СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока МХК по программе Г. И. Даниловойвой. Тема: Художественная культура Античности. Золотой век Афин. (10 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока МХК по программе Г. И. Даниловойвой. Тема: Художественная культура Античности. Золотой век Афин. (10 класс)»

Культура Античности. Тема: Золотой век Афин. Сегодня на уроке: Акрополь. Ордерная система Искусство вазописи.

Культура Античности.

Тема: Золотой век Афин.

Сегодня на уроке:

Акрополь.

Ордерная система

Искусство вазописи.

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства.

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства.

Афины – центр греческой цивилизации. V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Расположен на скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. 

Афины – центр греческой цивилизации.

V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин».

Расположен на скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. 

1 – Пропилеи 2 – храм Ники Аптерос 3 – Парфенон 4  – Эрехтейон 5 – святилище Артемиды Бравронской 6 - статуя Афины Промахос 7 – храм Афины Паллады (разрушен) 3 4 7 6 5 1 2

1 – Пропилеи

2 – храм Ники Аптерос

3 – Парфенон

4  – Эрехтейон

5 – святилище Артемиды Бравронской

6 - статуя Афины Промахос

7 – храм Афины Паллады (разрушен)

3

4

7

6

5

1

2

Посмотрите на центральный вход Акрополя — Пропилеи. Здесь во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. Пропилеи. 5 век до н.э. Афины.

Посмотрите на центральный вход Акрополя — Пропилеи.

Здесь во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам.

Пропилеи. 5 век до н.э. Афины.

ПРОПИЛЕИ ПРОПИЛЕИ - сооружение, оформляющее вход на площадь ПИНАКОТЕКА -  собрание картин-пинак (на деревянных досках), принесенных в дар богине Афине. ХРАМ НИКИ АПТЕРОС (БЕСКРЫЛОЙ) – стоит на выступе укрепленной скалы ПИНАКОТЕКА

ПРОПИЛЕИ

  • ПРОПИЛЕИ - сооружение, оформляющее вход на площадь
  • ПИНАКОТЕКА -  собрание картин-пинак (на деревянных досках), принесенных в дар богине Афине.
  • ХРАМ НИКИ АПТЕРОС (БЕСКРЫЛОЙ) – стоит на выступе укрепленной скалы

ПИНАКОТЕКА

С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потом жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.

С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потом жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.

Чуть правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя — Парфенон, посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую часть холма, и поэтому он виден отовсюду, из любой точки Акрополя и город. Этот величественный храм, построенный из белоснежного мрамора, поражает мастерством обработки материала.

Чуть правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя — Парфенон, посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую часть холма, и поэтому он виден отовсюду, из любой точки Акрополя и город. Этот величественный храм, построенный из белоснежного мрамора, поражает мастерством обработки материала.

ПАРФЕНОН  храм Афины-Девы построен в  447 – 438 гг. до н.э.  Материал - МРАМОР   69,5 м в длину 30,9 м в ширину  46 колонн (по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов) высота колонн - 10,5 м Зодчие Иктин и Калликрат

ПАРФЕНОН

храм Афины-Девы

построен в

447 – 438 гг. до н.э.

Материал - МРАМОР

  • 69,5 м в длину
  • 30,9 м в ширину
  • 46 колонн (по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов)
  • высота колонн - 10,5 м

Зодчие

Иктин и Калликрат

До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции. Афиняне так гордились своими победами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане.

До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции. Афиняне так гордились своими победами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане.

На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, состоялся их спор за обладание Аттикой. Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка.

На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, состоялся их спор за обладание Аттикой. Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка.

Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?

Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?

ЭРЕХТЕЙОН КАРИАТИДА - статуя одетой женщины, введённая для поддержки антаблемента и заменявшая собой колонну .   асимметричный план портики расположены на разных уровнях: с запада - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с севера — вход в святилище Посейдона-Эрехтея с юга- портик кариатид; с запада - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с севера — вход в святилище Посейдона-Эрехтея с юга- портик кариатид;

ЭРЕХТЕЙОН

КАРИАТИДА - статуя одетой женщины, введённая для поддержки антаблемента и заменявшая собой колонну .

  •   асимметричный план
  • портики расположены на разных уровнях:
  • с запада - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с севера — вход в святилище Посейдона-Эрехтея с юга- портик кариатид;
  • с запада - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской),
  • с севера — вход в святилище Посейдона-Эрехтея
  • с юга- портик кариатид;
Дорический ордер Ионический ордер Коринфский ордер

Дорический ордер

Ионический ордер

Коринфский ордер

Капитель – верхняя часть колонны. Древнегреческий теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер «с крепостью и красотой мужского тела», как выражение его силы, духовной и физической. Иногда вместо колонны в дорическом ордере устанавливали мужскую статую, т.н. атлант Дорический ордер

Капитель – верхняя часть колонны.

Древнегреческий теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер «с крепостью и красотой мужского тела», как выражение его силы, духовной и физической. Иногда вместо колонны в дорическом ордере устанавливали мужскую статую, т.н. атлант

Дорический ордер

В пластике и пропорциях ордеров нашли отражение поиски образов по подобию строения человека.   Волюты Ионический ордер Витрувий сравнивал с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Не случайно в ионическом ордере колонны иногда заменялись женскими фигурами, т. н. кариатидами.

В пластике и пропорциях ордеров нашли отражение поиски образов по подобию строения человека.

Волюты

Ионический ордер Витрувий сравнивал с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Не случайно в ионическом ордере колонны иногда заменялись женскими фигурами, т. н. кариатидами.

Коринфский ордер Коринфский ордер – самый легкий, самый стройный из трех ордеров греческой системы. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято символизировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты. каннелюры

Коринфский ордер

Коринфский ордер – самый легкий, самый стройный из трех ордеров греческой системы. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято символизировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты.

каннелюры

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, где разыгрывались трагические и смешные сцены из жизни богов и людей. Вместимость театра — 17 000 человек. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах.

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, где разыгрывались трагические и смешные сцены из жизни богов и людей. Вместимость театра — 17 000 человек. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах.

НАЗОВИТЕ ПОСТРОЙКИ Б А В Г

НАЗОВИТЕ ПОСТРОЙКИ

Б

А

В

Г

Искусство вазописи Греческая живопись представлена главным образом вазописью, которая прошла длительный путь развития. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству. Древнейшие из сохранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона, достигающие в отдельных случаях высоты в 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментом в виде кругов, треугольников, квадратов, кубов, ромбов, меандра (геометрический орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками). Вот почему этот стиль получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме вазы.

Искусство вазописи

Греческая живопись представлена главным образом вазописью, которая прошла длительный путь развития. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству. Древнейшие из сохранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона, достигающие в отдельных случаях высоты в 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментом в виде кругов, треугольников, квадратов, кубов, ромбов, меандра (геометрический орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками). Вот почему этот стиль получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме вазы.

Амфора из Дипилона — одно из наиболее выразительных произведений вазописи.

Амфора из Дипилона — одно из наиболее выразительных произведений вазописи.

меандр

меандр

Древнегречесие вазы

Древнегречесие вазы

Стремление художника к более точной передаче образов и сюжетов реального мира во многом определило появление чернофигурной и краснофигурной вазописи. В росписи ваз стали использовать густой черный лак, естественный цвет глины подкрашивали охрой, так что после обжига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне четко выделялись силуэты людей и животных. Орнаментальные узоры, систему горизонтальных поясов вытесняют многофигурные сцены, свободно размещенные на стенках сосудов. Чернофигурная техника росписей еще тяготеет к условности и плоскостности изображения, но в целом она воспринимается как шаг вперед в искусстве вазописи.

Стремление художника к более точной передаче образов и сюжетов реального мира во многом определило появление чернофигурной и краснофигурной вазописи. В росписи ваз стали использовать густой черный лак, естественный цвет глины подкрашивали охрой, так что после обжига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне четко выделялись силуэты людей и животных. Орнаментальные узоры, систему горизонтальных поясов вытесняют многофигурные сцены, свободно размещенные на стенках сосудов. Чернофигурная техника росписей еще тяготеет к условности и плоскостности изображения, но в целом она воспринимается как шаг вперед в искусстве вазописи.

Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксекий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности подвиги Геракла, битвы греков с легендарными амазонками, сцены гомеровской «Илиады». Подлинным шедевром среди творений Эксекия является ваза с изображением Ахилла и Аякса.

Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксекий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности подвиги Геракла, битвы греков с легендарными амазонками, сцены гомеровской «Илиады».

Подлинным шедевром среди творений Эксекия является ваза с изображением Ахилла и Аякса.

В краснофигурной росписи свободные от изображений части вазы покрывались черным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой наносились линии, передающие складки одежды, мускулы тела, черты лица. При обжиге лак приобретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчетливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли жанровые и бытовые сцены.

В краснофигурной росписи свободные от изображений части вазы покрывались черным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой наносились линии, передающие складки одежды, мускулы тела, черты лица. При обжиге лак приобретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчетливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли жанровые и бытовые сцены.

Вопросы по изученному материалу.  Используя уже известные вам сведения, расскажите об ордерной системе Древней Греции.  Почему до сих пор афинский Акрополь остается непревзойденным памятником античности? В чем заключаются важнейшие особенности архитектуры Парфенона и Эрехтейона?  Расскажите об основных стилях греческой вазописи. В чем проявилось особое мастерство художников? Что вы можете сказать о ее пластике, сюжетах и особенностях

Вопросы по изученному материалу.

  • Используя уже известные вам сведения, расскажите об ордерной системе Древней Греции.
  • Почему до сих пор афинский Акрополь остается непревзойденным памятником античности? В чем заключаются важнейшие особенности архитектуры Парфенона и Эрехтейона?
  • Расскажите об основных стилях греческой вазописи. В чем проявилось особое мастерство художников? Что вы можете сказать о ее пластике, сюжетах и особенностях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!