МАОУ «СОШ №32 г.Улан-Удэ»
Ступень дошкольного образования
Проект:
«Готовим руку дошкольника к письму
c использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»
Творческая группа: Епифанцева Е.Г., воспитатель, высшая категория Ишунина Л.В., воспитатель, высшая категория Згуржак Т.А., учитель - логопед, высшая категория
январь 2016 г.
Актуальность проблематики проекта
Проблема у детей старшего дошкольного возраста :
аналитическое
пространственных представлений
восприятие
произвольность внимания
недостаточная сформированность навыков зрительно-двигательной координации
слуховое внимание
недостаточное развитие
мелкой моторики пальцев рук
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:
- быстро устаёт рука,
- теряется рабочая строка,
- не получается правильное написание букв,
- нередко встречается зеркальное письмо,
- ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница",
- не укладывается в общий темп работы.
Важно!
подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать
Развитая речь и мелкая моторика дошкольника, является одним из важных условий реализации ФГОС у школьников
Цель проекта:
«Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки с помощью игрового комплекта «Пертра»
Задачи проекта:
- Развивать мелкую моторику рук ребёнка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки, содружественные движения глаз и рук.
- Разработать систему игровых занятий с использованием чемоданов из игрового комплекта «Пертра», способствующих развитию координации движений мелкой моторики дошкольников в совместной и индивидуальной работе с ними.
- Заинтересовать педагогов и родителей в совместном участии в подготовке детей к школе путем использования практико-ориентированных занятий с игровым комплектом «Пертра».
Тип проекта: практико – ориентированный
Вид проекта: творческий
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители
Гипотеза базируется на предположении о том, что использование игрового комплекта Пертра в работе с детьми дошкольного возраста позволит улучшить показатели зрительно-двигательной координации и совершенствованию мелкой моторики для подготовки руки к письму.
Подготовка детей к обучению письму проводится в нескольких направлениях:
- Массаж
- Лепка, вырезывание, конструирование
- Мозаика, конструктор
- Пальчиковая гимнастика
- Пальчиковый театр
- Игры с крупой, бисером, с пуговицами, с резинками, шнурками.
- Рисование, раскраски
- Специальные упражнения: штриховка, рисование по точкам, работа в прописях.
Инновационное направление подготовка руки детей старшего дошкольного возраста к письму с использованием игрового комплекта «Пертра».
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный
Цель : Разработка проекта, подготовка необходимых материалов для реализации проекта (изготовление карточек со схематичным изображением деталей, карт-схем, прописей).
Мероприятия:
- Изучение методической литературы, материалов педагогических сайтов сети интернет.
- Диагностика состояния моторики руки.
- Диагностика состояния речи детей.
- Изучение образовательных потребностей родителей воспитанников.
- Разработка методического пакета:
- перспективный план работы, цикл игровых занятий по развитию мелкой моторики руки, развитию речи;
- план взаимодействия с педагогами ДОУ;
- план взаимодействия с родителями воспитанников.
- Приобретение и изготовление материала для развития мелкой и общей моторики руки и развития речи.
Состав комплекта
Игровой комплект «Пертра» состоит из:
- Набор игровых средств 1-7 (в чемоданах)
- Доски-основы
- Мобильный стеллаж, в котором размещены чемоданы с наборами
Игровой комплект «Пертра» разработан известным педагогом- психологом Марианной Фростиг, основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростинг».
Концепция Марианны Фростиг
обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога или психолога, родителя.
Марианной Фростинг и ее коллегами была разработана
- собственная целостная и междисциплинарная концепция целостной реабилитации детской личности (на которой составлены индивидуальные программы реабилитации и терапии)
- составлена методика тестирования и диагностики уровня развития двигательных навыков ребенка «Тест моторного развития Фростинг», методика диагностики восприятия ребенка «Тест уровня развития визуального восприятия Фростинг»
Игровой комплект «Пертра»
- представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога
-предназначен для психологического развития и коррекции
детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной,
кинестетической памяти, развитию речи.
- позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями.
- дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)
Игровые наборы в чемоданах представлены : 1. Konstruktion (Пространство на плоскости) 2. Klassifikation (Упорядочение элементов) 3. Diskrimination (Одинаковое и разное) 4. Relation (Пространство и преобразование) 5. Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии) 6. Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию) 7. Mathematik (Начальные умения)
Набор игровых средств 1 (Konstruktion)
Пространство на плоскости
Располагая элементы с фигурными или прямыми пазами
на доске-основе, можно «проложить» дороги, составить различные узоры из линий, буквы, цифры
В набор входит:
- комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне
- машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками
- фигурки людей со штырьками и без штырьков
- набор шариков
Набор игровых средств 5 (Grafomotorik)
От каракуль к каллиграфии
В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма
В набор входит:
- деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне
- деревянные пластины-направляющие с желобом
- разноцветные фигурки машинок, ленты
- магнитный штифт
- оргстекло
С этим набором можно выполнять упражнения, предлагаемые для Набора 1, усложняя их.
Наличие большого и
разнообразного набора пластин
позволяет создавать сложные
траектории движения.
Доска-основа
Доска-основа – деревянное игровое поле с 28 отверстиями расположенными в 4 ряда по 7 отверстий в каждом.
Используется для игры со всеми деталями «Пертра»: отверстия по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей любой детали.
На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять узоры, задавать их зеркальное изображение
Для этого нужно разделить пространство доски пополам (горизонтально, вертикально, по диагонали – в зависимости от задания) брусочками из набора 3
Основу можно расположить на большом столе или прямо на ковровом покрытии на полу
2 этап - практический
Цель: Реализация проекта.
Мероприятия:
- Реализация цикла - занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
- Организация и проведение обучающего семинара с родителями.
- Составление графика занятий с детьми, родителями
- Участие родителей в индивидуальных занятиях с детьми.
- Организация и проведение мастер-класса с педагогами.
- Участие педагогов в индивидуальных занятиях с детьми.
3 этап Заключительный
Цель : Оформление результатов проекта.
Мероприятия:
- Презентация результатов.
- Организация фотовыставки с алгоритмом работы.
- Выступление перед родительской общественностью, перед педагогами.
Рефлексия продуктивного опыта
Соотнесение пластины с рисунком
со схематическим изображением на карточках
Построение линий, узоров, дорог
Индивидуальные игры – занятия
Работа в паре
Игровые занятия
с магнитным штифтом
С шариком.
С шариком.
4 занятие «Работа с длинной пластиной (с пазом «слалом») и короткими пластинами (с пазами)
Выкладываем перед ребёнком длинную пластину с волнистым пазом «слалом».
Посмотри на эту длинную пластину и скажи какая это дорожка? Построй такую же дорожку из коротких пластин.
Ребёнку предлагаются варианты построения дорожки (по выбору ребёнка)
1вариант -выбери пластины из чемодана, из которых можно построить дорожку (ребенок самостоятельно подбирает пластины).
2вариант -построй дорожку по образцу (если затрудняется, то строит по образцу, соотнося с длинной пластиной).
Ребёнку предлагается пройти (проехать по дорожке ), проговаривая маршрут.
Варианты прохождения маршрута
- Взглядом: Проведи взглядом слева направо, затем справа налево и скажи, какая у тебя получилась дорожка?
- Пальчиком (пальчиками):
1. - проведи указательным пальчиком правой, затем левой руки по волнистой дорожке;
2.- пройди по дорожке « шашками » - указательным и средним пальцами правой, а затем левой руки;
3. – пройди пальчиками « навстречу друг другу » с разных сторон указательным и средним пальцами правой и левой руки одновременно « шашками » по дорожке;
4.- пройди пальчиками по дорожке «гуськом» (с минимальным расстоянием и значительным расстоянием между пальцами).
5.- пройди пальчиками по дорожке с одновременным движением указательных пальцев правой и левой руки навстречу друг к другу из разных концов дороги.
- « Человечками » ;
- Машинкой с одним дюбелем.
Творческая работа:
Составить из шерстяных ниток на бархатной бумаге узоры, используя прямые и волнистые линий.
Работа в прописях «Чередование прямых и волнистых линий».
Построение дорожки по образцу из коротких пластин с пазами
Длинная пластина с пазом «слалом» и дорожка из коротких пластин с пазами
Проезд по дорожке машинкой с одним дюбелем
Прохождение по дорожке человечками
Прохождение пальчиками по дорожке с одновременным движением указательных пальцев правой и левой руки навстречу друг к другу из разных концов дороги.
(Работа в паре)
7 занятие «Построение дороги из коротких пластин» (по цвету)
Сегодня, я предлагаю тебе построить дорогу с пересечением: с одновременными поворотами направо и налево по цвету.
Ребёнку предлагаются варианты построения дороги (по выбору ребёнка)
1вариант -выбери пластины из чемодана, из которых можно построить такую дорогу (ребенок самостоятельно подбирает пластины)
2вариант -построй дорогу по образцу (ребёнок строит по образцу, соотнося с картой-схемой № 3)
Ребёнку предлагается пройти (проехать по дороге ), проговаривая маршрут.
Варианты прохождения маршрута
- Взглядом: Проведи взглядом слева направо, затем справа налево и скажи, какая у тебя получилась дорожка?
1. - проведи указательным пальчиком правой, затем левой руки по дороге;
2.- пройди по дороге « шашками » - указательным и средним пальцами правой, а затем левой руки;
3. – пройди пальчиками « навстречу друг другу » с разных сторон указательным и средним пальцами правой и левой руки одновременно « шашками » по дороге;
4.- пройди пальчиками по дороге «гуськом» (с минимальным расстоянием и значительным расстоянием между пальцами);
5.- пройди пальчиками по дороге с одновременным движением указательных пальцев правой и левой руки навстречу друг к другу из разных концов дороги.
- « Человечками » ;
- Машинкой .
Творческая работа:
Вылепить из пластилина жгуты (прямые, волнистые), выложить из них картинку и составить рассказ.
Работа в прописях «Чередование вертикальных и горизонтальных прямых линий».
Дорога с пересечением: с одновременными поворотами направо и налево по цвету.
Построение дороги по карте-схеме
Прохождение по дороге указательным пальчиком правой руки
Вариант построения дороги по карте-схеме
Прохождение по дороге человечками (работа в паре)
Участие родителей в игровых занятиях с детьми
Создается Группа в «Контакте»,
предполагается дистанционное консультирование родителей.
Направления развития личности
- Художественно –эстетическое
- Познавательное
- Социально-коммуникативное
- Речевое
- Психо-физическое
Инвестируя в развитие речи через
развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте,
мы получаем результат
гармонично развитую личность, успешного гражданина страны!
50% Дошкольников имеют нарушения речи
Спасибо за внимание!!!