Районное методическое объединение учителей начальных классов 3 заседание 14 января 2022 год
1. ФГОСы третьего поколения. Докладчик-Кузнецова С.В. 2. «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа». (технология формирования типа правильной читательской деятельности). Докладчики –Бухтуева С.С., Гордиенко Л.Н. 3. «Внедрение финансовой грамотности в предметы «Математика» и «Окружающий мир» Докладчик- Зандарова Г.И.
Новые ФГОС, которые будут действовать с 1 сентября 2022 года
Новая жизнь с 1 сентября 2022 года
Именно с 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а ребята, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для других ребят продолжить обучение по ним будет возможно только при согласии родителей обучающихся.
Три поколения ФГОС: что меняется
Принято делить ФГОС на три поколения
Первое поколение - 2004-2009 годы
Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.
Второе поколение - 2009-2020 годы
Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.
Третье поколение - с 2021 года
Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.
Требования ФГОС третьего поколения содержат:
• четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;
• список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;
• конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;
• указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;
• время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;
• данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Как было
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО
Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было
Как стало
Вариативность. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый – в структуре программы НОО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО).
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Требования к результатам освоения программы
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
Требования к пояснительной записке
Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО
Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
Требования к рабочим программам
Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий
Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)
Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах
Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)
Содержание календарного плана воспитательной работы
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим
В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В предметную область «ОРКСЭ» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление . Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать.
Объем часов аудиторной нагрузки
ФГОС НОО: 2904 – минимум,
3345 – максимум
ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО
(п. 32.1 ФГОС НОО)
1350 часов
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: уменьшили верхнюю границу.
1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)
Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Особенности обучения детей с ОВЗ
Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для умственно отсталых
ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО . Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Настолько подробных норм не было
Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии . Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами .
Деление учеников на группы
Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному : с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО). Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО).
Информационно-образовательная среда
Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
Оснащение кабинетов
Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой
Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям.
Обеспечение учебниками
Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном виде
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию
Психолого-педагогические условия
Требований было меньше
В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)
Повышение квалификации
Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года
Исключили норму , по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)
Финансовая грамотность. С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части
гуманитарных направлений, и в части предметов научно-
технического цикла, расширить знания школьников о здоровом
образе жизни, экологии, задействовать интерактивные
программы, формирующие патриотическое
воспитание».
Конкретика. В новой версии ФГОС — весь учебный процесс описан очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.
Структура примерной рабочей программы 1.Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане. 2. Содержание образования (по годам обучения). 3. Планируемые результаты освоения рабочей программы: - Личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета) -Предметные (по годам обучения). 4.Тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся).
Примерные рабочие программы начального общего образования: «Литературное чтение» , «Родной язык (русский)» , «Физическая культура» , «Литературное чтение на родном (русском) языке» , "Английский язык« , "Изобразительное искусство« , «Технология» , «Русский язык» , «Математика» , «Окружающий мир» , «Основы религиозных культур и светской этики» , «Испанский язык» , «Французский язык» , «Немецкий язык» , «Китайский язык» , «Музыка» .