук

Актуальность проблематики проекта

Проблема у детей старшего дошкольного возраста :

аналитическое

пространственных представлений

восприятие

произвольность внимания

недостаточная сформированность навыков зрительно-двигательной координации

слуховое внимание

недостаточное развитие

мелкой моторики пальцев рук

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:

  • быстро устаёт рука,
  • теряется рабочая строка,
  • не получается правильное написание букв,
  • нередко встречается зеркальное письмо,
  • ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница",
  • не укладывается в общий темп работы.
Важно! подготовить руку к письму  в дошкольные годы,  а не научить ребенка писать

Важно!

подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать

Развитая речь и мелкая моторика дошкольника,  является одним из важных условий реализации ФГОС  у школьников

Развитая речь и мелкая моторика дошкольника, является одним из важных условий реализации ФГОС у школьников

Цель проекта: «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки с помощью игрового комплекта «Пертра»

Цель проекта:

«Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки с помощью игрового комплекта «Пертра»

Задачи проекта:  Развивать мелкую моторику рук ребёнка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки, содружественные движения глаз и рук. Разработать систему игровых занятий с использованием чемоданов из игрового комплекта «Пертра», способствующих развитию координации движений мелкой моторики дошкольников в совместной и индивидуальной работе с ними. Заинтересовать педагогов и родителей в совместном участии в подготовке детей к школе путем использования практико-ориентированных занятий с игровым комплектом «Пертра».

Задачи проекта:

  • Развивать мелкую моторику рук ребёнка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки, содружественные движения глаз и рук.
  • Разработать систему игровых занятий с использованием чемоданов из игрового комплекта «Пертра», способствующих развитию координации движений мелкой моторики дошкольников в совместной и индивидуальной работе с ними.
  • Заинтересовать педагогов и родителей в совместном участии в подготовке детей к школе путем использования практико-ориентированных занятий с игровым комплектом «Пертра».
Тип проекта: практико – ориентированный Вид проекта: творческий Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители Гипотеза базируется на предположении о том, что использование игрового комплекта Пертра в работе с детьми дошкольного возраста позволит улучшить показатели зрительно-двигательной координации и совершенствованию мелкой моторики для подготовки руки к письму.

Тип проекта: практико – ориентированный

Вид проекта: творческий

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Гипотеза базируется на предположении о том, что использование игрового комплекта Пертра в работе с детьми дошкольного возраста позволит улучшить показатели зрительно-двигательной координации и совершенствованию мелкой моторики для подготовки руки к письму.

Подготовка детей к обучению письму проводится в нескольких направлениях:  Массаж  Лепка, вырезывание, конструирование  Мозаика, конструктор  Пальчиковая гимнастика  Пальчиковый театр  Игры с крупой, бисером, с пуговицами, с резинками, шнурками.  Рисование, раскраски  Специальные упражнения: штриховка, рисование по точкам, работа в прописях.

Подготовка детей к обучению письму проводится в нескольких направлениях:

  • Массаж
  • Лепка, вырезывание, конструирование
  • Мозаика, конструктор
  • Пальчиковая гимнастика
  • Пальчиковый театр
  • Игры с крупой, бисером, с пуговицами, с резинками, шнурками.
  • Рисование, раскраски
  • Специальные упражнения: штриховка, рисование по точкам, работа в прописях.
Инновационное направление  подготовка руки детей старшего дошкольного возраста к письму с использованием игрового комплекта «Пертра».

Инновационное направление подготовка руки детей старшего дошкольного возраста к письму с использованием игрового комплекта «Пертра».

Этапы реализации проекта 1 этап Подготовительный Цель : Разработка проекта, подготовка необходимых материалов для реализации проекта (изготовление карточек со схематичным изображением деталей, карт-схем, прописей). Мероприятия: Изучение методической литературы, материалов педагогических сайтов сети интернет. Диагностика состояния моторики руки. Диагностика состояния речи детей. Изучение образовательных потребностей родителей воспитанников. Разработка методического пакета: перспективный план работы, цикл игровых занятий по развитию мелкой моторики руки, развитию речи; план взаимодействия с педагогами ДОУ; план взаимодействия с родителями воспитанников. Приобретение и изготовление материала для развития мелкой и общей моторики руки и развития речи.

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный

Цель : Разработка проекта, подготовка необходимых материалов для реализации проекта (изготовление карточек со схематичным изображением деталей, карт-схем, прописей).

Мероприятия:

  • Изучение методической литературы, материалов педагогических сайтов сети интернет.
  • Диагностика состояния моторики руки.
  • Диагностика состояния речи детей.
  • Изучение образовательных потребностей родителей воспитанников.
  • Разработка методического пакета:
  • перспективный план работы, цикл игровых занятий по развитию мелкой моторики руки, развитию речи;
  • план взаимодействия с педагогами ДОУ;
  • план взаимодействия с родителями воспитанников.
  • Приобретение и изготовление материала для развития мелкой и общей моторики руки и развития речи.
Состав комплекта Игровой комплект «Пертра» состоит из: Набор игровых средств 1-7 (в чемоданах) Доски-основы Мобильный стеллаж, в котором размещены чемоданы с наборами

Состав комплекта

Игровой комплект «Пертра» состоит из:

  • Набор игровых средств 1-7 (в чемоданах)
  • Доски-основы
  • Мобильный стеллаж, в котором размещены чемоданы с наборами
Игровой комплект «Пертра» разработан известным педагогом- психологом Марианной Фростиг, основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростинг».  Концепция Марианны Фростиг обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога или психолога, родителя.   Марианной Фростинг и ее коллегами была разработана собственная целостная и междисциплинарная концепция целостной реабилитации детской личности (на которой составлены индивидуальные программы реабилитации и терапии) составлена методика тестирования и диагностики уровня развития двигательных навыков ребенка «Тест моторного развития Фростинг», методика диагностики восприятия ребенка «Тест уровня развития визуального восприятия Фростинг»

Игровой комплект «Пертра» разработан известным педагогом- психологом Марианной Фростиг, основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростинг».

Концепция Марианны Фростиг

обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога или психолога, родителя.

Марианной Фростинг и ее коллегами была разработана

  • собственная целостная и междисциплинарная концепция целостной реабилитации детской личности (на которой составлены индивидуальные программы реабилитации и терапии)
  • составлена методика тестирования и диагностики уровня развития двигательных навыков ребенка «Тест моторного развития Фростинг», методика диагностики восприятия ребенка «Тест уровня развития визуального восприятия Фростинг»
Игровой комплект «Пертра»  - представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога -предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. -способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи. - позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями. - дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)

Игровой комплект «Пертра»

- представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога

-предназначен для психологического развития и коррекции

детей дошкольного и младшего школьного возраста.

-способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной,

кинестетической памяти, развитию речи.

- позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями.

- дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)

 Игровые наборы в чемоданах представлены :  1. Konstruktion (Пространство на плоскости)  2. Klassifikation (Упорядочение элементов)  3. Diskrimination (Одинаковое и разное)  4. Relation (Пространство и преобразование)  5. Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии)  6. Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию)  7. Mathematik (Начальные умения)

Игровые наборы в чемоданах представлены : 1. Konstruktion (Пространство на плоскости) 2. Klassifikation (Упорядочение элементов) 3. Diskrimination (Одинаковое и разное) 4. Relation (Пространство и преобразование) 5. Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии) 6. Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию) 7. Mathematik (Начальные умения)

Набор игровых средств 1 (Konstruktion) Пространство на плоскости Располагая элементы с фигурными или прямыми пазами на доске-основе, можно «проложить» дороги, составить различные узоры из линий, буквы, цифры

Набор игровых средств 1 (Konstruktion)

Пространство на плоскости

Располагая элементы с фигурными или прямыми пазами

на доске-основе, можно «проложить» дороги, составить различные узоры из линий, буквы, цифры

В набор входит: комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками фигурки людей со штырьками и без штырьков набор шариков

В набор входит:

  • комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне
  • машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками
  • фигурки людей со штырьками и без штырьков
  • набор шариков
Набор игровых средств 5 (Grafomotorik) От каракуль к каллиграфии В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма

Набор игровых средств 5 (Grafomotorik)

От каракуль к каллиграфии

В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма

В набор входит: деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне деревянные пластины-направляющие с желобом разноцветные фигурки машинок, ленты магнитный штифт оргстекло С этим набором можно выполнять упражнения, предлагаемые для Набора 1, усложняя их. Наличие большого и разнообразного набора пластин позволяет создавать сложные траектории движения.

В набор входит:

  • деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне
  • деревянные пластины-направляющие с желобом
  • разноцветные фигурки машинок, ленты
  • магнитный штифт
  • оргстекло

С этим набором можно выполнять упражнения, предлагаемые для Набора 1, усложняя их.

Наличие большого и

разнообразного набора пластин

позволяет создавать сложные

траектории движения.

Доска-основа Доска-основа – деревянное игровое поле с 28 отверстиями расположенными в 4 ряда по 7 отверстий в каждом. Используется для игры со всеми деталями «Пертра»: отверстия по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей любой детали.  На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять узоры, задавать их зеркальное изображение Для этого нужно разделить пространство доски пополам (горизонтально, вертикально, по диагонали – в зависимости от задания) брусочками из набора 3 Основу можно расположить на большом столе или прямо на ковровом покрытии на полу

Доска-основа

Доска-основа – деревянное игровое поле с 28 отверстиями расположенными в 4 ряда по 7 отверстий в каждом.

Используется для игры со всеми деталями «Пертра»: отверстия по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей любой детали.

На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять узоры, задавать их зеркальное изображение

Для этого нужно разделить пространство доски пополам (горизонтально, вертикально, по диагонали – в зависимости от задания) брусочками из набора 3

Основу можно расположить на большом столе или прямо на ковровом покрытии на полу

2 этап - практический Цель: Реализация проекта. Мероприятия: Реализация цикла - занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Организация и проведение обучающего семинара с родителями. Составление графика занятий с детьми, родителями Участие родителей в индивидуальных занятиях с детьми. Организация и проведение мастер-класса с педагогами. Участие педагогов в индивидуальных занятиях с детьми. 3 этап Заключительный Цель : Оформление результатов проекта. Мероприятия: Презентация результатов. Организация фотовыставки с алгоритмом работы. Выступление перед родительской общественностью, перед педагогами.

2 этап - практический

Цель: Реализация проекта.

Мероприятия:

  • Реализация цикла - занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Организация и проведение обучающего семинара с родителями.
  • Составление графика занятий с детьми, родителями
  • Участие родителей в индивидуальных занятиях с детьми.
  • Организация и проведение мастер-класса с педагогами.
  • Участие педагогов в индивидуальных занятиях с детьми.

3 этап Заключительный

Цель : Оформление результатов проекта.

Мероприятия:

  • Презентация результатов.
  • Организация фотовыставки с алгоритмом работы.
  • Выступление перед родительской общественностью, перед педагогами.
Рефлексия продуктивного опыта

Рефлексия продуктивного опыта

Соотнесение пластины с рисунком  со схематическим изображением на карточках

Соотнесение пластины с рисунком

со схематическим изображением на карточках

Построение линий, узоров, дорог

Построение линий, узоров, дорог

Индивидуальные игры – занятия

Индивидуальные игры – занятия

Работа в паре

Работа в паре

Игровые занятия с магнитным штифтом С шариком. С шариком.

Игровые занятия

с магнитным штифтом

С шариком.

С шариком.

4 занятие «Работа с длинной пластиной (с пазом «слалом») и короткими пластинами (с пазами)

Выкладываем перед ребёнком длинную пластину с волнистым пазом «слалом».

Посмотри на эту длинную пластину и скажи какая это дорожка? Построй такую же дорожку из коротких пластин.

Ребёнку предлагаются варианты построения дорожки (по выбору ребёнка)

1вариант -выбери пластины из чемодана, из которых можно построить дорожку (ребенок самостоятельно подбирает пластины).

2вариант -построй дорожку по образцу (если затрудняется, то строит по образцу, соотнося с длинной пластиной).

Ребёнку предлагается пройти (проехать по дорожке ), проговаривая маршрут.

Варианты прохождения маршрута

  • Взглядом: Проведи взглядом слева направо, затем справа налево и скажи, какая у тебя получилась дорожка?
  • Пальчиком (пальчиками):

1. - проведи указательным пальчиком правой, затем левой руки по волнистой дорожке;

2.- пройди по дорожке « шашками » - указательным и средним пальцами правой, а затем левой руки;

3. – пройди пальчиками « навстречу друг другу » с разных сторон указательным и средним пальцами правой и левой руки одновременно « шашками » по дорожке;

4.- пройди пальчиками по дорожке «гуськом» (с минимальным расстоянием и значительным расстоянием между пальцами).

5.- пройди пальчиками по дорожке с одновременным движением указательных пальцев правой и левой руки навстречу друг к другу из разных концов дороги.

  • « Человечками » ;
  • Машинкой с одним дюбелем.

Творческая работа:

Составить из шерстяных ниток на бархатной бумаге узоры, используя прямые и волнистые линий.

Работа в прописях «Чередование прямых и волнистых линий».

Построение дорожки по образцу из коротких пластин с пазами Длинная пластина с пазом «слалом» и дорожка из коротких пластин с пазами Проезд по дорожке машинкой с одним дюбелем Прохождение по дорожке человечками

Построение дорожки по образцу из коротких пластин с пазами

Длинная пластина с пазом «слалом» и дорожка из коротких пластин с пазами

Проезд по дорожке машинкой с одним дюбелем

Прохождение по дорожке человечками

Прохождение пальчиками по дорожке с одновременным движением указательных пальцев правой и левой руки навстречу друг к другу из разных концов дороги. (Работа в паре)

Прохождение пальчиками по дорожке с одновременным движением указательных пальцев правой и левой руки навстречу друг к другу из разных концов дороги.

(Работа в паре)

7 занятие «Построение дороги из коротких пластин» (по цвету)

Сегодня, я предлагаю тебе построить дорогу с пересечением: с одновременными поворотами направо и налево по цвету.

Ребёнку предлагаются варианты построения дороги (по выбору ребёнка)

1вариант -выбери пластины из чемодана, из которых можно построить такую дорогу (ребенок самостоятельно подбирает пластины)

2вариант -построй дорогу по образцу (ребёнок строит по образцу, соотнося с картой-схемой № 3)

Ребёнку предлагается пройти (проехать по дороге ), проговаривая маршрут.

Варианты прохождения маршрута

  • Взглядом: Проведи взглядом слева направо, затем справа налево и скажи, какая у тебя получилась дорожка?
  • Пальчиком:

1. - проведи указательным пальчиком правой, затем левой руки по дороге;

2.- пройди по дороге « шашками » - указательным и средним пальцами правой, а затем левой руки;

3. – пройди пальчиками « навстречу друг другу » с разных сторон указательным и средним пальцами правой и левой руки одновременно « шашками » по дороге;

4.- пройди пальчиками по дороге «гуськом» (с минимальным расстоянием и значительным расстоянием между пальцами);

5.- пройди пальчиками по дороге с одновременным движением указательных пальцев правой и левой руки навстречу друг к другу из разных концов дороги.

  • « Человечками » ;
  • Машинкой .

Творческая работа:

Вылепить из пластилина жгуты (прямые, волнистые), выложить из них картинку и составить рассказ.

Работа в прописях «Чередование вертикальных и горизонтальных прямых линий».

Дорога с пересечением: с одновременными поворотами направо и налево по цвету. Построение дороги по карте-схеме Прохождение по дороге указательным пальчиком правой руки Вариант построения дороги по карте-схеме

Дорога с пересечением: с одновременными поворотами направо и налево по цвету.

Построение дороги по карте-схеме

Прохождение по дороге указательным пальчиком правой руки

Вариант построения дороги по карте-схеме

Прохождение по дороге человечками (работа в паре)

Прохождение по дороге человечками (работа в паре)

Участие родителей в игровых занятиях с детьми

Участие родителей в игровых занятиях с детьми

 Создается Группа в «Контакте», предполагается дистанционное консультирование родителей.

Создается Группа в «Контакте»,

предполагается дистанционное консультирование родителей.

Направления развития личности  Художественно –эстетическое  Познавательное  Социально-коммуникативное  Речевое  Психо-физическое

Направления развития личности

  • Художественно –эстетическое
  • Познавательное
  • Социально-коммуникативное
  • Речевое
  • Психо-физическое
Инвестируя в развитие речи через развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте,  мы получаем результат гармонично развитую личность, успешного гражданина страны!  50% Дошкольников имеют нарушения речи

Инвестируя в развитие речи через

развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте,

мы получаем результат

гармонично развитую личность, успешного гражданина страны!

50% Дошкольников имеют нарушения речи

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!