Презентация по литературному чтению : «Домашние животные в мирное и военное время»
Адресована обучающимся 2 класса
Составила учитель начальных классов: Елена Александровна Железкина
I.Организационный момент
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
II.Речевая разминка.
Собаке отдавил сегодня лапу,
В глазах ее я с ужасом прочел:
« Как жаль, что без хвоста ты, не лохматый,
А то я показала б – что почем! »
И я, немым укором обезволен,
И из меня теперь веревки можно вить, -
Отдам свою обеденную долю,
Чтобы вину свою хоть как-то искупить …
Прочитайте разной интонацией текст - сожаления, сердито, весело.
III.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
У нее четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Она гроза для мышей.
Птица Мира и добра! Птица счастья и тепла! Эта птица – почтальон, Не собьется с курса он. Он живет на площадях, На деревьях, и ветвях. Он воркует, не поет, Бодро семечки клюет. Реагирует на свист, Он боится хищных птиц. Символом свободы стал... Птицу эту кто узнал?..
С человеком очень дружит
И ему надёжно служит,
По хозяйству помогает.
В сани он её впрягает,
И с подковами копыта.
В ней большая сила скрыта.
Знаешь ты уже отгадку?
Узнаёшь её…
Тема: «Домашние животные в мирное и военное время»
Цель : отрабатывать навыки выразительного чтения , развивать воображение, связную речь, познакомиться с новым произведением, прививать любовь к животным, и интерес к чтению, соотносить пословицы с главной мыслью текста.
IV.Проверка домашнего задания.
Расскажите истории о том, как животные воспитывали не своих детенышей.
V.Работа по теме урока.
Беседа о домашних животных.
Хочу, чтобы ты со мной был мил,
Меня кормил, меня поил,
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня …
За все я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу!
Что человек получает от своего питомца?
V.Продолжение работы по теме урока.
Как у человека появились домашние животные?
Сказка « Как собака друга искала».
Чтение по ролям и обсуждение сказки.
Работа с текстом сказки. Читаем по ролям
Работа в паре. Посоветуйтесь и решите, какая пословица точно передает мораль нашей сказки. Работаем с карточкой № 3
«Друга ищи, а найдёшь – береги».
«За то собаку кормят, что она лает».
«Хорошая собака без хозяина не останется».
«Собака – верный друг человека»
Лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. В войну лошадей применяли как транспортную силу. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади.
Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге».В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления.
Четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу. Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные роли. Собаки забирали с линии огня раненных и доставляли на поле боя боеприпасы. Через самое пекло собаки-связисты доставали важные поручения . В лесах и болотах собаки отыскивали наших раненных солдат и приводили к ним медиков.
Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности.
Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Кошки свои теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончилась провизия, то кошки сами становились едой для людей.
Настало время, когда в Ленинграде не осталось ни одной кошки и город начали атаковать крысы. После прорыва блокады наравне с необходимым продовольствием в город ввезли более 5 тысяч дымчатых кошек, которые и спасли Ленинград от крыс. Кошки помогали пережить войну и фронтовикам. Солдаты заводили в своих окопах и землянках кошек, и те спасали их от грызунов, а значит и от инфекций которые мыши и крысы переносили.
Хотя во время войны активно использовали радиосвязь, голубиная почта не канула в «лету». Дело в том, что на начало войны проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Кроме того, зачастую техника выходила из строя. Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных « пернатых партизан » их хозяину было только одно наказание — смерть.
«Как собака друга искала»
Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти. Такого, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что же! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко.
Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты, такая-разэтакая!.. Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем». Распрощалась собака с волком и пошла к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
Наступила ночь. Легли они спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань, — говорит. — Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! —думает собака. — И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку.
— Человек, человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает — дом охраняет. А человек не ругает её за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе
VI.Рефлексия.
- Ребята, вам понравился сегодняшний урок?
- Оцените свою работу на уроке.
- Как вы считаете на какую оценку мы работали всем классом?
-Как вы считаете какую оценку заслужил каждый из вас?
VII.Подведение итогов на уроке.
Чем мы занимались на уроке?
Чему вы учились?
Домашнее задание.