Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель» Материалы к уроку
Автор: Грищенко Е.В.
учитель
русского языка и
литературы
МБОУ СОШ № 70
г.Томск
2018
Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина
«Последний шмель»
Шмель- символ лета, тема природы
Последний- осень, тема умирания, смерти
1916
Идёт Первая мировая война
Через год случится революция
Иван Алексеевич Бунин «Последний шмель» 1916
Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!
Общее настроение стихотворения:
Мрачное, тоскливое
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни ,
,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой
думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует
ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Стихотворение И.А. Бунина «Последний шмель»- это
пейзажная лирика
стихи о животных
любовная (интимная лирика)
гражданская лирика
философская лирика
Через описание природы
раскрывается тема жизни и смерти.
Читаем фрагменты, с которых начинаются рассказы Бунина и выбираем произведение, которое будем изучать на следующем уроке
«Лёгкое дыхание»
На кладбище, над свежей глиняной насыпью
стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжёлый,
гладкий.
Апрель, дни серые; памятники кладбища,
просторного, уездного, ещё далеко видны сквозь
голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит
фарфоровым венком у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой,
выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне
фотографический портрет гимназистки с
радостными, поразительно живыми глазами.
Это Оля Мещерская.
«Антоновские яблоки»
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето -- осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и -- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.
«Чистый понедельник»
Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие... Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер - от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил её обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...
Оплечье (бармы)- широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия.
Бархат-ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей. В XVI веке бархат стал общеевропейским придворным материалом.