Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока в 9 классе «Строение и типы сложноподчинённых предложений».»
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ.
- Сложн…подч…нё…ое предл…жение,
- главное и пр…даточное предл..жения,
- гра… атическая основа, опр…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр…даточные,
- ук…зательные слова,
- подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.
ПРОВЕРИМ:
- Сложн О подч И нённое предл О жение, главное и пр И даточное предл О жения, гра ММ атическая основа, опр Е делительные, из Ъ яснительные, обст О ятельствеННые пр И даточные, ук А зательные слова, подч И нительные с О юзы и с О юзные слова.
ЗАДАНИЕ 1 : СРАВНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД, ОБЪЯСНИТЕ ПОСТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
- Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.
- Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал.
- Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.
ПРОВЕРИМ:
- Простое предложение с однородными сказуемыми, перед союзом И не нужна запятая.
- Сложноподчиненное предложение, между главным и придаточным ставится запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
ЗАДАНИЕ 2: ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПРИДАТОЧНОГО.
- Дождь начался так внезапно…
- Известно…
- Я долго не мог заснуть…
- Если я получу пятёрку…
- Когда меня вызвали к доске…
ПРОВЕРИМ:
- Дождь начался так внезапно, что мы не успели спрятаться.
- Известно, что собаки очень умные животные.
- Я долго не мог заснуть, потому что думал о завтрашнем выступлении.
- Если я получу пятёрку, мама очень обрадуется.
- Когда меня вызвали к доске, я не растерялся и ответил очень хорошо.
ЗАДАНИЕ 3: СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СХЕМАМ, УКАЖИТЕ ВИД ПРИДАТОЧНОГО
- […ту + сущ.], (которую…) .
- [гл. + о том], (как …) .
- […, когда (…), гл. ].
- Чтобы ( … ), [ ].
ПРОВЕРИМ:
- Мы наконец вышли на ту дорогу, которую так долго искали.
- Учитель рассказал нам о том, как надо готовиться к экзамену.
- Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю.
- Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.
ПРОВЕРИМ:
- [ ] , (как ).
- [ ] , (где ).
- Пока ( ), пока ( ), [ ] .
- [ , (что ), ]
Списать, обозначить главное и придаточное предложение.
Например: [гл.], что (…). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.
Например: [Было тихо], так что ( я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).
1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)
2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.
3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев).
4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.
5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков).
6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).
7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой).