СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Футуризм в русской литературе начала 20 века" (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Футуризм в русской литературе начала 20 века" предназначена для сопровождения вводного урока по творчеству В.В. Маяковского (11 класс)

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Футуризм в русской литературе начала 20 века" (11 класс)»

Футуризм в русской литературе начала  20 века

Футуризм в русской литературе начала 20 века

Серебряный век русской поэзии Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.  Литературное направление - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи. Литературных направлений существует огромное множество. Активнее всего они развивались и появлялись в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии.

Серебряный век русской поэзии

  • Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
  • Литературное направление - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
  • Литературных направлений существует огромное множество. Активнее всего они развивались и появлялись в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии.
Футуризм – «искусство будущего» Одним из направлений, родившихся в начале 20 века, стал футуризм. Футуризм (от лат. «futurum» - будущее) - литературное направление, приверженцев которого больше интересовало не содержание произведений, а их форма. Футуризм - «искусство будущего». Футуризм – это название художественных авангардистских движений  1910-х — начала 1920-х годов.

Футуризм – «искусство будущего»

  • Одним из направлений, родившихся в начале 20 века, стал футуризм.
  • Футуризм (от лат. «futurum» - будущее) - литературное направление, приверженцев которого больше интересовало не содержание произведений, а их форма. Футуризм - «искусство будущего».
  • Футуризм – это название художественных авангардистских движений  1910-х — начала 1920-х годов.

Из истории футуризма. Италия.

  • Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано.
  • Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
  • В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Реакция на «Пощёчину общественному вкусу» Сборник и футуризм в целом вызвал очень неоднозначную оценку как читателей, так и профессиональных литераторов. Например, И. А. Бунин высказался так: “Что только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой,… каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом “футуризм ”. А известный критик и писатель М. Осоргин отмечал: “Если Италия – страна вековой культуры, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры. ...Поход молодых итальянцев против своей застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили”.

Реакция на «Пощёчину общественному вкусу»

  • Сборник и футуризм в целом вызвал очень неоднозначную оценку как читателей, так и профессиональных литераторов.
  • Например, И. А. Бунин высказался так: “Что только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой,… каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом “футуризм ”.
  • А известный критик и писатель М. Осоргин отмечал: “Если Италия – страна вековой культуры, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры. ...Поход молодых итальянцев против своей застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили”.
Принципы и особенности футуризма Стремление к созданию нового искусства, устремлённость в будущее (отсюда и название). Отрицание традиций в искусстве. Смешение стилей и жанров Особое внимание к форме произведения. Экспериментаторство в стихосложении – области рифмы, лексики, Использование неологизмов, часто авторских. Стремление выразить массовое настроение толпы, отсюда – язык плакатов, лозунгов, ориентация на произносимый стих. Футуристы писали от имени человека толпы. Они были уверены в  «неизбежности крушения старья»  (В. Маяковский) и рождении  «нового человечества». Бунтарский дух, анархичность мировоззрения Культ города, техники. Пафос эпатажа Давид Бурлюк «Помолвка»

Принципы и особенности футуризма

  • Стремление к созданию нового искусства, устремлённость в будущее (отсюда и название).
  • Отрицание традиций в искусстве.
  • Смешение стилей и жанров
  • Особое внимание к форме произведения. Экспериментаторство в стихосложении – области рифмы, лексики,
  • Использование неологизмов, часто авторских.
  • Стремление выразить массовое настроение толпы, отсюда – язык плакатов, лозунгов, ориентация на произносимый стих. Футуристы писали от имени человека толпы. Они были уверены в  «неизбежности крушения старья»  (В. Маяковский) и рождении  «нового человечества».
  • Бунтарский дух, анархичность мировоззрения
  • Культ города, техники.
  • Пафос эпатажа
  • Давид Бурлюк «Помолвка»
Пафос эпатажа Публичные выступления футуристов были вызывающими:  К.Малевич – читал стихи под удары гонга;  В.Маяковский – в женской желтой блузке;  А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;  В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;  Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех. Эпатажные названия футуристических сборников и манифестов:  “Дохлая луна”  “Молоко кобылиц”  “Рыкающий Парнас”  “Идите к черту”  “Пощечина общественному вкусу”

Пафос эпатажа

  • Публичные выступления футуристов были вызывающими: К.Малевич – читал стихи под удары гонга; В.Маяковский – в женской желтой блузке; А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку; В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев; Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.
  • Эпатажные названия футуристических сборников и манифестов: “Дохлая луна” “Молоко кобылиц” “Рыкающий Парнас” “Идите к черту” “Пощечина общественному вкусу”
Истоки и основа футуризма в России   Что отличало общественную жизнь начала 20 века? Кризис общественной жизни. Кризис духовности. Мир рушится, нет нравственной опоры. Ускоряются темп и ритм жизни. Классическая литература 19 века, а точнее, её художественные приёмы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий 20 века, духовный мир человека 20 века. Отсюда – появление модернизма. Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы?

Истоки и основа футуризма в России

  • Что отличало общественную жизнь начала 20 века? Кризис общественной жизни. Кризис духовности. Мир рушится, нет нравственной опоры. Ускоряются темп и ритм жизни.
  • Классическая литература 19 века, а точнее, её художественные приёмы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий 20 века, духовный мир человека 20 века.
  • Отсюда – появление модернизма. Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы?
Основные направления и группы  футуризма в России

Основные направления и группы футуризма в России

Кубофутуристы – группа «Гилея» (1910) Кубофутуристы  – «Гилея» (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк и другие). Их сборники:  «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915). Наиболее распространённая группа. В основу течения положены принципы  кубизма  в живописи: стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его затем в единое целое,  изобразить  объект одновременно с разных сторон  и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны. Призывали  сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов. По их мнению,  «Новую Грядущую Красоту»  может выразить толок раскрепощённое искусство , «Самоценное Слово». Они почти полностью  отрицали все законы и правила грамматики и поэтики.  СЛОВО против: содержания, языка (литературного), ритма (музыкального, условного), синтаксиса, этимологии.  

Кубофутуристы – группа «Гилея» (1910)

  • Кубофутуристы  – «Гилея»

(Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк

и другие).

  • Их сборники:  «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).
  • Наиболее распространённая группа. В основу течения положены принципы  кубизма  в живописи: стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его затем в единое целое,  изобразить  объект одновременно с разных сторон  и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.
  • Призывали  сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов.
  • По их мнению,  «Новую Грядущую Красоту»  может выразить толок раскрепощённое искусство , «Самоценное Слово».
  • Они почти полностью  отрицали все законы и правила грамматики и поэтики. СЛОВО против: содержания, языка (литературного), ритма (музыкального, условного), синтаксиса, этимологии.

 

Эстетика кубофутуризма Отрицание гармонии. Деэстетизация творчества: художественные приёмы (сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д.) призваны были не усиливать красоту и образность, а наоборот, профанировать её:

Эстетика кубофутуризма

  • Отрицание гармонии.
  • Деэстетизация творчества: художественные приёмы (сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д.) призваны были не усиливать красоту и образность, а наоборот, профанировать её: "Улица провалилась, как нос сифилитика. Река - сладострастье, растёкшееся в слюни..." (В.В. Маяковский, "А всё-таки"); 
  • Преобладание формы над содержанием: форма слова, ритмика и мелодика текста важнее его смысла.
  • Словотворчество: попытка заменить традиционный язык «заумным языком»*, многочисленные неологизмы (слова, созданные автором): «крылышкуя», «лебедиво», «зинзивер», «времирей», «смеянствуют», "любёночек". Преуспели в этом направлении Велимир Хлебников ("Бобэоби пелись губы...", "Заклятие смехом") и Алексей Кручёных ("дыр бул щыл..."). Чтобы найти новый смысл в слове, футуристы разлагали слово:   n : х  ; в то же время языковые эксперименты позволяли обнаруживать неисчерпаемое богатство русского языка - см., например, стихотворение Хлебникова "Заклятие смехом" **.
  • Антигуманный характер творчества: искусство футуристов было направлено не к человеку, а от него. 
Поэт-футурист  Владимир Маяковский Владимир Маяковский… Поэт-революционер и бунтовщик – так часто отзывались о самом известном представителе русского футуризма. На 1912-1914 годы приходится начало творческого пути Маяковского. И можно с уверенностью сказать, что идеи авангардного направления сформировали эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую судьбу в литературе. В двадцатые годы многие были уверены, что Маяковский – поэт-футурист, так как для его творчества характерны необычный синтаксис, своеобразная лексика, обилие авторских словоформ, ошеломляющие метафоры. Все эти особенности художественного стиля поэта уходят корнями в раннее творчество, вызывающее и кричащее. И спустя десятилетия именно с его именем в первую очередь ассоциируется деятельность футуристов.

Поэт-футурист Владимир Маяковский

  • Владимир Маяковский… Поэт-революционер и бунтовщик – так часто отзывались о самом известном представителе русского футуризма.
  • На 1912-1914 годы приходится начало творческого пути Маяковского. И можно с уверенностью сказать, что идеи авангардного направления сформировали эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую судьбу в литературе.
  • В двадцатые годы многие были уверены, что Маяковский – поэт-футурист, так как для его творчества характерны необычный синтаксис, своеобразная лексика, обилие авторских словоформ, ошеломляющие метафоры. Все эти особенности художественного стиля поэта уходят корнями в раннее творчество, вызывающее и кричащее.
  • И спустя десятилетия именно с его именем в первую очередь ассоциируется деятельность футуристов.

«Ассоциация эгофутуристов»

  • «Ассоциация эгофутуристов»

(Игорь Северянин, Иван Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни  «Я – будущее» ). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

  • В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был  индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна . Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок  «Ego»,  с которого и начался эгофутуризм.
  • Сам И. Северянин так отмечал  особенности своего направления:
  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».
  • 1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).
  • Позже присоединился И. Иванов, который создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест  «Грамата»  (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как  «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».
Игорь Северянин – лидер эгофутуристов Группу  эгофутуристов , в которую вошли поэты Константин Олимпов, Иван Игнатьев и Георгий Иванов, возглавлял  Игорь Северянин  (1887-1941; настоящая фамилия -  Лотарёв).  Творчество эгофутуристов было скорее плохим подражанием акмеизму, поэтому эгофутуризм оказался течением бесплодным. Быстро набравший популярность Северянин вскоре отделился от возглавляемой им группы, издал несколько сборников:

Игорь Северянин – лидер эгофутуристов

  • Группу  эгофутуристов , в которую вошли поэты Константин Олимпов, Иван Игнатьев и Георгий Иванов, возглавлял  Игорь Северянин  (1887-1941; настоящая фамилия -  Лотарёв).
  • Творчество эгофутуристов было скорее плохим подражанием акмеизму, поэтому эгофутуризм оказался течением бесплодным.
  • Быстро набравший популярность Северянин вскоре отделился от возглавляемой им группы, издал несколько сборников: "Громокипящий кубок", "Ананасы в шампанском", "Златолира", "Поэзоантракт", "Поэзоконцерт". Его выступления принесли ему огромную славу и беспрецедентное поклонение со стороны публики, особенно женской. Рафинированность ощущений, мелодичность, напевность стихов, демонстративное себялюбие - вот характерные черты эгофутуристической поэзии. 
«Мезонин поэзии» «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев). Группа была создана в 1913 из эгофутуристов.(Уже в конце 1913 объединение  распалось). Входили поэты и писатели : В. Шершеневич, Р.Ивнев, Л. Зак (псевдонимы – Хрисанф и М. Россиянский), С. Третьяков, К. Большаков, Б. Лавренёв и др. Идейный вдохновитель группы  В.Шершеневич  писал : «…футуризм – общественное течение,  рождённое большим городом , который сам уничтожает всякие национальные различия.  Поэзия грядущего космополитична.» Выпустили три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

«Мезонин поэзии»

  • «Мезонин поэзии»

(В. Шершеневич, Р. Ивнев).

  • Группа была создана в 1913 из эгофутуристов.(Уже в конце 1913 объединение  распалось).
  • Входили поэты и писатели : В. Шершеневич, Р.Ивнев, Л. Зак (псевдонимы – Хрисанф и М. Россиянский), С. Третьяков, К. Большаков, Б. Лавренёв и др.
  • Идейный вдохновитель группы  В.Шершеневич  писал : «…футуризм – общественное течение,  рождённое большим городом , который сам уничтожает всякие национальные различия.  Поэзия грядущего космополитична.»
  • Выпустили три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.
Объединение «Центрифуга» «Центрифуга» (Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак). Объединение создано в январе 1914г. Основные особенности  творчества представителей «Центрифуги: Перемещение при построении лирического произведения  центра внимания со слова  как такового  на интонационно-ритмические и синтаксические структуры . Органичное соединение  футуристического экспериментаторства и традиций. “ Центрифуга” как поэтическая группа просуществовала до конца 1917-го, а книги под маркой “Центрифуги” продолжали выходить до 1922 года, то есть дольше всех остальных групп футуристов.

Объединение «Центрифуга»

  • «Центрифуга»

(Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак).

  • Объединение создано в январе 1914г.
  • Основные особенности  творчества представителей «Центрифуги:
  • Перемещение при построении лирического произведения  центра внимания со слова  как такового  на интонационно-ритмические и синтаксические структуры .
  • Органичное соединение  футуристического экспериментаторства и традиций.
  • “ Центрифуга” как поэтическая группа просуществовала до конца 1917-го, а книги под маркой “Центрифуги” продолжали выходить до 1922 года, то есть дольше всех остальных групп футуристов.
Взаимоотношения футуристических групп Эти четыре футуристические группировки (кубофутуристы, эгофутуристы, «Мезонин поэзии», «Центрифуга») находились в весьма странных и напряженных отношениях друг с другом. Они враждовали, не сходясь во мнениях о том, кто из них является оплотом истинного футуризма, однако порой участники одной группировки переходили в другую без каких-либо проблем. Помимо четырёх крупнейших существовало также несколько других объединений футуристов: «41 градус», «Творчество», «Лирень», «Бескровное убийство». Группа «Гилея»

Взаимоотношения футуристических групп

  • Эти четыре футуристические группировки (кубофутуристы, эгофутуристы, «Мезонин поэзии», «Центрифуга») находились в весьма странных и напряженных отношениях друг с другом.
  • Они враждовали, не сходясь во мнениях о том, кто из них является оплотом истинного футуризма, однако порой участники одной группировки переходили в другую без каких-либо проблем.
  • Помимо четырёх крупнейших существовало также несколько других объединений футуристов: «41 градус», «Творчество», «Лирень», «Бескровное убийство».
  • Группа «Гилея»
Поэзия и живопись Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы. Казимир Малевич «Точильщик»

Поэзия и живопись

  • Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки.
  • В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы.
  • Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.
  • Казимир Малевич «Точильщик»
Угасание футуризма Многие русские футуристы, например, Владимир Маяковский, Осип Брик, Велимир Хлебников и Василий Кандинский приветствовали Октябрьскую революцию и отражали революционные идеи в своих произведениях.  Но вместе с этим футуристическим произведениям была свойственная антивоенная идея, нашедшая отражение в поэмах «Война в мышеловке» Хлебникова и «Война и мир» Маяковского. Несмотря на то, что футуристы приветствовали русскую революцию, темпы развития этого движения стали заметно уменьшаться сразу после Октябрьской революции 1917 года. Судьба многих футуристов сложилась печально и даже трагически: кто-то был расстрелян, кто-то отправился в ссылку или в эмиграцию. Немногие оставшиеся в России футуристы сменили свои литературные взгляды и выработали новый, отличный от футуристического, стиль.

Угасание футуризма

  • Многие русские футуристы, например, Владимир Маяковский, Осип Брик, Велимир Хлебников и Василий Кандинский приветствовали Октябрьскую революцию и отражали революционные идеи в своих произведениях.
  • Но вместе с этим футуристическим произведениям была свойственная антивоенная идея, нашедшая отражение в поэмах «Война в мышеловке» Хлебникова и «Война и мир» Маяковского.
  • Несмотря на то, что футуристы приветствовали русскую революцию, темпы развития этого движения стали заметно уменьшаться сразу после Октябрьской революции 1917 года.
  • Судьба многих футуристов сложилась печально и даже трагически: кто-то был расстрелян, кто-то отправился в ссылку или в эмиграцию. Немногие оставшиеся в России футуристы сменили свои литературные взгляды и выработали новый, отличный от футуристического, стиль.
Футуризм – значимое явление  в русской поэзии Футуризм - это отдельная и очень важная глава в истории русской поэзии. Его идеалы и идеи оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Нестандартное мышление футуристов, отрицавших все сложившиеся каноны и бесстрашно пытавшихся создать нечто абсолютно новое, «сражающихся с морализмом», привнесло в литературу множество новаторских идей, которые были в дальнейшем подхвачены последующими поколениями поэтов. Давид Бурлюк «Синий всадник»

Футуризм – значимое явление в русской поэзии

  • Футуризм - это отдельная и очень важная глава в истории русской поэзии. Его идеалы и идеи оказали огромное влияние на развитие русской литературы.
  • Нестандартное мышление футуристов, отрицавших все сложившиеся каноны и бесстрашно пытавшихся создать нечто абсолютно новое, «сражающихся с морализмом», привнесло в литературу множество новаторских идей, которые были в дальнейшем подхвачены последующими поколениями поэтов.
  • Давид Бурлюк «Синий всадник»
Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!