СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока МХК по программе Л.Г. Емохоновой. Раздел: Древняя Греция. Тема: Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. (10 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока МХК по программе Л.Г. Емохоновой. Раздел: Древняя Греция. Тема: Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. (10 класс)»

Тема: Выдающиеся скульпторы Древней Греции. Сегодня на уроке: Куросы и коры архаики. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Скульптурные творения Скопаса и Праксителя. Лесипп и Леохар. Скульптура эллинизма. Вопросы по изученному материалу. Домашнее задание.

Тема: Выдающиеся скульпторы

Древней Греции.

Сегодня на уроке:

Куросы и коры архаики.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона.

Скульптурные творения Скопаса и Праксителя.

Лесипп и Леохар.

Скульптура эллинизма.

Вопросы по изученному материалу.

Домашнее задание.

В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры. К сожалению, время сохранило ничтожное количество греческих подлинников. Большинство доступных нам скульптурных произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастерами. А некогда они в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. Прежде всего познакомимся с историей развития этого вида искусства. Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — куросы и коры, созданные в эпоху архаики.

В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры. К сожалению, время сохранило ничтожное количество греческих подлинников. Большинство доступных нам скульптурных произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастерами. А некогда они в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. Прежде всего познакомимся с историей развития этого вида искусства. Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — куросы и коры, созданные в эпоху архаики.

Тема: Выдающиеся скульпторы Древней Греции.

Тема: Выдающиеся скульпторы

Древней Греции.

Скульптор, период Главные черты искусства Скульптур-ные творения АРХАИЧЕСКИЕ СТАТУИ КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА

Скульптор, период

Главные черты искусства

Скульптур-ные творения

АРХАИЧЕСКИЕ

СТАТУИ

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА

Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3 м) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», так как воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их торжественные позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела, черты лица лишены индивидуальности. Курос.

Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3 м) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», так как воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их торжественные позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела, черты лица лишены индивидуальности.

Курос.

Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий. И еще одна характерная для всех кор деталь: загадочная улыбка. Кора.

Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий. И еще одна характерная для всех кор деталь: загадочная улыбка.

Кора.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения. Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор». Перед нами греческий образец совершенного человека.  Поликлет. Дорифор.

Скульптурные каноны

Поликлета и Мирона.

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения. Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор». Перед нами греческий образец совершенного человека.

Поликлет. Дорифор.

Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника. Мирон. Дискобол.

Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника.

Мирон. Дискобол.

Скульптурные творения Скопаса и Праксителя. Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н. э. отразились в произведениях великих мастеров — Скопаса и Праксителя. Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное — мира чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся объектом творчества этих художников.

Скульптурные творения Скопаса и Праксителя.

Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н. э. отразились в произведениях великих мастеров — Скопаса и Праксителя. Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное — мира чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся объектом творчества этих художников.

Скопас (420 — ок. 355 гг. до н. э.) был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с этим материалом работал великий скульптор, но почти все его произведения уничтожены временем. То немногое, что сохранилось до наших дней, свидетельствует о высочайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора. Одним из совершеннейших творений Скопаса является статуя Менады — нимфы, воспитавшей юного бога Диониса.  Скопас. Менада.

Скопас (420 — ок. 355 гг. до н. э.) был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с этим материалом работал великий скульптор, но почти все его произведения уничтожены временем. То немногое, что сохранилось до наших дней, свидетельствует о высочайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора. Одним из совершеннейших творений Скопаса является статуя Менады — нимфы, воспитавшей юного бога Диониса.

Скопас. Менада.

Скопасу принадлежат также многочисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура. Он также известен как зодчий, принимавший участие в украшении знаменитого Галикарнасского мавзолея. Галикарнасский мавзолей. Реконструкция.

Скопасу принадлежат также многочисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура. Он также известен как зодчий, принимавший участие в украшении знаменитого Галикарнасского мавзолея.

Галикарнасский мавзолей.

Реконструкция.

Пракситель (ок. 390—330 гг. до н. э.), уроженец Афин, вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника.  Пракситель. Аполлон Сауроктон

Пракситель (ок. 390—330 гг. до н. э.), уроженец Афин, вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника.

Пракситель. Аполлон Сауроктон

Но особую известность Праксителю принесли женские образы в скульптуре, и в частности знаменитая «Афродита Книдская». По преданию, Пракситель создал две статуи, запечатлев в одной из них богиню одетой, а в другой — обнаженной. Жители острова Коса, испуганные смелостью мастера, приобрели для своего города Афродиту в одеждах, а жители острова Книд оказались более дальновидными: они установили изваяние обнаженной богини на одной из главных площадей. Отныне поклонники прославленного творения скульптора стали съезжаться сюда со всех концов Греции, приумножая таким образом славу города. Пракситель. Афродита Книдская

Но особую известность Праксителю принесли женские образы в скульптуре, и в частности знаменитая «Афродита Книдская». По преданию, Пракситель создал две статуи, запечатлев в одной из них богиню одетой, а в другой — обнаженной. Жители острова Коса, испуганные смелостью мастера, приобрели для своего города Афродиту в одеждах, а жители острова Книд оказались более дальновидными: они установили изваяние обнаженной богини на одной из главных площадей. Отныне поклонники прославленного творения скульптора стали съезжаться сюда со всех концов Греции, приумножая таким образом славу города.

Пракситель. Афродита Книдская

Пракситель. Гермес с младенцем.

Пракситель. Гермес с младенцем.

Лесипп (370—300 гг. до н. э.) создал около 1500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов. Будучи придворным скульптором Александра Македонского, Лесипп запечатлел образ великого полководца в одном из сражений. Лесипп и Леохар Лесипп. Александр Македонский.

Лесипп (370—300 гг. до н. э.) создал около 1500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов. Будучи придворным скульптором Александра Македонского, Лесипп запечатлел образ великого полководца в одном из сражений.

Лесипп и Леохар

Лесипп.

Александр Македонский.

Лесипп. Геракл, борющийся со львом.

Лесипп. Геракл, борющийся со львом.

Творчество Леохара (середина IV в. до н. э.) являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты Человека. В лучшем его произведении — статуе Аполлона Бельведерского, дошедшей до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения.  Леохар. Аполон Бельведерский.

Творчество Леохара (середина IV в. до н. э.) являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты Человека. В лучшем его произведении — статуе Аполлона Бельведерского, дошедшей до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения.

Леохар. Аполон Бельведерский.

В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов, совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода. Скульптура эллинизма. Венера Мелосская

В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов, совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.

Скульптура эллинизма.

Венера Мелосская

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» — одно из самых совершенных скульптурных произведений античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Ника Самофракийская.

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» — одно из самых совершенных скульптурных произведений античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака.

Ника Самофракийская.

Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, — скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями», выполненная Агесандром, Афинодором и Полидором. Сюжет заимствован из легендарных сказаний о падении Трои. После безуспешной осады города греки оставили под его стенами огромного деревянного коня, где спрятались воины. Жители Трои уже собрались ввести коня в город, но жрец Лаокоон предупредил их о грозящей опасности. Богиня Афина, покровительствующая грекам, наслала из пучины моря на Лаокоона и его сыновей две огромные змеи. С виртуозным мастерством показывают скульпторы бессилие умирающего сына Лаокоона, задушенного змеями. Он еще взывает о помощи, но дыхание покидает тело. В образе другого юноши, пытающегося сбросить с ноги кольца змей, скульпторы оставляют последнюю надежду на спасение.

Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, — скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями», выполненная Агесандром, Афинодором и Полидором.

Сюжет заимствован из легендарных сказаний о падении Трои. После безуспешной осады города греки оставили под его стенами огромного деревянного коня, где спрятались воины. Жители Трои уже собрались ввести коня в город, но жрец Лаокоон предупредил их о грозящей опасности. Богиня Афина, покровительствующая грекам, наслала из пучины моря на Лаокоона и его сыновей две огромные змеи. С виртуозным мастерством показывают скульпторы бессилие умирающего сына Лаокоона, задушенного змеями. Он еще взывает о помощи, но дыхание покидает тело. В образе другого юноши, пытающегося сбросить с ноги кольца змей, скульпторы оставляют последнюю надежду на спасение.

Агесандр, Афинодор, Полидор. Лаокоон с сыновьями.

Агесандр, Афинодор, Полидор. Лаокоон с сыновьями.

Вопросы по изученному материалу   Назовите основные этапы развития древнегреческой скульптуры. Что характерно для произведений скульптуры периода архаики.  Расскажите о выдающихся творениях древнегреческих скульпторов классического периода (по выбору).  Что отличает скульптурные произведения эллинизма? Подробнее расскажите об одном из прославленных шедевров этого периода.

Вопросы по изученному материалу

  • Назовите основные этапы развития древнегреческой скульптуры. Что характерно для произведений скульптуры периода архаики.
  • Расскажите о выдающихся творениях древнегреческих скульпторов классического периода (по выбору).
  • Что отличает скульптурные произведения эллинизма? Подробнее расскажите об одном из прославленных шедевров этого периода.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!