СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Ещё раз об интеллигентности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполняет не только иллюстративную функцию, но и повышает мотивацию обучающихся, усиливает восприятие материала, помогает решать учебные задачи

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ещё раз об интеллигентности"»

        Фестиваль мультимедийных  уроков    Номинация: урок развития речи Предмет: русский язык МОУ Удельнинская гимназия Автор работы: Тошева Ирина Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы

Фестиваль мультимедийных уроков

Номинация: урок развития речи

Предмет: русский язык

МОУ Удельнинская гимназия

Автор работы: Тошева Ирина Викторовна

Должность: учитель русского языка и литературы

«Ещё раз об интеллигентности»    Технология создания текста типа размышление

«Ещё раз об интеллигентности»

Технология создания текста типа размышление

 Цели занятия:  Совершенствование умений работы с тексом (выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы) Формирование навыков аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей и построения доказательных рассуждений «Ещё раз об интеллигентности»

Цели занятия:

  • Совершенствование умений работы с тексом (выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы)
  • Формирование навыков аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей и построения доказательных рассуждений

«Ещё раз об интеллигентности»

 Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять и дышать без истинного интеллигента. … Интеллигент в России подобен верстовому столбу – и невелик вроде бы, и неприметен, но без него нет пути в российском пространстве, нет уважения к свету, к разуму, к добру, и вокруг того же Лихачёва создался свой доброжелательный и благостный климат, в котором современному интеллигенту, мысли пресветлой было и будет место и дело. Виктор Петрович Астафьев «Ещё раз об интеллигентности»

Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять и дышать без истинного интеллигента.

Интеллигент в России подобен верстовому столбу – и невелик вроде бы, и неприметен, но без него нет пути в российском пространстве, нет уважения к свету, к разуму, к добру, и вокруг того же Лихачёва создался свой доброжелательный и благостный климат, в котором современному интеллигенту, мысли пресветлой было и будет место и дело.

Виктор Петрович Астафьев

«Ещё раз об интеллигентности»

Интеллигентный Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой.  Интеллигентный человек. Интеллигентное поведение. Свойственный интеллигенту. Интеллигентный вид Сущ. интеллигентность. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка «Ещё раз об интеллигентности»

Интеллигентный

  • Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. Интеллигентный человек. Интеллигентное поведение.
  • Свойственный интеллигенту. Интеллигентный вид

Сущ. интеллигентность.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка

«Ещё раз об интеллигентности»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999) Литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист «Ещё раз об интеллигентности»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

(1906 – 1999)

Литературовед,

историк культуры, текстолог,

популяризатор науки, публицист

«Ещё раз об интеллигентности»

 Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.  «Ещё раз об интеллигентности»

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

«Ещё раз об интеллигентности»

Письмо  Написанный текст, посылаемый для сообщения. Написать письмо родным. Заказное письмо. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое письмо. Иероглифическое письмо. Манера художественного изображения. Реалистическое письмо. Икона старинного письма . Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка «Ещё раз об интеллигентности»

Письмо

  • Написанный текст, посылаемый для сообщения. Написать письмо родным. Заказное письмо.
  • Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.
  • Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое письмо. Иероглифическое письмо.
  • Манера художественного изображения. Реалистическое письмо. Икона старинного письма .

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка

«Ещё раз об интеллигентности»

«Ещё раз об интеллигентности»

«Ещё раз об интеллигентности»

 Интеллигент (конец XIX – начало XX) Человек, принадлежащий к социальному слою интеллигенции. Интеллигент до мозга костей. Мягкотелый интеллигент. Гнилой интеллигент. Человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления, интеллигентный человек. Явный интеллигент. От лат. intellegens , intellegentis – сведущий, понимающий, знающий;  от  intellegere – чувствовать, познавать, воспринимать;  от intel- (inter-) – между и legere – собирать, читать. В совр. знач. – образование на русской почве.  Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология    «Ещё раз об интеллигентности»

Интеллигент (конец XIX – начало XX)

  • Человек, принадлежащий к социальному слою интеллигенции. Интеллигент до мозга костей. Мягкотелый интеллигент. Гнилой интеллигент.
  • Человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления, интеллигентный человек. Явный интеллигент.

От лат. intellegens , intellegentis – сведущий, понимающий, знающий;

от intellegere – чувствовать, познавать, воспринимать;

от intel- (inter-) – между и legere – собирать, читать.

В совр. знач. – образование на русской почве.

Современный словарь иностранных слов:

толкование, словоупотребление, словообразование, этимология

«Ещё раз об интеллигентности»

Интеллигентик - разг.   Интеллигентишка – разг. Интеллигентка . Изнеженная интеллигентка Интеллигентно, неизм. Поступить интеллигентно Интеллигентность. Врождённая интеллигентность Интеллигентный. Интеллигентный человек. Интеллигентная женщина. Интеллигентное поведение. Интеллигенточка – разг.  Интеллигентский . Интеллигентский разговор. Интеллигентский подход к проблеме. Интеллигентская мягкотелость.  Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология  «Ещё раз об интеллигентности»

Интеллигентик - разг.

Интеллигентишка – разг.

Интеллигентка . Изнеженная интеллигентка

Интеллигентно, неизм. Поступить интеллигентно

Интеллигентность. Врождённая интеллигентность

Интеллигентный. Интеллигентный человек. Интеллигентная женщина. Интеллигентное поведение.

Интеллигенточка – разг.

Интеллигентский . Интеллигентский разговор. Интеллигентский подход к проблеме. Интеллигентская мягкотелость.

Современный словарь иностранных слов:

толкование, словоупотребление, словообразование, этимология

«Ещё раз об интеллигентности»

Человек должен быть интеллигентен! A если y него пpофессия не требует интеллигентности? A если он не смог получить обpазования: так сложились обстоятельства? A если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самoго человека.

Это очень, очень важно, и прежде всeго для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравcтвенному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказанo: «Чти отца свoего и мaтерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с зaповедью долголетия.

Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, котоpый много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарноe), много путешествовал, знает несколько языков.

A междy тем можно иметь все это и быть неин­теллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степeни, а быть все-таки внутрeнне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать c интеллигентностью... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Oна проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) пoмочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг сeбя – не мусорить окурками или рyганью, дурными идеями (это тoжe мyсор, и ещe какой!).

Я знaл на русском Севере крестьян, котoрыe были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, yмели цeнить хорошие пеcни, yмeли рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло c ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это теpпимое отношение к миру и к людям.

Интeллигентность надo в себе pазвивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможнa и нeобходима в любых условиях.

Что тренировкa физических сил способствует долгoлетию – это понятно. Гoраздо меньше понимают, что для долroлетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость непoнимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить...

Приветливость и добротa делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно крaсивым

Лицо чeлoвeка, искажающееся злoбой, становится безобразным, а движения злoго чeлoвекa лишены изящeствa – не наpочитого изящества, а природного, кoтороe горaздо дороже. Социальный дoлг человека – быть интeллигентным. Это долг и перeд самим собой. Это залог его личнoго счастья и « ауры доброжелательности » вокруг него и к нему (то ecть обращенной к нему).

 Структура текста типа рассуждение Тезис – положение, нуждающееся в аргументации. Доказательства. Вывод – подведение итогов работы. «Ещё раз об интеллигентности»

Структура текста

типа рассуждение

  • Тезис – положение, нуждающееся в аргументации.
  • Доказательства.
  • Вывод – подведение итогов работы.

«Ещё раз об интеллигентности»

Разновидности рассуждения Структура Доказательство Объяснение Почему? Тезис Доказательства Размышление Что это такое? Теорема. Определение понятия. Вывод Аргументация (выявление причин и их последствий) Утверждение о причинно-следственных связях. Как быть? Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера. Общий: 1+2+3 причина – вывод ; причина – вывод ; причина – вывод . Примеры применения Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен. Где и как можно приобрести Каждый делает выбор сам и отвечает за него 2 пути (варианта) решения. «Ещё раз об интеллигентности»

Разновидности рассуждения

Структура

Доказательство

Объяснение

Почему?

Тезис

Доказательства

Размышление

Что это такое?

Теорема.

Определение понятия.

Вывод

Аргументация (выявление причин и их последствий)

Утверждение о причинно-следственных связях.

Как быть?

Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера.

Общий: 1+2+3

  • причина – вывод ;
  • причина – вывод ;
  • причина – вывод .

Примеры применения

Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен.

Где и как можно приобрести

Каждый делает выбор сам и отвечает за него

2 пути (варианта) решения.

«Ещё раз об интеллигентности»

Доказательство Почему? Теорема. Утверждение о причинно-следственных связях. Аргументация (выявление причин и их последствий) причина – вывод ; причина – вывод ; причина – вывод . Общий: 1+2+3 Человек должен быть интеллигентен. А зачем? Это нужно для окружающих, но особенно для самого себя. Многие думают, что, если человек много читает, путешествует, хорошо учится, разбирается в музыке и живописи, он уже интеллигентен. Но ведь интеллигентность не только в знаниях! Человек, который не получил высшего образования и никуда не выезжал дальше своего города, тоже может быть интеллигентным. Это качество в его понимании заключается в том, чтобы не мусорить ни в доме, ни на улице, не болтать без причины, уважать всех людей, даже тех, которые ему не очень нравятся. Интеллигентность нужно в себе воспитывать и развивать. И тогда человеку будет легко и просто общаться с другими людьми, у него много доброжелателей. И, наверное, счастья. (работа учащегося) «Ещё раз об интеллигентности»

Доказательство

Почему?

Теорема.

Утверждение о причинно-следственных связях.

Аргументация (выявление причин и их последствий)

  • причина – вывод ;
  • причина – вывод ;
  • причина – вывод .

Общий: 1+2+3

Человек должен быть интеллигентен. А зачем? Это нужно для окружающих, но особенно для самого себя.

Многие думают, что, если человек много читает, путешествует, хорошо учится, разбирается в музыке и живописи, он уже интеллигентен. Но ведь интеллигентность не только в знаниях!

Человек, который не получил высшего образования и никуда не выезжал дальше своего города, тоже может быть интеллигентным. Это качество в его понимании заключается в том, чтобы не мусорить ни в доме, ни на улице, не болтать без причины, уважать всех людей, даже тех, которые ему не очень нравятся.

Интеллигентность нужно в себе воспитывать и развивать. И тогда человеку будет легко и просто общаться с другими людьми, у него много доброжелателей. И, наверное, счастья.

(работа учащегося)

«Ещё раз об интеллигентности»

Интеллигентность - самое важное качество в характере человека. Она нужна и для самого человека, и для окружающих. Интеллигентность равна нравственному здоровью, чтобы жить долго не только физически, но и умственно. Интеллигентность проявляется в тысяче мелочей: в отношении к природе, к другим людям, к своей школе и дому, в котором живёшь. Получение хорошего образования, престижной работы, высокой должности не делают человека интеллигентным. Нужно любить и уважать людей, быть дружелюбным и гостеприимным, аккуратным и чистоплотным, тренировать не только своё тело, но и дух, и ум. То есть с детства воспитывать в себе интеллигентность. Социальный долг человека – быть интеллигентным. (работа учащегося) Объяснение Что это такое? Определение понятия. Примеры применения Где и как можно приобрести «Ещё раз об интеллигентности»

Интеллигентность - самое важное качество в характере человека. Она нужна и для самого человека, и для окружающих.

Интеллигентность равна нравственному здоровью, чтобы жить долго не только физически, но и умственно.

Интеллигентность проявляется в тысяче мелочей: в отношении к природе, к другим людям, к своей школе и дому, в котором живёшь.

Получение хорошего образования, престижной работы, высокой должности не делают человека интеллигентным.

Нужно любить и уважать людей, быть дружелюбным и гостеприимным, аккуратным и чистоплотным, тренировать не только своё тело, но и дух, и ум. То есть с детства воспитывать в себе интеллигентность.

Социальный долг человека – быть интеллигентным.

(работа учащегося)

Объяснение

Что это такое?

Определение понятия.

Примеры применения

Где и как можно приобрести

«Ещё раз об интеллигентности»

Размышление Как быть? Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера. Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен. 2 пути (варианта) решения. Каждый делает выбор сам и отвечает за него Как трудно сейчас говорить об интеллигентности. Может, это качество устарело и поэтому ушло из нашей жизни? Сейчас важно быть образованным, деловым, конкурентоспособным. А способным к пониманию, терпимым к недостаткам и достоинствам других людей? «Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…» Все мы хотим жить долго и счастливо. И поэтому стоит, наверное, говорить об интеллигентности. И не раз! (работа учащегося)           «Ещё раз об интеллигентности»

Размышление

Как быть?

Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера.

Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен.

2 пути (варианта) решения.

Каждый делает выбор сам и отвечает за него

Как трудно сейчас говорить об интеллигентности. Может, это качество устарело и поэтому ушло из нашей жизни? Сейчас важно быть образованным, деловым, конкурентоспособным.

А способным к пониманию, терпимым к недостаткам и достоинствам других людей?

«Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…»

Все мы хотим жить долго и счастливо. И поэтому стоит, наверное, говорить об интеллигентности. И не раз!

(работа учащегося)

«Ещё раз об интеллигентности»

Структура Доказательство Объяснение Размышление Как быть? Почему? Что это такое?  Определение понятия. Теорема. Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера.  Тезис Утверждение о причинно-следственных связях. Примеры применения Доказательства Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен. Аргументация (выявление причин и их последствий) 2 пути (варианта) решения. причина – вывод ; причина – вывод ; причина – вывод . Каждый делает выбор сам и отвечает за него Где и как можно приобрести Общий: 1+2+3 Вывод

Структура

Доказательство

Объяснение

Размышление

Как быть?

Почему?

Что это такое?

Определение понятия.

Теорема.

Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера.

Тезис

Утверждение о причинно-следственных связях.

Примеры применения

Доказательства

Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен.

Аргументация (выявление причин и их последствий)

2 пути (варианта) решения.

  • причина – вывод ;
  • причина – вывод ;
  • причина – вывод .

Каждый делает выбор сам и отвечает за него

Где и как можно приобрести

Общий: 1+2+3

Вывод

Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить … «Ещё раз об интеллигентности»

Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить …

«Ещё раз об интеллигентности»

а Икона старинного письма

а

Икона старинного письма

Написать письмо родным А

Написать письмо родным

А

а Иероглифическое. Узелковое

а

Иероглифическое. Узелковое

а Искусство письма

а

Искусство письма

 Эпистолярный Относящийся к частной переписке, к письмам. Эпистолярное наследие поэта. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении). Эпистолярный жанр. Эпистолярный роман (роман в письмах).   Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка а   Эпистолярный

Эпистолярный

  • Относящийся к частной переписке, к письмам. Эпистолярное наследие поэта.
  • Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении). Эпистолярный жанр. Эпистолярный роман (роман в письмах).

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка

а

Эпистолярный

 Заповедь Религиозно-нравственное предписание. Десять библейских заповедей. перен. Правило, положение, служащее руководящим указанием (высок.) Первая заповедь (самое непреложное правило)  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка  а Заповедь

Заповедь

  • Религиозно-нравственное предписание. Десять библейских заповедей.
  • перен. Правило, положение, служащее руководящим указанием (высок.) Первая заповедь (самое непреложное правило)

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка

а

Заповедь

Аура (середина XIX века) Особое состояние перед эпилептическим или истерическим приступом. Наступление ауры. (2 половина XX века) В парапсихологии и оккультизме – совокупность энергетических излучений живого организма; биополе. Видеть ауру. (конец XX века) перен. Окружающая обстановка, условия, атмосфера. Доброжелательная аура. Научнолат. aura – эпилептическая аура, от лат. aura – дуновение, ветерок. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология а Аура

Аура

  • (середина XIX века) Особое состояние перед эпилептическим или истерическим приступом. Наступление ауры.
  • (2 половина XX века) В парапсихологии и оккультизме – совокупность энергетических излучений живого организма; биополе. Видеть ауру.
  • (конец XX века) перен. Окружающая обстановка, условия, атмосфера. Доброжелательная аура.

Научнолат. aura – эпилептическая аура, от лат. aura – дуновение, ветерок.

Современный словарь иностранных слов:

толкование, словоупотребление, словообразование, этимология

а

Аура


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!