ЕГЭ Орфоэпия. Культура речи
Цель: подготовка к заданиям
№ 4,5,6,20
Задание № 4. Орфоэпия
- Особенность ударения в русском языке в том, что оно может быть
неподвижным, подвижным (меняется при изменении слова), разноместным (на любом слоге).
Поэтому чаще всего ударение запоминаем, тренируем.
- У сущ. из одного слога чаще всего неподвижное ударение (тОрт - тОрты, пОрт – пОрты, шарф – шАрфы и т.п.);
- В глаг. прош.времени, кратких причастиях, кратких прилаг.
в ж.р. – ударение на окончание, в м.р., ср.р., мн.ч. – на основу (пОнял, пОняли – понялА, зАнял, зАняли – занялА, взЯт, взЯты – взятА…). Исключение: глаголы клАла, крАла, слАла.
- Глаголы на –ИТЬ часто сохраняют ударение на последнем слоге
( звонИть – звонИт, звонЯт; сорИть – сорИт, сорЯт и др.).
Запоминаем ударение в глаголах опОшлить, озлОбить, закУпорить, принУдить, а также баловАть, премировАть, пломбировАть …
Тренировка произношения
- Искра
- Загнутый
- Крапива
- Ободрена
- Завороженный
- Облегчить
- Опошлить
- Закупорить
- Цепочка
- Лгала
- Нефтепровод
- Кедровый
- Принудить
- Насквозь
- Кашлянуть
- Черпать
- Апостроф
- Кухонный
- Сироты
- Духовник
- Искра
- Свекла
- Сливовый
- Кровоточить
- Наврала
- Ходатайство
- Зубчатый
- Донельзя
- Иконопись
- Кралась
Задание №5. Паронимы
- Паронимы – это однокоренные слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по употреблению.
- При выполнении надо заменить один пароним другим, правильно сочетающимся с предложением.
- Например: представить (=показать) документы, чертежи, проекты
- Предоставить (=дать) отпуск, слово для выступления;
- Зачинщик (отриц.) драки – зачинатель (положит., = основатель) направления в искусстве;
- Невежа (=невежливый) – невежда (= неграмотный) и т.д.
Тренировка в употреблении паронимов
- Болотистый тростник причиняет огромный вред сельскохозяйственным культурам.
- Участие в конкурсе обеспечивало ему гарантийный выход в финал.
- Трещали кузнечики, звенели стекольными крылышками стрекозы.
- Котёл кипел, и сытый дух двойной ухи разносился по берегу.
- После ухода директора все услышали вдох облегчения.
- Даже лёгкий июльский бриз не приносил желательной прохлады.
- Невежа в ботанике, я не мог отличить липу от вяза.
- Длинная ходьба или бег способствуют укреплению здоровья.
- Возле стопки масляных блинов стояла банка сметаны.
- В военном деле есть удачные и талантливые изобретатели .
Задание № 20. Редактирование лексических ошибок
- Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
Вариант 1.
Вариант 2.
Исключение
Замена
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: __________________________.
Ответ:
Тренировка в редактировании лексических ошибок
№
Вид ошибки
1
Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении
2
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5)
3
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
4
Неразличение синонимичных слов
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
Были приняты эффектные меры.
Употребление слов иной стилевой окраски
В конечном предложении автор применяет градацию.
5
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Тренировка в редактировании лексических ошибок
6
Неоправданное употребление просторечных слов
7
Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
8
9
Автор использует художественные особенности (вместо средства).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
10
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Автор увеличивает впечатление.
Молодой юноша, очень прекрасный.
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
11
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Задание № 6. Морфологические нормы
- Шофёры или шофера? Директоры или директора? Драйверы или драйвера? Бухгалтеры или бухгалтера? Пропуски или пропуска?
- 5 килограмм или 5 килограммов? Пара носок или пара носков? Много яслей или ясель? Несколько полотенцев или полотенец?
- Более красиво или более красивее? Самый добрейший или самый добрый?
- Около шестиста студентов или шестисот? Трое подруг или три подруги? На обоих стенах или на обеих? В двух тысяча семнадцатом или в две тысячи семнадцатом?
- Одеть пальто или надеть? Щенок вымокнул или вымок? Лягте или ляжьте на пол?
- Нарядный Сочи или нарядное Сочи? Австралийская кенгуру или австралийский кенгуру? Красивая тюль или красивый тюль?
Разобрались, повторили, задумались
Устали . Трудно .
Итоги