СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Генетический код. Синтез белка в клетке"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

•Изучить основные этапы биосинтеза белка.

 

•Показать роль нуклеиновых кислот и органоидов клетки в биосинтезе белка. • •Научиться решать задания на синтез белка в форме ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Генетический код. Синтез белка в клетке"»

Ребенок за 1 год удваивает в росте и утраивает в весе.  Почему так быстро растет ребенок? Как за такое короткое время это возможно?

Ребенок за 1 год удваивает в росте и утраивает в весе.

Почему так быстро

растет ребенок? Как

за такое короткое

время это возможно?

 Существовать не тяжело,  Жить – самое простое дело.  Зарделось солнце и взошло  И теплотой пошло по телу.  Б. Пастернак

Существовать не тяжело, Жить – самое простое дело. Зарделось солнце и взошло И теплотой пошло по телу.

Б. Пастернак

« Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков». Ф.Энгельс.  « Живые тела  представляют собой открытые системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот». Волькенштейн.
  • « Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков». Ф.Энгельс.

  • « Живые тела представляют собой открытые системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот». Волькенштейн.
Биосинтез белка.

Биосинтез белка.

Цели урока: Изучить основные этапы биосинтеза белка. Показать роль нуклеиновых кислот и органоидов клетки в биосинтезе белка.  Научиться решать задания на синтез белка в форме ЕГЭ.

Цели урока:

  • Изучить основные этапы биосинтеза белка.
  • Показать роль нуклеиновых кислот и органоидов клетки в биосинтезе белка.
  • Научиться решать задания на синтез белка в форме ЕГЭ.
Белок ДНК

Белок

ДНК

ГЕН – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одного белка. Генетический код- последовательность трёх нуклеотидов, входящих в состав ДНК и кодирующих аминокислоту – триплет .  Каждый триплет кодирует одну аминокислоту.  ЦАУ УАУ УУУ

ГЕН – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одного белка.

  • Генетический код- последовательность трёх нуклеотидов, входящих в состав ДНК и кодирующих аминокислоту – триплет .

  • Каждый триплет кодирует одну аминокислоту.
  • ЦАУ УАУ УУУ
 Свойства генетического кода.   Триплетность : каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов. Три стоящих подряд нуклеотида – «имя» одной аминокислоты. Специфичность: один триплет кодирует только одну аминокислоту. Избыточность: каждая аминокислота может определяться более чем одним триплетом. Неперекрываемость: любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета. Универсальность: у животных и растений, у грибов и бактерий один и тот же триплет кодирует один и тот же тип аминокислоты, т.е. генетический код одинаков для всех живых существ на Земле. Полярность: из 64 кодовых триплетов 61 кодон – кодирующие, кодируют аминокислоты, а 3 нуклеотида – бессмысленные, не кодируют аминокислоты, «знаки препинания» (УАА, УГА, УАГ).

Свойства генетического кода.

  • Триплетность : каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов. Три стоящих подряд нуклеотида – «имя» одной аминокислоты.
  • Специфичность: один триплет кодирует только одну аминокислоту.
  • Избыточность: каждая аминокислота может определяться более чем одним триплетом.
  • Неперекрываемость: любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.
  • Универсальность: у животных и растений, у грибов и бактерий один и тот же триплет кодирует один и тот же тип аминокислоты, т.е. генетический код одинаков для всех живых существ на Земле.
  • Полярность: из 64 кодовых триплетов 61 кодон – кодирующие, кодируют аминокислоты, а 3 нуклеотида – бессмысленные, не кодируют аминокислоты, «знаки препинания» (УАА, УГА, УАГ).
Транскрипция  (лат. переписывание)

Транскрипция (лат. переписывание)

Транскрипция – процесс синтеза и-РНК. Информация о структуре белков хранится в виде ДНК в ядре клетки, а синтез белков происходит на рибосомах в цитоплазме.  Дан участок молекулы ДНК: -АТТ-ГЦЦ-ЦАА-ТГТ- Определить последовательность нуклеотидов в и-РНК.

Транскрипция – процесс синтеза и-РНК.

  • Информация о структуре белков хранится в виде ДНК в ядре клетки, а синтез белков происходит на рибосомах в цитоплазме.
  • Дан участок молекулы ДНК:

-АТТ-ГЦЦ-ЦАА-ТГТ-

  • Определить последовательность нуклеотидов в и-РНК.
Трансляция  (лат. перенесение, перевод)

Трансляция (лат. перенесение, перевод)

Трансляция - процесс синтеза белка.   Молекула и-РНК соединяется с рибосомой тем концом, с которого должен начаться синтез белка. Аминокислоты, необходимые для сборки белка, доставляются к рибосоме   специальными транспортными РНК (т-РНК). Укажите:   1. Участок молекулы  т-РНК, к которому присоединяется аминокислота.   2. Антикодон   т-РНК

Трансляция - процесс синтеза белка.

Молекула и-РНК соединяется с рибосомой тем концом, с которого должен начаться синтез белка. Аминокислоты, необходимые для сборки белка, доставляются к рибосоме

специальными транспортными РНК (т-РНК).

Укажите: 1. Участок молекулы т-РНК, к которому присоединяется аминокислота.

2. Антикодон

т-РНК

Задание №1 Дан участок цепи ДНК: -ТГЦ-ГГА-ТТТ-АЦТ-ГАЦ- Как выглядит первичная структура белка, синтезированного с этого участка цепи?

Задание №1

Дан участок цепи ДНК:

-ТГЦ-ГГА-ТТТ-АЦТ-ГАЦ-

Как выглядит первичная структура белка, синтезированного с этого участка цепи?

Задание №2 Запишите последовательность нуклеотидов  в и-РНК, с которой был синтезирован белок:  -глутамин-валин-гистидин-пролин-треонин-

Задание №2

Запишите последовательность нуклеотидов

в и-РНК, с которой был синтезирован белок:

-глутамин-валин-гистидин-пролин-треонин-

Схема синтеза белка в рибосоме

Схема синтеза белка в рибосоме

Синтез белка на полисоме

Синтез белка на полисоме

Процесс биосинтеза белков уникален! Белок инсулин синтезировали в 1963 году. Он состоит из 51 аминокислоты соединенных друг с другом в 2 цепочки. Над этой реакцией работали 10 человек в течение 3 лет, а выход чистого инсулина был всего 0,02 %. В клетках человека этот белок собирается за 4 секунды.

Процесс биосинтеза белков уникален!

  • Белок инсулин синтезировали в 1963 году. Он состоит из 51 аминокислоты соединенных друг с другом в 2 цепочки. Над этой реакцией работали 10 человек в течение 3 лет, а выход чистого инсулина был всего 0,02 %. В клетках человека этот белок собирается за 4 секунды.
Задание  Сколько нуклеотидов содержит ген, в котором запрограммирован белок инсулин? Дано: Белок инсулин состоит из 51аминокислоты. Найти: Количество нуклеотидов, содержащихся в гене, в котором запрограммирован белок инсулин?

Задание

Сколько нуклеотидов содержит ген, в котором запрограммирован белок инсулин?

Дано: Белок инсулин состоит из 51аминокислоты.

Найти:

Количество нуклеотидов, содержащихся в гене,

в котором запрограммирован белок инсулин?

Матричный синтез. Процессы удвоения ДНК, синтеза РНК и белков в неживой природе не встречаются. Они относятся к так называемым реакциям матричного синтеза.  Матрицами, т. е. теми молекулами, которые служат основой для получения множества копий, являются ДНК и РНК. Матричный тип реакции лежит в основе способности живых организмов воспроизводить себе подобных.

Матричный синтез.

  • Процессы удвоения ДНК, синтеза РНК и белков в неживой природе не встречаются. Они относятся к так называемым реакциям матричного синтеза.
  • Матрицами, т. е. теми молекулами, которые служат основой для получения множества копий, являются ДНК и РНК. Матричный тип реакции лежит в основе способности живых организмов воспроизводить себе подобных.
Ребенок за 1 год удваивает в росте и утраивает в весе.  Почему так быстро растет ребенок? Как за такое короткое время это возможно?

Ребенок за 1 год удваивает в росте и утраивает в весе.

Почему так быстро

растет ребенок? Как

за такое короткое

время это возможно?

Проверь себя Первый этап биосинтеза называется: А.  Трансляция В.  Транскрипция С.  Ассимиляция 2. Транскрипция осуществляется: А.  В ядре В.  В митохондриях С.   Н а рибосомах

Проверь себя

  • Первый этап биосинтеза называется:

А. Трансляция

В. Транскрипция

С. Ассимиляция

2. Транскрипция осуществляется:

А. В ядре

В. В митохондриях

С. Н а рибосомах

3. Трансляция осуществляется: А.  В ядре В.  Н а рибосомах С. В митохондриях 4. Рибосома по цепи и-РНК перемещается А. Плавно В. Скачками с одного триплета на другой С. Скачками через триплет

3. Трансляция осуществляется:

А. В ядре

В. Н а рибосомах

С. В митохондриях

4. Рибосома по цепи и-РНК перемещается

А. Плавно

В. Скачками с одного триплета на другой

С. Скачками через триплет

5. Какова последовательность нуклеотидов и-РНК, записанной на отрезке ДНК:  Т-А-Ц-Г-Г-А-Т-Ц-А-Ц-Г-А 1. А-Т-Г-Ц-Ц-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т 2. А-У-Г-Ц-Г-У-А-Г-У-Г-Ц-У 3. А-У-Г-Ц-Ц-У-А-Г-У-Г-Ц-У

5. Какова последовательность нуклеотидов и-РНК, записанной на отрезке ДНК:

Т-А-Ц-Г-Г-А-Т-Ц-А-Ц-Г-А

1. А-Т-Г-Ц-Ц-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т

2. А-У-Г-Ц-Г-У-А-Г-У-Г-Ц-У

3. А-У-Г-Ц-Ц-У-А-Г-У-Г-Ц-У

6. Дан отрезок ДНК: Ц-Г-А-Т-Т-А-Г-Ц-Г-Г-А-А-Ц-А-Ц. Какова аминокислотная последовательность молекулы белка? 1.  Лей-асн-арг-вал-лей 2.  Ала-вал-про-асп 3.  Ала-асн-арг-лей-вал (воспользуйтесь таблицей генетического кода)

6. Дан отрезок ДНК: Ц-Г-А-Т-Т-А-Г-Ц-Г-Г-А-А-Ц-А-Ц. Какова аминокислотная последовательность молекулы белка?

1. Лей-асн-арг-вал-лей

2. Ала-вал-про-асп

3. Ала-асн-арг-лей-вал

(воспользуйтесь таблицей генетического кода)

Проверка теста

Проверка теста

Цели урока: подводим итоги Изучить основные этапы биосинтеза белка. Показать роль нуклеиновых кислот и органоидов клетки в биосинтезе белка.  Научиться решать задания на синтез белка в форме ЕГЭ.

Цели урока: подводим итоги

  • Изучить основные этапы биосинтеза белка.
  • Показать роль нуклеиновых кислот и органоидов клетки в биосинтезе белка.
  • Научиться решать задания на синтез белка в форме ЕГЭ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!