СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Функциональная грамотность на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является дополнением к выступлению.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Функциональная грамотность на уроках литературного чтения"»

  «Развитие функциональной грамотности школьников с овз на уроках литературного чтения»   Учитель начальных  классов с детьми ОВЗ  ШАПОВАЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

«Развитие функциональной грамотности школьников с овз на уроках литературного чтения» Учитель начальных классов с детьми ОВЗ ШАПОВАЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

А к т у а л ь н о с т ь В наш информационный век проблема чтения становится государственной. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Россия также теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы. В

А к т у а л ь н о с т ь

  • В наш информационный век проблема чтения становится государственной.
  • Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии.
  • Россия также теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.

В

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А.Сухомлинский

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

  • В.А.Сухомлинский
А что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтение! Детское, радостное Увлекает, занимает, окрыляет Дарит прекрасный мир общения. Счастье!  

Чтение!

Детское, радостное

Увлекает, занимает, окрыляет

Дарит прекрасный мир общения.

Счастье!

 

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах. I этап. Работа с текстом до чтения.  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах.

  • I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. На этом этапе необходимо ввести детей в тот мир, который описан автором. Традиционно это знакомство с эпохой, с автором, словарная работа. Подбираем такие виды работ, которые вызовут интерес к теме произведения и желание его прочитать: ключевые слова, собери и запиши пословицы, которые соответствуют теме, идее и нарисуй к ним иллюстрации.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

На этом этапе необходимо ввести детей в тот мир, который описан автором. Традиционно это знакомство с эпохой, с автором, словарная работа.

Подбираем такие виды работ, которые вызовут интерес к теме произведения и желание его прочитать: ключевые слова, собери и запиши пословицы, которые соответствуют теме, идее и нарисуй к ним иллюстрации.

II этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
  • II этап. Работа с текстом во время чтения.
  • Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
  • 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).
  • III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).

На всех этих этапах предлагаю и использовать следующие приёмы работы:  1. Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям.
  • На всех этих этапах предлагаю и использовать следующие приёмы работы:

1. Приём – «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям.

2прием Синквейн Первая строчка - одно имя существительное Вторая строчка - два имени прилагательных Третья строчка - три глагола Четвёртая строчка -фраза (предложение) Пятая строчка - слово-синоним  Задание.  Составьте синквейн со словом «Чтение».

2прием Синквейн

Первая строчка - одно имя существительное

Вторая строчка - два имени прилагательных Третья строчка - три глагола

Четвёртая строчка -фраза (предложение) Пятая строчка - слово-синоним

Задание. Составьте синквейн со словом «Чтение».

 3.  Приём «Работа с вопросником» Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. 4.   Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. 5. Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

3.  Приём «Работа с вопросником»

Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.

4.   Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

5. Приём «Мозговой штурм»

позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

  6. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. 7 .  Приём «Написание творческих работ»   хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.

  6. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.

7Приём «Написание творческих работ»

  хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.

  8. Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование.   9. Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.  10. Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

  8. Приём «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование.

  9. Приём «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.

10. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

 11.«Древо мудрости»:  сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срвает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

11.«Древо мудрости»:  сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срвает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

  Приём «Верите ли вы …» - Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе? - Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»

( И.Г. Песталоцци)

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». А. Н. Толстой

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».

А. Н. Толстой

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей