СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация.Физика и познание мира 10 кл

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация.Физика и познание мира 10

Просмотр содержимого презентации
«Физика и познание мира 10 кл.»

Физика и познание мира. Экспериментальный характер  физики.  Классическая механика Ньютона Гаджиев М.Г.

Физика и познание мира. Экспериментальный характер физики. Классическая механика Ньютона

Гаджиев М.Г.

Цель урока:  выяснить роль физики в современном мире; сформулировать понятие о научном методе познания природы, обосновать необходимость введения физических моделей и физических величин, дать представление о классической механике Ньютона и границах ее применимости .

Цель урока: выяснить роль физики в современном мире; сформулировать понятие о научном методе познания природы, обосновать необходимость введения физических моделей и физических величин, дать представление о классической механике Ньютона и границах ее применимости .

Физика исследует наиболее общие свойства и формы движения материи.  Она ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам подчиняются происходящие в нем явления и процессы.

Физика исследует наиболее общие свойства и формы движения материи. Она ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам подчиняются происходящие в нем явления и процессы.

Основные этапы познания 50 г. до н.э. Лукреций Кар : мир - это атомы,  движущиеся в пустоте. -«Всю, самоё по себе, составляют природу две вещи: это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство, где пребывают они и где двигаться могут различно».

Основные этапы познания

  • 50 г. до н.э. Лукреций Кар : мир - это атомы, движущиеся в пустоте.

-«Всю, самоё по себе, составляют природу две вещи: это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство, где пребывают они и где двигаться могут различно».

  • XVIII - XIX вв . - сформирована механическая картина мира.
  • Вторая половина XIX в. - начало XX в. - электромагнитная картина мира.
  • Середина XX в. - современная физическая картина мира , включающая теорию относительности и квантовую теорию.
  • Возникли новые научные дисциплины.
  • Возникли новые научные дисциплины.
Свершились все мечты,  что были так далеки.  Победный ум прошел за годы сотни миль.  Про электричество пишу я эти строки,  А у ворот, гудя, стоит автомобиль.  (1912 г. В.Я. Брюсов) Создание телеграфа, электрических осветителей, телефона, радио, электродвигателей, открытие линий метрополитена - триумфальное шествие изобретений XIX века.

Свершились все мечты, что были так далеки. Победный ум прошел за годы сотни миль. Про электричество пишу я эти строки, А у ворот, гудя, стоит автомобиль. (1912 г. В.Я. Брюсов)

Создание телеграфа, электрических осветителей, телефона, радио, электродвигателей, открытие линий метрополитена - триумфальное шествие изобретений XIX века.

Развитие электроники как результат открытия электрона и создание квантовой теории. Вакуумная полупроводниковая микроэлектроника приводит к созданию совершенных систем радиосвязи, развивается телевидение, совершенствуется ЭВМ, появляются персональные компьютеры, создается лазер, т.е. все то, что так привычно для современного человека Исследования в области ядерной физики позволили решить энергетические проблемы, родилась ядерная энергетика.

Развитие электроники как результат открытия электрона и создание квантовой теории. Вакуумная полупроводниковая микроэлектроника приводит к созданию совершенных систем радиосвязи, развивается телевидение, совершенствуется ЭВМ, появляются персональные компьютеры, создается лазер, т.е. все то, что так привычно для современного человека

Исследования в области ядерной физики позволили решить энергетические проблемы, родилась ядерная энергетика.

Научный метод познания.  Моделирование Модель как приближение к реальной действительности характеризует лишь отдельные ее стороны и имеет определенные границы применяемости

Научный метод познания. Моделирование

Модель как приближение к реальной действительности характеризует лишь отдельные ее стороны и имеет определенные границы применяемости

  • модель материальной точки;
  • модель идеального газа;
  • модель структурного строения вещества;
  • модель электронного газа;
  • модель физических полей и др.
Эксперимент   выдвижение гипотезы на основе имеющихся знаний, наблюдений, подлежащих экспериментальной проверке;  планирование эксперимента, отбор оборудования;  проведение опытов;  анализ результатов, выяснение количественной связи между физическими величинами, выявление частных закономерностей, развитие теории явления.

Эксперимент выдвижение гипотезы на основе имеющихся знаний, наблюдений, подлежащих экспериментальной проверке; планирование эксперимента, отбор оборудования; проведение опытов; анализ результатов, выяснение количественной связи между физическими величинами, выявление частных закономерностей, развитие теории явления.

При изучении школьного курса физики особое значение имеют физические величины , которые вводятся для описания происходящих явлений и позволяют пользоваться математическими методами и операциями:    определение средних величин; составление уравнений, неравенств; исследование зависимостей между физическими величинами, прямая и обратная пропорциональность; графическое изображение результатов измерения; формулировка законов в количественной форме.

При изучении школьного курса физики особое значение имеют физические величины , которые вводятся для описания происходящих явлений и позволяют пользоваться математическими методами и операциями:

определение средних величин;

составление уравнений, неравенств;

исследование зависимостей между физическими величинами, прямая и обратная пропорциональность;

графическое изображение результатов измерения;

формулировка законов в количественной форме.

Человек получает возможность управлять явлениями природы и использовать их во благо человека
  • Человек получает возможность управлять явлениями природы и использовать их во благо человека

Но многие явления достаточно сложны, так как в них переплетаются различные процессы.

Например, явление грозы. Какие процессы (явления) там скрыты?

Например, явление грозы.

Какие процессы (явления) там скрыты?

  • а) тепловые (испарение и конденсация воздушного пара);
  • б) электрические (возникновение электрических зарядов и электрического напряжения между грозовыми облаками);
  • в) оптические (вспышка молнии, возникновение электрического разряда);
  • г) акустические (гром);
  • д) механические (падение капель, ветер, движение облаков, образование вихрей).
Что изучает механика?

Что изучает механика?

  • Меха́ника ( греч. «механэ» - искусство построения машин) — область физики, изучающая движение материальных объектов и взаимодействие между ними.
  • Еще в древности египтяне, греки и римляне применяли различные машины в военных целях (метательное орудие), в строительстве, где использовали движение колес, рычагов, канатов.
  • Механическое движение - изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Относительно других тел..

Относительно других тел..

  • Нет и не может быть абсолютно неподвижных тел.
  • Могут двигаться и нематериальные тела: солнечный зайчик, тень.
Тит Лукреций Кар

Тит Лукреций Кар

Прочтите абзац «…относительно других тел» (§ 1).  Ответьте на вопрос: «Может ли одно и то же тело одновременно двигаться и находиться в покое?»
  • Прочтите абзац «…относительно других тел» (§ 1).
  • Ответьте на вопрос: «Может ли одно и то же тело одновременно двигаться и находиться в покое?»
Классическая механика Ньютона и границы ее применимости. Классическая механика Ньютона - механика, основанная на законах Ньютона.  Явления, не подчиняющиеся законам механики:  электромагнитные, движение микроскопических частиц, движение тел со скоростями, близкими к скорости света.

Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

  • Классическая механика Ньютона - механика, основанная на законах Ньютона.
  • Явления, не подчиняющиеся законам механики:

электромагнитные,

движение микроскопических частиц,

движение тел со скоростями, близкими к скорости света.

Что изучает физика? В чем состоит научный метод познания? С какой целью вводится физическая величина? Назовите известные вам физические величины и их единицы измерения. Какие физические теории вы знаете? Какую роль играет физика в научно-техническом прогрессе? Назовите наиболее значимые изобретения XIX и XX веков. Что изучает механика? Какое движение называется механическим?  Что понимают под относительностью механического движения? Приведите примеры относительности механического движения. Какие движения подчиняются законам Ньютона?
  • Что изучает физика?
  • В чем состоит научный метод познания?
  • С какой целью вводится физическая величина?
  • Назовите известные вам физические величины и их единицы измерения.
  • Какие физические теории вы знаете?
  • Какую роль играет физика в научно-техническом прогрессе? Назовите наиболее значимые изобретения XIX и XX веков.
  • Что изучает механика?
  • Какое движение называется механическим?
  • Что понимают под относительностью механического движения?
  • Приведите примеры относительности механического движения.
  • Какие движения подчиняются законам Ньютона?
Повторение основных понятий кинематики.

Повторение основных понятий кинематики.

  • Кинематика - часть механики, изучающая движения тел без исследования причин, вызывающих эти движения
  • Способы описания движения тела:
  • 1 способ: описание движения некоторой точки движущегося тела.
  • 2 способ: описание движения тела с помощью модели материальной точки.
  • Материальная точка- тело, размерами и формой которого в данных условиях можно пренебречь.
Укажите, в каких из приведенных ниже случаев изучаемое тело можно принять за материальную точку?

Укажите, в каких из приведенных ниже случаев изучаемое тело можно принять за материальную точку?

  • а) Вычисляют давление трактора на грунт.
  • б) Определяют высоту взлета ракеты.
  • в) Рассчитывают работу, совершенную при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту.
  • г) Определяют объем стального шарика, пользуясь измерительным цилиндром (мензуркой).
  • д) Рассчитывают путь, пройденный железнодорожным составом длиной около 1 км за несколько секунд.
  • е) Определяют скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца.
Определение положения точки в пространстве.

Определение положения точки в пространстве.

  • Почему для описания движения тела необходимо выделить особое тело - тело отсчета?
  • Можно ли тело отсчета выбрать произвольно?
  • Изменится ли положение тела в пространстве, если заменить одно тело отсчета на другое?
Тело, относительно которого задается положение данного тела или же данной точки, называется телом отсчета. Какие системы координат вам знакомы?

Тело, относительно которого задается положение данного тела или же данной точки, называется телом отсчета.

  • Какие системы координат вам знакомы?

  • Что называется радиус-вектором?
Домашнее задание §1-3 Источник Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский Москва, «Просвещение» 2007

Домашнее задание

  • §1-3

Источник

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский

Москва, «Просвещение» 2007


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!