Фестиваль мультимедийных уроков
Номинация: урок развития речи
Предмет: русский язык
МОУ Удельнинская гимназия
Автор работы: Тошева Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
«Ещё раз об интеллигентности»
Технология создания текста типа размышление
Цели занятия:
- Совершенствование умений работы с тексом (выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы)
- Формирование навыков аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей и построения доказательных рассуждений
«Ещё раз об интеллигентности»
Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять и дышать без истинного интеллигента.
… Интеллигент в России подобен верстовому столбу – и невелик вроде бы, и неприметен, но без него нет пути в российском пространстве, нет уважения к свету, к разуму, к добру, и вокруг того же Лихачёва создался свой доброжелательный и благостный климат, в котором современному интеллигенту, мысли пресветлой было и будет место и дело.
Виктор Петрович Астафьев
«Ещё раз об интеллигентности»
Интеллигентный
- Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. Интеллигентный человек. Интеллигентное поведение.
- Свойственный интеллигенту. Интеллигентный вид
Сущ. интеллигентность.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка
«Ещё раз об интеллигентности»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(1906 – 1999)
Литературовед,
историк культуры, текстолог,
популяризатор науки, публицист
«Ещё раз об интеллигентности»
Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.
«Ещё раз об интеллигентности»
Письмо
- Написанный текст, посылаемый для сообщения. Написать письмо родным. Заказное письмо.
- Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.
- Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое письмо. Иероглифическое письмо.
- Манера художественного изображения. Реалистическое письмо. Икона старинного письма .
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка
«Ещё раз об интеллигентности»
«Ещё раз об интеллигентности»
Интеллигент (конец XIX – начало XX)
- Человек, принадлежащий к социальному слою интеллигенции. Интеллигент до мозга костей. Мягкотелый интеллигент. Гнилой интеллигент.
- Человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления, интеллигентный человек. Явный интеллигент.
От лат. intellegens , intellegentis – сведущий, понимающий, знающий;
от intellegere – чувствовать, познавать, воспринимать;
от intel- (inter-) – между и legere – собирать, читать.
В совр. знач. – образование на русской почве.
Современный словарь иностранных слов:
толкование, словоупотребление, словообразование, этимология
«Ещё раз об интеллигентности»
Интеллигентик - разг.
Интеллигентишка – разг.
Интеллигентка . Изнеженная интеллигентка
Интеллигентно, неизм. Поступить интеллигентно
Интеллигентность. Врождённая интеллигентность
Интеллигентный. Интеллигентный человек. Интеллигентная женщина. Интеллигентное поведение.
Интеллигенточка – разг.
Интеллигентский . Интеллигентский разговор. Интеллигентский подход к проблеме. Интеллигентская мягкотелость.
Современный словарь иностранных слов:
толкование, словоупотребление, словообразование, этимология
«Ещё раз об интеллигентности»
Человек должен быть интеллигентен! A если y него пpофессия не требует интеллигентности? A если он не смог получить обpазования: так сложились обстоятельства? A если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самoго человека.
Это очень, очень важно, и прежде всeго для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравcтвенному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказанo: «Чти отца свoего и мaтерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с зaповедью долголетия.
Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, котоpый много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарноe), много путешествовал, знает несколько языков.
A междy тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степeни, а быть все-таки внутрeнне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать c интеллигентностью... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Oна проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) пoмочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг сeбя – не мусорить окурками или рyганью, дурными идеями (это тoжe мyсор, и ещe какой!).
Я знaл на русском Севере крестьян, котoрыe были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, yмели цeнить хорошие пеcни, yмeли рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло c ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это теpпимое отношение к миру и к людям.
Интeллигентность надo в себе pазвивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможнa и нeобходима в любых условиях.
Что тренировкa физических сил способствует долгoлетию – это понятно. Гoраздо меньше понимают, что для долroлетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость непoнимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить...
Приветливость и добротa делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно крaсивым
Лицо чeлoвeка, искажающееся злoбой, становится безобразным, а движения злoго чeлoвекa лишены изящeствa – не наpочитого изящества, а природного, кoтороe горaздо дороже. Социальный дoлг человека – быть интeллигентным. Это долг и перeд самим собой. Это залог его личнoго счастья и « ауры доброжелательности » вокруг него и к нему (то ecть обращенной к нему).
Структура текста
типа рассуждение
- Тезис – положение, нуждающееся в аргументации.
- Вывод – подведение итогов работы.
«Ещё раз об интеллигентности»
Разновидности рассуждения
Структура
Доказательство
Объяснение
Почему?
Тезис
Доказательства
Размышление
Что это такое?
Теорема.
Определение понятия.
Вывод
Аргументация (выявление причин и их последствий)
Утверждение о причинно-следственных связях.
Как быть?
Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера.
Общий: 1+2+3
- причина – вывод ;
- причина – вывод ;
- причина – вывод .
Примеры применения
Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен.
Где и как можно приобрести
Каждый делает выбор сам и отвечает за него
2 пути (варианта) решения.
«Ещё раз об интеллигентности»
Доказательство
Почему?
Теорема.
Утверждение о причинно-следственных связях.
Аргументация (выявление причин и их последствий)
- причина – вывод ;
- причина – вывод ;
- причина – вывод .
Общий: 1+2+3
Человек должен быть интеллигентен. А зачем? Это нужно для окружающих, но особенно для самого себя.
Многие думают, что, если человек много читает, путешествует, хорошо учится, разбирается в музыке и живописи, он уже интеллигентен. Но ведь интеллигентность не только в знаниях!
Человек, который не получил высшего образования и никуда не выезжал дальше своего города, тоже может быть интеллигентным. Это качество в его понимании заключается в том, чтобы не мусорить ни в доме, ни на улице, не болтать без причины, уважать всех людей, даже тех, которые ему не очень нравятся.
Интеллигентность нужно в себе воспитывать и развивать. И тогда человеку будет легко и просто общаться с другими людьми, у него много доброжелателей. И, наверное, счастья.
(работа учащегося)
«Ещё раз об интеллигентности»
Интеллигентность - самое важное качество в характере человека. Она нужна и для самого человека, и для окружающих.
Интеллигентность равна нравственному здоровью, чтобы жить долго не только физически, но и умственно.
Интеллигентность проявляется в тысяче мелочей: в отношении к природе, к другим людям, к своей школе и дому, в котором живёшь.
Получение хорошего образования, престижной работы, высокой должности не делают человека интеллигентным.
Нужно любить и уважать людей, быть дружелюбным и гостеприимным, аккуратным и чистоплотным, тренировать не только своё тело, но и дух, и ум. То есть с детства воспитывать в себе интеллигентность.
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
(работа учащегося)
Объяснение
Что это такое?
Определение понятия.
Примеры применения
Где и как можно приобрести
«Ещё раз об интеллигентности»
Размышление
Как быть?
Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера.
Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен.
2 пути (варианта) решения.
Каждый делает выбор сам и отвечает за него
Как трудно сейчас говорить об интеллигентности. Может, это качество устарело и поэтому ушло из нашей жизни? Сейчас важно быть образованным, деловым, конкурентоспособным.
А способным к пониманию, терпимым к недостаткам и достоинствам других людей?
«Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…»
Все мы хотим жить долго и счастливо. И поэтому стоит, наверное, говорить об интеллигентности. И не раз!
(работа учащегося)
«Ещё раз об интеллигентности»
Структура
Доказательство
Объяснение
Размышление
Как быть?
Почему?
Что это такое?
Определение понятия.
Теорема.
Проблема – сложный вопрос нравственно-этического характера.
Тезис
Утверждение о причинно-следственных связях.
Примеры применения
Доказательства
Дилемма – положение, при котором выбор 1 из 2 противоположностей одинаково затруднителен.
Аргументация (выявление причин и их последствий)
2 пути (варианта) решения.
- причина – вывод ;
- причина – вывод ;
- причина – вывод .
Каждый делает выбор сам и отвечает за него
Где и как можно приобрести
Общий: 1+2+3
Вывод
Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить …
«Ещё раз об интеллигентности»
а
Икона старинного письма
Написать письмо родным
А
а
Иероглифическое. Узелковое
а
Искусство письма
Эпистолярный
- Относящийся к частной переписке, к письмам. Эпистолярное наследие поэта.
- Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении). Эпистолярный жанр. Эпистолярный роман (роман в письмах).
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка
а
Эпистолярный
Заповедь
- Религиозно-нравственное предписание. Десять библейских заповедей.
- перен. Правило, положение, служащее руководящим указанием (высок.) Первая заповедь (самое непреложное правило)
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка
а
Заповедь
Аура
- (середина XIX века) Особое состояние перед эпилептическим или истерическим приступом. Наступление ауры.
- (2 половина XX века) В парапсихологии и оккультизме – совокупность энергетических излучений живого организма; биополе. Видеть ауру.
- (конец XX века) перен. Окружающая обстановка, условия, атмосфера. Доброжелательная аура.
Научнолат. aura – эпилептическая аура, от лат. aura – дуновение, ветерок.
Современный словарь иностранных слов:
толкование, словоупотребление, словообразование, этимология
а
Аура