СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ЕГЭ. Орфоэпия. Культура речи (задания №4,5,6,20)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока, на котором комплексно повторяем материал, связанный с темами "Орфоэпия" и "Культура речи" (кроме задания №7). Затем на уроке выполняются тренировочные упражнения на основе тестов ЕГЭ или специально составленные учителем.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ЕГЭ. Орфоэпия. Культура речи (задания №4,5,6,20)"»

ЕГЭ  Орфоэпия.  Культура речи Цель: подготовка к заданиям № 4,5,6,20

ЕГЭ Орфоэпия. Культура речи

Цель: подготовка к заданиям

№ 4,5,6,20

Задание № 4. Орфоэпия Особенность ударения в русском языке в том, что оно может быть неподвижным, подвижным (меняется при изменении слова), разноместным (на любом слоге). Поэтому чаще всего ударение запоминаем, тренируем. Есть некоторые правила: У сущ. из одного слога чаще всего неподвижное ударение (тОрт - тОрты, пОрт – пОрты, шарф – шАрфы и т.п.); В глаг. прош.времени, кратких причастиях, кратких прилаг. в ж.р. – ударение на окончание, в м.р., ср.р., мн.ч. – на основу (пОнял, пОняли – понялА, зАнял, зАняли – занялА, взЯт, взЯты – взятА…). Исключение: глаголы клАла, крАла, слАла. Глаголы на –ИТЬ часто сохраняют ударение на последнем слоге ( звонИть – звонИт, звонЯт; сорИть – сорИт, сорЯт и др.). Запоминаем ударение в глаголах опОшлить, озлОбить, закУпорить, принУдить, а также баловАть, премировАть, пломбировАть …

Задание № 4. Орфоэпия

  • Особенность ударения в русском языке в том, что оно может быть

неподвижным, подвижным (меняется при изменении слова), разноместным (на любом слоге).

Поэтому чаще всего ударение запоминаем, тренируем.

  • Есть некоторые правила:
  • У сущ. из одного слога чаще всего неподвижное ударение (тОрт - тОрты, пОрт – пОрты, шарф – шАрфы и т.п.);
  • В глаг. прош.времени, кратких причастиях, кратких прилаг.

в ж.р. – ударение на окончание, в м.р., ср.р., мн.ч. – на основу (пОнял, пОняли – понялА, зАнял, зАняли – занялА, взЯт, взЯты – взятА…). Исключение: глаголы клАла, крАла, слАла.

  • Глаголы на –ИТЬ часто сохраняют ударение на последнем слоге

( звонИть – звонИт, звонЯт; сорИть – сорИт, сорЯт и др.).

Запоминаем ударение в глаголах опОшлить, озлОбить, закУпорить, принУдить, а также баловАть, премировАть, пломбировАть …

Тренировка произношения Искра Загнутый Крапива Ободрена Завороженный Облегчить Опошлить Закупорить Цепочка Лгала Нефтепровод Кедровый Принудить Насквозь Кашлянуть Черпать Апостроф Кухонный Сироты Духовник Искра Свекла Сливовый Кровоточить Наврала Ходатайство Зубчатый Донельзя Иконопись Кралась

Тренировка произношения

  • Искра
  • Загнутый
  • Крапива
  • Ободрена
  • Завороженный
  • Облегчить
  • Опошлить
  • Закупорить
  • Цепочка
  • Лгала
  • Нефтепровод
  • Кедровый
  • Принудить
  • Насквозь
  • Кашлянуть
  • Черпать
  • Апостроф
  • Кухонный
  • Сироты
  • Духовник
  • Искра
  • Свекла
  • Сливовый
  • Кровоточить
  • Наврала
  • Ходатайство
  • Зубчатый
  • Донельзя
  • Иконопись
  • Кралась
Задание №5. Паронимы Паронимы – это однокоренные слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по употреблению. При выполнении надо заменить один пароним другим, правильно сочетающимся с предложением. Например: представить (=показать) документы, чертежи, проекты Предоставить (=дать) отпуск, слово для выступления; Зачинщик (отриц.) драки – зачинатель (положит., = основатель) направления в искусстве; Невежа (=невежливый) – невежда (= неграмотный) и т.д.

Задание №5. Паронимы

  • Паронимы – это однокоренные слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по употреблению.
  • При выполнении надо заменить один пароним другим, правильно сочетающимся с предложением.
  • Например: представить (=показать) документы, чертежи, проекты
  • Предоставить (=дать) отпуск, слово для выступления;
  • Зачинщик (отриц.) драки – зачинатель (положит., = основатель) направления в искусстве;
  • Невежа (=невежливый) – невежда (= неграмотный) и т.д.
Тренировка  в употреблении паронимов Болотистый тростник причиняет огромный вред сельскохозяйственным культурам. Участие в конкурсе обеспечивало ему гарантийный выход в финал. Трещали кузнечики, звенели стекольными крылышками стрекозы. Котёл кипел, и сытый дух двойной ухи разносился по берегу. После ухода директора все услышали вдох облегчения. Даже лёгкий июльский бриз не приносил желательной прохлады. Невежа в ботанике, я не мог отличить липу от вяза. Длинная ходьба или бег способствуют укреплению здоровья. Возле стопки масляных блинов стояла банка сметаны. В военном деле есть удачные и талантливые изобретатели .

Тренировка в употреблении паронимов

  • Болотистый тростник причиняет огромный вред сельскохозяйственным культурам.
  • Участие в конкурсе обеспечивало ему гарантийный выход в финал.
  • Трещали кузнечики, звенели стекольными крылышками стрекозы.
  • Котёл кипел, и сытый дух двойной ухи разносился по берегу.
  • После ухода директора все услышали вдох облегчения.
  • Даже лёгкий июльский бриз не приносил желательной прохлады.
  • Невежа в ботанике, я не мог отличить липу от вяза.
  • Длинная ходьба или бег способствуют укреплению здоровья.
  • Возле стопки масляных блинов стояла банка сметаны.
  • В военном деле есть удачные и талантливые изобретатели .
Задание № 20. Редактирование  лексических ошибок Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Вариант 1. Вариант 2. Исключение Замена Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.       В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.   Ответ: __________________________.   Ответ:  

Задание № 20. Редактирование лексических ошибок

  • Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

Вариант 1.

Вариант 2.

Исключение

Замена

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

 

 

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

 

Ответ: __________________________.

 

Ответ:

 

Тренировка в редактировании  лексических ошибок № Вид ошибки 1 Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении 2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) 3 Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 4 Неразличение синонимичных слов Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Мысль развивается на продолжении всего текста. Были приняты эффектные меры. Употребление слов иной стилевой окраски В конечном предложении автор применяет градацию. 5 Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Тренировка в редактировании лексических ошибок

Вид ошибки

1

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5)

3

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

4

Неразличение синонимичных слов

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Были приняты эффектные меры.

Употребление слов иной стилевой окраски

В конечном предложении автор применяет градацию.

5

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Тренировка в редактировании  лексических ошибок 6 Неоправданное употребление просторечных слов 7 Таким людям всегда удается объегорить других. Нарушение лексической сочетаемости 8 9 Автор использует художественные особенности (вместо средства). Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 10 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Автор увеличивает впечатление. Молодой юноша, очень прекрасный. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Неоправданное повторение слова 11 Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Тренировка в редактировании лексических ошибок

6

Неоправданное употребление просторечных слов

7

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

8

9

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

10

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Автор увеличивает впечатление.

Молодой юноша, очень прекрасный.

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

11

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Задание № 6. Морфологические нормы Шофёры или шофера? Директоры или директора? Драйверы или драйвера? Бухгалтеры или бухгалтера? Пропуски или пропуска? 5 килограмм или 5 килограммов? Пара носок или пара носков? Много яслей или ясель? Несколько полотенцев или полотенец? Более красиво или более красивее? Самый добрейший или самый добрый? Около шестиста студентов или шестисот? Трое подруг или три подруги? На обоих стенах или на обеих? В двух тысяча семнадцатом или в две тысячи семнадцатом? Одеть пальто или надеть? Щенок вымокнул или вымок? Лягте или ляжьте на пол? Нарядный Сочи или нарядное Сочи? Австралийская кенгуру или австралийский кенгуру? Красивая тюль или красивый тюль?

Задание № 6. Морфологические нормы

  • Шофёры или шофера? Директоры или директора? Драйверы или драйвера? Бухгалтеры или бухгалтера? Пропуски или пропуска?
  • 5 килограмм или 5 килограммов? Пара носок или пара носков? Много яслей или ясель? Несколько полотенцев или полотенец?
  • Более красиво или более красивее? Самый добрейший или самый добрый?
  • Около шестиста студентов или шестисот? Трое подруг или три подруги? На обоих стенах или на обеих? В двух тысяча семнадцатом или в две тысячи семнадцатом?
  • Одеть пальто или надеть? Щенок вымокнул или вымок? Лягте или ляжьте на пол?
  • Нарядный Сочи или нарядное Сочи? Австралийская кенгуру или австралийский кенгуру? Красивая тюль или красивый тюль?

Разобрались, повторили, задумались Устали . Трудно . Итоги

Разобрались, повторили, задумались

Устали . Трудно .

Итоги


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!