СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. ЕГЭ по русскому языку. Как подготовиться к сочинению.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен план работы над сочинением по русскому языку, даны рекомендации по формулированию проблемы текста, указаны главные ошибки, допускаемые выпускниками в экзаменационных работах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. ЕГЭ по русскому языку. Как подготовиться к сочинению.»

 ЕГЭ по русскому языку  Как подготовиться к сочинению

ЕГЭ по русскому языку Как подготовиться к сочинению

Ответ на вопрос

Ответ на вопрос "Как писать сочинение ЕГЭ по русскому?" уже есть в формулировке экзаменационного задания:

"Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста.

Прокомментируйте  сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора  (рассказчика).  Выразите своё отношение  к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и  обоснуйте его..."

Поэтому заучивать план сочинения не нужно, ведь он у вас будет в КИМе!

С чего начать. Структура сочинения Прежде всего необходимо внимательно прочитать предложенный отрывок и выделить его основную мысль (проблему). Писать работу следует по такому плану:

С чего начать. Структура сочинения

Прежде всего необходимо внимательно прочитать предложенный отрывок и выделить его основную мысль (проблему). Писать работу следует по такому плану:

Вступление. Подводка к теме работы. Формулировка проблемы, которую поднимает писатель. Связка. Значение и актуальность проблемы. Описание позиции автора. Включает 2 примера (цитаты) с комментариями к ним. Между примерами обязательно должен быть логический переход-связка. Формулировка позиции автора. Формулировка и обоснование собственного мнения экзаменуемого. Выводы.
  • Вступление. Подводка к теме работы.
  • Формулировка проблемы, которую поднимает писатель.
  • Связка. Значение и актуальность проблемы.
  • Описание позиции автора. Включает 2 примера (цитаты) с комментариями к ним. Между примерами обязательно должен быть логический переход-связка.
  • Формулировка позиции автора.
  • Формулировка и обоснование собственного мнения экзаменуемого.
  • Выводы.
Желательные объемы частей Грамотная подготовка к ЕГЭ и, в частности, сочинению подразумевает не только умение находить причинно-следственные связи и формулировать авторскую и свою точки зрения. Важно также научиться лаконично и предельно четко выражать свои мысли.

Желательные объемы частей

Грамотная подготовка к ЕГЭ и, в частности, сочинению подразумевает не только умение находить причинно-следственные связи и формулировать авторскую и свою точки зрения. Важно также научиться лаконично и предельно четко выражать свои мысли.

«Растекание мыслию по древу» категорически не приветствуется. Существуют нормы, какой по объему должна быть та или иная часть сочинения:  Вступление не должно занимать более 2-3 пр-й.  Четкое формулирование проблемы – 2-4 пр-я.  Каждая связка между блоками - не более 2 пр.  2 примера + комментарии к ним - без ограничений ( сколько потребуется, чтобы ясно и в полной мере выразить мысль ). Продолжение на следующем слайде

«Растекание мыслию по древу» категорически не приветствуется. Существуют нормы, какой по объему должна быть та или иная часть сочинения:

  • Вступление не должно занимать более 2-3 пр-й.
  • Четкое формулирование проблемы – 2-4 пр-я.
  • Каждая связка между блоками - не более 2 пр.
  • 2 примера + комментарии к ним - без ограничений ( сколько потребуется, чтобы ясно и в полной мере выразить мысль ).

Продолжение на следующем слайде

Продолжение 5. Формулировка позиции писателя - 1-2 предложения. 6. Формулировка личной позиции выпускника - 1-2 предложения. 7. Пояснение этой позиции - 2-4 предложения. 8. Выводы - 2-3 предложения.

Продолжение

5. Формулировка позиции писателя - 1-2 предложения.

6. Формулировка личной позиции выпускника - 1-2 предложения.

7. Пояснение этой позиции - 2-4 предложения.

8. Выводы - 2-3 предложения.

О чем писать в каждой части В небольшом вступлении следует подвести читателя (эксперта) к проблематике работы. Допустимо в общих чертах обрисовать эпоху или привести из жизни писателя некий факт, который мог подтолкнуть его к раздумьям над этой темой. Вступление можно оформить в виде утвердительных предложений или риторических вопросов.

О чем писать в каждой части

В небольшом вступлении следует подвести читателя (эксперта) к проблематике работы. Допустимо в общих чертах обрисовать эпоху или привести из жизни писателя некий факт, который мог подтолкнуть его к раздумьям над этой темой. Вступление можно оформить в виде утвердительных предложений или риторических вопросов.

Затем необходимо четко сформулировать проблему. Этому моменту следует уделять особое внимание. Дело в том, что многие просто не понимают, о чем, собственно, в метафорической форме хотел сказать писатель в своем произведении.

Затем необходимо четко сформулировать проблему. Этому моменту следует уделять особое внимание. Дело в том, что многие просто не понимают, о чем, собственно, в метафорической форме хотел сказать писатель в своем произведении.

Внимание!  Если экзаменуемый (выпускник) неправильно определил проблему, ему сразу же снимают за работу 8 баллов. Отсутствуют полноценные комментарии к цитатам или пояснения нелогичны — еще минус 5 баллов.

Внимание!  Если экзаменуемый (выпускник) неправильно определил проблему, ему сразу же снимают за работу 8 баллов. Отсутствуют полноценные комментарии к цитатам или пояснения нелогичны — еще минус 5 баллов.

Далее необходимо привести 2 цитаты из предложенного текста, в которых наиболее полно отражается отношение автора к проблеме. Эти цитаты необходимо доходчиво пояснить и непременно прокомментировать. Затем — высказать позицию автора, которая плавно вытекает из приведенных цитат.

Далее необходимо привести 2 цитаты из предложенного текста, в которых наиболее полно отражается отношение автора к проблеме. Эти цитаты необходимо доходчиво пояснить и непременно прокомментировать. Затем — высказать позицию автора, которая плавно вытекает из приведенных цитат.

В следующей части экзаменуемый должен высказать, что он сам думает по этому вопросу, согласен с автором текста или нет, почему. В заключительной части необходимо сделать выводы по всей работе: насколько важна тема, о чем произведение заставляет задуматься .

В следующей части экзаменуемый должен высказать, что он сам думает по этому вопросу, согласен с автором текста или нет, почему. В заключительной части необходимо сделать выводы по всей работе: насколько важна тема, о чем произведение заставляет задуматься .

Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ 1. Самая серьезная ошибка – неправильное обозначение проблемы Главная причина : подмена понятий 

Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ

1. Самая серьезная ошибка – неправильное обозначение проблемы

Главная причина : подмена понятий  "тема"  (о чем говорится в тексте),  "идея"  (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и  "проблема"  (один из основных вопросов, который требует ответа).

Типичная ошибка – подменить  "тему"  и  "проблему" .

Проблемы доброты нет, проблемы отцов и детей нет, проблемы войны нет... Это темы!

Как правильно определить проблему? Проблема - вопрос, который волнует автора. Проблем в тексте несколько! Нужно сформулировать ОДНУ из проблем в тексте. После первого прочтения не нужно сразу браться за формулирование проблемы. Нужно подумать:

Как правильно определить проблему?

Проблема - вопрос, который волнует автора. Проблем в тексте несколько! Нужно сформулировать ОДНУ из проблем в тексте.

После первого прочтения не нужно сразу браться за формулирование проблемы. Нужно подумать:

"А при чем здесь я? Почему мне дали этот текст? Чему я тут могу научиться? Что хочет донести до меня автор?

Только после таких размышлений ты сможешь найти правильную проблему в тексте.

Существует несколько способов формулирования проблемы Самый удачный - формулирование вопросом. Сравним: Именно проблему музыки в жизни человека ставит автор. Какую роль музыка играет в жизни человека? Именно такую проблему ставит автор. Второй тип звучит красивее и четче. Экспертам ЕГЭ приятно читать работы логичные, красиво звучащие.

Существует несколько способов формулирования проблемы

Самый удачный - формулирование вопросом.

Сравним:

Именно проблему музыки в жизни человека ставит автор.

Какую роль музыка играет в жизни человека? Именно такую проблему ставит автор.

Второй тип звучит красивее и четче. Экспертам ЕГЭ приятно читать работы логичные, красиво звучащие.

Если проблема – это вопрос. Должен ли быть ответ? Должен, это и есть  авторская позиция . Она должна быть четкой, в одно предложение! Объясняем эту позицию мы в комментарии.

Если проблема – это вопрос. Должен ли быть ответ?

Должен, это и есть  авторская позиция . Она должна быть четкой, в одно предложение! Объясняем эту позицию мы в комментарии.

 Неоправданное расширение проблемы Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор. Здесь ученик обозначил 4 проблемы. За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы. Проблема – это вопрос, авторская позиция - ответ.  На каждый вопрос должен быть ответ.  1 сочинение – 1 ответ . На 4 вопроса можно написать 4 сочинения. Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку.

Неоправданное расширение проблемы

Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор.

Здесь ученик обозначил 4 проблемы. За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.

Проблема – это вопрос, авторская позиция - ответ.  На каждый вопрос должен быть ответ.  1 сочинение – 1 ответ . На 4 вопроса можно написать 4 сочинения. Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку.

2. Самая популярная ошибка – неправильное оформление комментария Главная причина:  примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме. В цитате должна быть смысловая нагрузка! В ней должна четко прослеживаться авторская позиция, не притягиваем за уши.

2. Самая популярная ошибка – неправильное оформление комментария

Главная причина:  примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме.

В цитате должна быть смысловая нагрузка! В ней должна четко прослеживаться авторская позиция, не притягиваем за уши.

Примеры-иллюстрации должны соответствовать заявленной проблеме . Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха. Часто выпускники приводят цитаты из разряда

Примеры-иллюстрации должны соответствовать заявленной проблеме .

Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха. Часто выпускники приводят цитаты из разряда "лишь бы привести". Эксперт на экзамене такие цитаты не засчитает. И будет прав. .

3 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию. Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.

3 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции

Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её.

Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию.

Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.

Чем можно обосновать свою позицию: Общеизвестный факт Цитаты великих людей Биография великих людей Фильмы Сериалы Но самое красивое – это  аргумент из литературы !

Чем можно обосновать свою позицию:

Общеизвестный факт

Цитаты великих людей

Биография великих людей

Фильмы

Сериалы

Но самое красивое – это  аргумент из литературы !

Комментарий состоит из: В комментарии нет аргументов и нет вывода.  Есть иллюстрация, есть пояснение и есть связь. 1) Двух примеров-иллюстраций  - две цитаты из текста, которые помогают понять авторскую позицию. 2) 2 предложения (элементы предложения) , которые помогают понять, для чего, по нашему мнению, автор использует именно эти 2 иллюстрации, которые мы выбрали. Это пояснение. 3) Связь между примерами-иллюстрациями  - элемент комментария, который обозначает: противопоставлены ли примеры или дополняют друг друга.

Комментарий состоит из:

В комментарии нет аргументов и нет вывода.  Есть иллюстрация, есть пояснение и есть связь.

1) Двух примеров-иллюстраций  - две цитаты из текста, которые помогают понять авторскую позицию.

2) 2 предложения (элементы предложения) , которые помогают понять, для чего, по нашему мнению, автор использует именно эти 2 иллюстрации, которые мы выбрали. Это пояснение.

3) Связь между примерами-иллюстрациями  - элемент комментария, который обозначает: противопоставлены ли примеры или дополняют друг друга.

Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом: 1 абзац: вступление + проблема 2 абзац: комментарий  (на абзацы не делить!) 3 абзац: авторская позиция  (1 предложения достаточно) 4 абзац: собственная позиция 5 абзац: обоснование собственной позиции  (примеры из литературы, сериалов, фильмов. Пример из жизни можно, если он очень хороший! Пустые размышления - нет) 6 абзац: заключение Идеальное сочинение состоит из 5-6 абзацев. 5 и 6 абзац можно объединить, если вам так больше нравится.

Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:

1 абзац: вступление + проблема

2 абзац: комментарий  (на абзацы не делить!)

3 абзац: авторская позиция  (1 предложения достаточно)

4 абзац: собственная позиция

5 абзац: обоснование собственной позиции  (примеры из литературы, сериалов, фильмов. Пример из жизни можно, если он очень хороший! Пустые размышления - нет)

6 абзац: заключение

Идеальное сочинение состоит из 5-6 абзацев. 5 и 6 абзац можно объединить, если вам так больше нравится.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!