СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "Элементы теории вероятностей"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вероятность- степень возможности наступления некоторого события. Теория вероятностей- это математическая наука, изучающая закономерности случайных явлений. Научиться производить испытание- это интересно! 

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Элементы теории вероятностей"»

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

достоверное случайное невозможное После 5-го мая наступит 6-е мая. Вечером пойдет дождь. Ученику 7 класса 11 месяцев от роду.

достоверное

случайное

невозможное

После 5-го мая наступит 6-е мая.

Вечером пойдет дождь.

Ученику 7 класса 11 месяцев от роду.

невозможное случайное случайное достоверное Пример 1. События:

невозможное

случайное

случайное

достоверное

Пример 1.

События:

    Эксперимент Бросание монеты 4040 2048 12000 6019

    Эксперимент Бросание монеты

    4040 2048

    12000 6019

    При многократном повторении опытов возникают закономерности случайных событий. Пример 3. Подбрасывают монету: Число подбрасываний 4040 «герб» 2048 (50,69%) 12000 24000 6019 (50,16%) 12012 (50,05%) Теория вероятностей – раздел математики, изучающий закономерности массовых случайных событий.

    При многократном повторении опытов возникают закономерности случайных событий.

    Пример 3. Подбрасывают монету:

    Число подбрасываний

    4040

    «герб»

    2048 (50,69%)

    12000

    24000

    6019 (50,16%)

    12012 (50,05%)

    Теория вероятностей – раздел математики, изучающий закономерности массовых случайных событий.

    противоположными

    противоположными

    События А и B называются несовместными , если появление события А исключает появление события   B . Например, при бросании игральной кости:   А – выпало более 4 очков,   В – выпало менее 3 очков.

    События А и B называются несовместными , если появление события А исключает появление события B .

    Например, при бросании игральной кости:

    А – выпало более 4 очков,

    В – выпало менее 3 очков.

    Случайное событие может произойти в результате некоторых условий или действий (эксперимента, опыта). В результате эксперимента возможно некоторое множество U  исходов (элементарных событий) . Пример 1. Бросают игральную кость.   U={1, 2, 3, 4, 5, 6} ,  n=6. Пример 2 . Бросают монету.   U={ герб , решка },  n=2. Пример 3. Проводится экзамен.   U={“2”, “3”, “4”, “5”},  n=4.

    Случайное событие может произойти в результате некоторых условий или действий (эксперимента, опыта).

    В результате эксперимента возможно некоторое множество U исходов (элементарных событий) .

    Пример 1. Бросают игральную кость.

    U={1, 2, 3, 4, 5, 6} , n=6.

    Пример 2 . Бросают монету.

    U={ герб , решка }, n=2.

    Пример 3. Проводится экзамен.

    U={“2”, “3”, “4”, “5”}, n=4.

    Пример 1. Бросают игральную кость. Исходы (элементарные события):   U={1, 2, 3, 4, 5, 6} ,  n=6. События: А: “ выпало четное число очков ”.  Благоприятные исходы:   Х= {2, 4, 6} ,  m=3 B : “ выпало более двух очков ”.   Благоприятные исходы:   Х= { 3 , 4, 5, 6},   m=4.

    Пример 1. Бросают игральную кость.

    Исходы (элементарные события):

    U={1, 2, 3, 4, 5, 6} , n=6.

    События:

    А: “ выпало четное число очков ”.

    Благоприятные исходы:

    Х= {2, 4, 6} , m=3

    B : “ выпало более двух очков ”.

    Благоприятные исходы:

    Х= { 3 , 4, 5, 6}, m=4.

    Классическое определение вероятности Вероятность P(A) события A : Формула Лапласа  m – число благоприятных для А событий,  n – общее число исходов

    Классическое определение вероятности

    Вероятность P(A) события A :

    Формула Лапласа

    m – число благоприятных для А событий,

    n – общее число исходов

    Пример 1. Бросают игральную кость.  Исходы:    U={1, 2, 3, 4, 5, 6} ,  n=6. B : “ выпало более двух очков ”.   Благоприятные исходы:  Х= { 3 , 4, 5, 6},  m=4. А: “ выпало четное число очков ”. Благоприятные исходы:  Х= {2, 4, 6} ,  m=3

    Пример 1. Бросают игральную кость. Исходы: U={1, 2, 3, 4, 5, 6} , n=6.

    B : “ выпало более двух очков ”.

    Благоприятные исходы:

    Х= { 3 , 4, 5, 6}, m=4.

    А: “ выпало четное число очков ”.

    Благоприятные исходы:

    Х= {2, 4, 6} , m=3

    Пример 2 . Бросают две монеты.   U={ ГГ , ГР, РГ, РР },  n= 4 . Г - герб , Р – решка События: А: “ обе монеты выпали одной стороной ”.   Благоприятные исходы:   Х= { ГГ , РР } ,  m= 2. B : “ первая монета выпала гербом, вторая - решкой ”.   Благоприятные исходы:   Х= { ГР },   m= 1 .

    Пример 2 . Бросают две монеты.

    U={ ГГ , ГР, РГ, РР }, n= 4 .

    Г - герб , Р – решка

    События:

    А: “ обе монеты выпали одной стороной ”.

    Благоприятные исходы:

    Х= { ГГ , РР } , m= 2.

    B : “ первая монета выпала гербом, вторая - решкой ”.

    Благоприятные исходы:

    Х= { ГР }, m= 1 .

    Пример 3. Проводится экзамен. Исходы (элементарные события):   U={“2”, “3”, “4”, “5”},  n=4. События: А: “ экзамен сдан на положительную оценку ”.   Благоприятные исходы:   Х= { “3”, “4”, “5” } ,  m= 3. B : “ сдал на “ хорошо ” или “ отлично ”  .   Благоприятные исходы:   Х= { “4”, “5” },   m= 2 . С: “ получил неудовлетворительную оценку .   Благоприятные исходы:   Х= { “ 2 ” },   m= 1 .

    Пример 3. Проводится экзамен.

    Исходы (элементарные события):

    U={“2”, “3”, “4”, “5”}, n=4.

    События:

    А: “ экзамен сдан на положительную оценку ”.

    Благоприятные исходы:

    Х= { “3”, “4”, “5” } , m= 3.

    B : “ сдал на “ хорошо ” или “ отлично ” .

    Благоприятные исходы:

    Х= { “4”, “5” }, m= 2 .

    С: “ получил неудовлетворительную оценку .

    Благоприятные исходы:

    Х= { “ 2 ” }, m= 1 .

    ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЙ Пусть U - исходы (элементарные события):   U={A 1 , A 2 , …, A n }, Каждому событию A i  поставим в соответствие число P(A i ) – вероятность элементарного события A i  .   P(A 1 ) + P(A 2 ) +…+ P(A n )=1. Если   P(A 1 ) = P(A 2 ) =…= P(A n )=1 / n, то A 1 , A 2 , …, A n  – равновозможные события

    ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЙ

    Пусть U - исходы (элементарные события):

    U={A 1 , A 2 , …, A n },

    Каждому событию A i поставим в соответствие число P(A i ) – вероятность элементарного события A i .

    P(A 1 ) + P(A 2 ) +…+ P(A n )=1.

    Если

    P(A 1 ) = P(A 2 ) =…= P(A n )=1 / n,

    то A 1 , A 2 , …, A n – равновозможные события

    Пример 1. Бросают игральную кость. Вычислить вероятности всех возможных исходов. Значения суммы очков 1 Вероятности этих значений 2 1/6 3 1/6 4 1/6 5 1/6 6 1/6 1/6 А: “ выпало четное число очков ”.  Благоприятные исходы:   Х= {2, 4, 6} ,  m=3 P(A)  = P(A 2 ) + P(A 4 ) + P(A 6 )= 1/6+ 1/6+ 1/6=3/6=1/2 .

    Пример 1. Бросают игральную кость. Вычислить вероятности всех возможных исходов.

    Значения суммы очков

    1

    Вероятности этих значений

    2

    1/6

    3

    1/6

    4

    1/6

    5

    1/6

    6

    1/6

    1/6

    А: “ выпало четное число очков ”.

    Благоприятные исходы:

    Х= {2, 4, 6} , m=3

    P(A) = P(A 2 ) + P(A 4 ) + P(A 6 )= 1/6+ 1/6+ 1/6=3/6=1/2 .

    Пример 2. Бросают игральную кость. Вычислить вероятности всех возможных значений суммы очков, выпадающих при подбрасывании двух игральных костей  Значения суммы очков 2 Вероятности этих значений 3 1/36 4 2/36 5 3/36 4/36 6 7 5/36 8 6/36 9 5/36 10 4/36 11 3/36 12 2/36 1/36

    Пример 2. Бросают игральную кость. Вычислить вероятности всех возможных значений суммы очков, выпадающих при подбрасывании двух игральных костей

    Значения суммы очков

    2

    Вероятности этих значений

    3

    1/36

    4

    2/36

    5

    3/36

    4/36

    6

    7

    5/36

    8

    6/36

    9

    5/36

    10

    4/36

    11

    3/36

    12

    2/36

    1/36

    СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Суммой (объединением) событий А и В называют событие А+В (А U В), которому благоприятны все исходы, благоприятные хотя бы одному из событий А и В. Например, при бросании кубика: А – «выпало более 4 очков» Х= {5,6} В – «выпало менее 2 очков»  Х= {1} А+В – «выпало более 4 или менее 2 очков»      Х= {1,5,6}

    СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Суммой (объединением) событий А и В называют событие А+В (А U В), которому благоприятны все исходы, благоприятные хотя бы одному из событий А и В.

    Например, при бросании кубика:

    А – «выпало более 4 очков» Х= {5,6}

    В – «выпало менее 2 очков» Х= {1}

    А+В – «выпало более 4 или менее 2 очков» Х= {1,5,6}

    СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий:   P(A+B)=P(A)+P(B)  Например, А – «выпало более 4 очков» Х= {5,6}   P(A)=2/6=1/3 В – «выпало менее 2 очков»  Х= {1}  P(B)=1/6  А+В – «выпало более 4 или менее 2 очков»  Х= {1,5,6}  P(A+B) = P(A)+P(B) = 1/3+1/6 = 1/2

    СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий:

    P(A+B)=P(A)+P(B)

    Например,

    А – «выпало более 4 очков» Х= {5,6}

    P(A)=2/6=1/3

    В – «выпало менее 2 очков» Х= {1}

    P(B)=1/6

    А+В – «выпало более 4 или менее 2 очков» Х= {1,5,6}

    P(A+B) = P(A)+P(B) = 1/3+1/6 = 1/2

    СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Пример . В урне 10 белых, 15 черных, 20 синих,12 красных шаров. Найти вероятность того, что вынутый шар: 1)белый (А):  2)черный (В):   3)синий (С):  4 )красный ( D ): 5) белый или черный (А+В): 6) красный, синий или черный:

    СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Пример . В урне 10 белых, 15 черных, 20 синих,12 красных шаров. Найти вероятность того, что вынутый шар:

    1)белый (А): 2)черный (В): 3)синий (С): 4 )красный ( D ):

    5) белый или черный (А+В):

    6) красный, синий или черный:

    СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Пример . В урне 10 белых, 15 черных, 20 синих,12 красных шаров. Найти вероятность того, что вынутый шар: 1)белый (А):  2)черный (В):   3)синий (С):  4 )красный ( D ): 6) красный, синий или черный: Заметим: 

    СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Пример . В урне 10 белых, 15 черных, 20 синих,12 красных шаров. Найти вероятность того, что вынутый шар:

    1)белый (А): 2)черный (В): 3)синий (С): 4 )красный ( D ):

    6) красный, синий или черный:

    Заметим:

    УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Произведением (пересечением) событий А и В называют событие А · В (А ∩ В), которому благоприятны исходы, одновременно благоприятные и событию А и событию В. Например, при бросании кубика: А – «выпало более 1 очка» Х= { 2,3,4, 5,6} В – «выпало менее 5 очков»  Х= {1 ,2,3,4 } А · В – «выпало более 1 и менее 5 очков»      Х= { 2,3 , 4 }

    УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Произведением (пересечением) событий А и В называют событие А · В (А ∩ В), которому благоприятны исходы, одновременно благоприятные и событию А и событию В.

    Например, при бросании кубика:

    А – «выпало более 1 очка» Х= { 2,3,4, 5,6}

    В – «выпало менее 5 очков» Х= {1 ,2,3,4 }

    А · В – «выпало более 1 и менее 5 очков» Х= { 2,3 , 4 }

    УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Вероятность произведения двух независимых событий равна произведению вероятностей этих событий:   P(A · B)=P(A) · P(B)  Например, бросаем кубик два раза: А – «в первый раз выпало более 4 очков» Х= {5,6}   P(A)=2/6=1/3 В – «во второй раз выпало менее 2 очков»  Х= {1}  P(B)=1/6  А · В – «в первый раз выпало более 4 , а во второй - менее 2 очков»  Х= {5,6}  × {1} = { (5, 1 ) , (6 , 1) }   P(A · B)=P(A) · P(B)  = 1/3  × 1/6 = 1/ 18

    УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Вероятность произведения двух независимых событий равна произведению вероятностей этих событий:

    P(A · B)=P(A) · P(B)

    Например, бросаем кубик два раза:

    А – «в первый раз выпало более 4 очков» Х= {5,6}

    P(A)=2/6=1/3

    В – «во второй раз выпало менее 2 очков» Х= {1}

    P(B)=1/6

    А · В – «в первый раз выпало более 4 , а во второй - менее 2 очков» Х= {5,6} × {1} = { (5, 1 ) , (6 , 1) }

    P(A · B)=P(A) · P(B) = 1/3 × 1/6 = 1/ 18

    УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Пример . В урне 10 белых и 15 черных шаров. Вынимают один шар, затем возвращают его в урну и вынимают шар еще раз. Найти вероятность того, что: 1)  первый шар – белый, второй – черный. первый шар – белый, второй – черный:   Обозначим события:  А: первый шар – белый,   В: первый шар – черный,  С: второй шар – белый,   D : второй шар – черный,

    УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Пример . В урне 10 белых и 15 черных шаров. Вынимают один шар, затем возвращают его в урну и вынимают шар еще раз. Найти вероятность того, что:

    1) первый шар – белый, второй – черный.

    первый шар – белый, второй – черный:

    Обозначим события:

    А: первый шар – белый, В: первый шар – черный,

    С: второй шар – белый, D : второй шар – черный,

    УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Пример . В урне 10 белых и 15 черных шаров. Вынимают один шар, затем возвращают его в урну и вынимают еще раз шар. Найти вероятность того, что: 2)  оба шара - белые:    А: первый шар – белый,   В: первый шар – черный,   С: второй шар – белый,   D : второй шар – черный. 3) шары разного цвета:

    УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Пример . В урне 10 белых и 15 черных шаров. Вынимают один шар, затем возвращают его в урну и вынимают еще раз шар. Найти вероятность того, что:

    2) оба шара - белые:

    А: первый шар – белый, В: первый шар – черный,

    С: второй шар – белый, D : второй шар – черный.

    3) шары разного цвета:

    СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Задача 1. Три стрелка независимо друг от друга стреляют по цели. Вероятность попадания в цель для первого, второго и третьего стрелков равна 0.75, 0.8, 0.9. Определить вероятность того, что 1)одновременно три стрелка попадут в цель: 2)все стрелки промахнутся:

    СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Задача 1. Три стрелка независимо друг от друга стреляют по цели. Вероятность попадания в цель для первого, второго и третьего стрелков равна 0.75, 0.8, 0.9. Определить вероятность того, что

    1)одновременно три стрелка попадут в цель:

    2)все стрелки промахнутся:

    СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Задача 2 . В ящике лежат шары: 4 белых, 10 красных, 8 зеленых, 9 коричневых. Из ящика вынимают один шар. Определить, какова вероятность, что шар окажется цветным (не белым)? Задача 3. В вопросах к зачету имеются 75% вопросов, на которые студенты знают ответы. Преподаватель выбирает из них два вопроса и задает их студенту. Определить вероятность того, что среди полученных студентом вопросов есть хотя бы один, на который он знает ответ.

    СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

    Задача 2 . В ящике лежат шары: 4 белых, 10 красных, 8 зеленых, 9 коричневых. Из ящика вынимают один шар. Определить, какова вероятность, что шар окажется цветным (не белым)?

    Задача 3. В вопросах к зачету имеются 75% вопросов, на которые студенты знают ответы. Преподаватель выбирает из них два вопроса и задает их студенту. Определить вероятность того, что среди полученных студентом вопросов есть хотя бы один, на который он знает ответ.

    Источники Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 кл.: Учеб.пособие для классов с углубл. изуч. курса математики. М.:Просвещение, 1990. Студенецкая В.Н. и др. Математика. 10-11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей». Волгоград: Учитель, 2007. Бунимович Е. А., Булычев В. А. Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. Бунимович Е. А., Булычев В. А. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2002. Лютикас В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей. - М.: Просвещение, 1990.

    Источники

    • Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 кл.: Учеб.пособие для классов с углубл. изуч. курса математики. М.:Просвещение, 1990.
    • Студенецкая В.Н. и др. Математика. 10-11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей». Волгоград: Учитель, 2007.
    • Бунимович Е. А., Булычев В. А. Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
    • Бунимович Е. А., Булычев В. А. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2002.
    • Лютикас В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей. - М.: Просвещение, 1990.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!