СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока-игры "Птицы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к проведению урока-игры на тему: "Класс Птицы". Автор разработки: Чембрович Елена Анатольевна.  Урок можно проводить в качестве заключительного в теме Класс Птицы в курсе биологии 7 класса, или возможно проведение в качестве внеклассного мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока-игры "Птицы"»

ПТИЧИЙ КАЛЕЙДОСКОП  Урок -игра

ПТИЧИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Урок -игра

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания о птицах, их разнообразии, о роли птиц в природе и жизни человека

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания о птицах, их разнообразии, о роли птиц в природе и жизни человека

Определите, верны ли утверждения?  «ДА» - «НЕТ» 1. Кости птиц имеют полости с воздухом. 2. Сердце у птиц трёхкамерное. 3. Оплодотворение у птиц внутреннее. 4. Киль – это вырост позвоночника. 5. У страусов отсутствует киль. 6. Газообмен у птиц происходит как на вдохе, так и на выдохе. 7. У птиц переваривание пищи происходит очень медленно. 8. У птиц отсутствует мочевой пузырь. 9. Вилочка – это сросшиеся ключицы у птиц. 10. Птицы – это холоднокровные животные.

Определите, верны ли утверждения? «ДА» - «НЕТ»

1. Кости птиц имеют полости с воздухом.

2. Сердце у птиц трёхкамерное.

3. Оплодотворение у птиц внутреннее.

4. Киль – это вырост позвоночника.

5. У страусов отсутствует киль.

6. Газообмен у птиц происходит как на вдохе, так и на выдохе.

7. У птиц переваривание пищи происходит очень медленно.

8. У птиц отсутствует мочевой пузырь.

9. Вилочка – это сросшиеся ключицы у птиц.

10. Птицы – это холоднокровные животные.

Тестирование Для прикрепления грудных мышц у птиц развивается:  а) киль, б) копчиковая кость, в) цевка, г) вилочка . 2. К какой из экологических групп относятся дрофа, журавль:  а) хищные, б) птицы леса, в) морские птицы, г) птицы  степей и пустынь. 3. Перья птиц: а) состоят из хитина, б) состоят из рогового вещества, в) одинаковы по строению и функциям, г) старые не сменяются новыми перьями. 4. Для кровеносной системы птиц характерно:  а ) трёхкамерное сердце, б) смешанная кровь в сосудах,  в) четырёхкамерное сердце, г) неполная перегородка в желудочке сердца. 5. К перелётным птицам относятся: а) воробьи, б) сороки,  в) утки, г) глухари. 6. К приспособлениям к полёту у птиц можно отнести:  а) наличие печени, б) наличие клоаки, в) наличие воздушных мешков, г) замкнутая кровеносная система.

Тестирование

  • Для прикрепления грудных мышц у птиц развивается:

а) киль, б) копчиковая кость, в) цевка, г) вилочка .

2. К какой из экологических групп относятся дрофа, журавль:

а) хищные, б) птицы леса, в) морские птицы, г) птицы

степей и пустынь.

3. Перья птиц: а) состоят из хитина, б) состоят из рогового вещества, в) одинаковы по строению и функциям, г) старые не сменяются новыми перьями.

4. Для кровеносной системы птиц характерно:

а ) трёхкамерное сердце, б) смешанная кровь в сосудах,

в) четырёхкамерное сердце, г) неполная перегородка в желудочке сердца.

5. К перелётным птицам относятся: а) воробьи, б) сороки,

в) утки, г) глухари.

6. К приспособлениям к полёту у птиц можно отнести:

а) наличие печени, б) наличие клоаки, в) наличие воздушных мешков, г) замкнутая кровеносная система.

Проверим? Для прикрепления грудных мышц у птиц развивается:  а) киль , б) копчиковая кость, в) цевка, г) вилочка. 2. К какой из экологических групп относятся дрофа, журавль:  а) хищные, б) птицы леса, в) морские птицы, г) птицы  степей и пустынь. 3. Перья птиц: а) состоят из хитина, б) состоят из рогового вещества,  в) одинаковы по строению и функциям, г) старые не сменяются новыми перьями. 4. Для кровеносной системы птиц характерно:  а ) трёхкамерное сердце, б) смешанная кровь в сосудах,  в) четырёхкамерное сердце, г) неполная перегородка в желудочке сердца. 5. К перелётным птицам относятся: а) воробьи, б) сороки,  в) утки, г) глухари. 6. К приспособлениям к полёту у птиц можно отнести:  а) наличие печени, б) наличие клоаки, в) наличие воздушных мешков,  г) замкнутая кровеносная система. Ответы: 1-а, 2-г, 3-б, 4-в, 5-в, 6-в.

Проверим?

  • Для прикрепления грудных мышц у птиц развивается:

а) киль , б) копчиковая кость, в) цевка, г) вилочка.

2. К какой из экологических групп относятся дрофа, журавль:

а) хищные, б) птицы леса, в) морские птицы, г) птицы

степей и пустынь.

3. Перья птиц: а) состоят из хитина, б) состоят из рогового вещества,

в) одинаковы по строению и функциям, г) старые не сменяются новыми перьями.

4. Для кровеносной системы птиц характерно:

а ) трёхкамерное сердце, б) смешанная кровь в сосудах,

в) четырёхкамерное сердце, г) неполная перегородка в желудочке сердца.

5. К перелётным птицам относятся: а) воробьи, б) сороки,

в) утки, г) глухари.

6. К приспособлениям к полёту у птиц можно отнести:

а) наличие печени, б) наличие клоаки, в) наличие воздушных мешков,

г) замкнутая кровеносная система.

Ответы: 1-а, 2-г, 3-б, 4-в, 5-в, 6-в.

 Конкурс «Кто лишний?»   Условия: Из перечня птиц найти лишнего и обосновать свой выбор 1- Сокол, Орёл, Аист, Коршун 2- Ласточка, Стриж, Фазан 3-Цапля, Аист, Выпь, Глухарь

Конкурс «Кто лишний?»

Условия: Из перечня птиц найти лишнего и обосновать свой выбор

1- Сокол, Орёл, Аист, Коршун

2- Ласточка, Стриж, Фазан

3-Цапля, Аист, Выпь, Глухарь

 Конкурс «Кто лишний?»   4- Ласточка, утка, скворец, сизый голубь 5- Утка, Лебедь, Квакша, Тетерев

Конкурс «Кто лишний?»

4- Ласточка, утка, скворец, сизый голубь

5- Утка, Лебедь, Квакша, Тетерев

 Конкурс «Кто больше»   Задача – Перечислить приспособления птиц к полёту  Не забудьте это задание занести в свои личные карточки!

Конкурс «Кто больше»

ЗадачаПеречислить приспособления птиц к полёту

Не забудьте это задание занести в свои личные карточки!

 Конкурс «Узнай по описанию»   Условия конкурса .  Описание - в три этапа, если команда угадывает птицу после первого описания – зарабатывает 3 балла, после второго -2 балла, после третьего –1 балл.

Конкурс «Узнай по описанию»

Условия конкурса .

Описание - в три этапа, если команда угадывает птицу после первого описания – зарабатывает 3 балла,

после второго -2 балла, после третьего –1 балл.

Описание № 1 1. Эта птица почти не садится на землю, и даже пьёт и спит в полёте. 2. У этих птиц маленькие, слабые ноги, ходить по земле практически не могут, а упав на землю, не могут взлететь. 3. Эта птица способна к самому стремительному полёту, могут развивать скорость до 300 км/ч.

Описание № 1

1. Эта птица почти не садится на землю, и даже пьёт и спит в полёте.

2. У этих птиц маленькие, слабые ноги, ходить по земле практически не могут, а упав на землю, не могут взлететь.

3. Эта птица способна к самому стремительному полёту, могут развивать скорость до 300 км/ч.

СТРИЖ

СТРИЖ

Описание № 2 1. Эта птица в Китае считалась символом благополучия. У древних греков она  олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола.  2. Эту птицу называют «пернатой кошкой», за острый слух и отличное зрение в темноте.  3. Эта птица способна поворачивать голову на 270 0 , является ночным хищником.

Описание № 2

1. Эта птица в Китае считалась символом благополучия. У древних греков она

олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола.

2. Эту птицу называют «пернатой кошкой», за острый слух и отличное зрение в темноте.

3. Эта птица способна поворачивать голову на 270 0 , является ночным хищником.

СОВА

СОВА

Описание № 3 1. Самец у этих птиц играет роль матери: сам строит гнездо, сам высиживает  яйца, кормит птенцов, самка только откладывает яйца.  2. Издавна люди вели охоту на этих птиц ради перьев, которые использовались для украшения нарядов.  3. Птицы эти нелетающие, имеют длинные и сильные ноги всего с двумя пальцами.

Описание № 3

1. Самец у этих птиц играет роль матери: сам строит гнездо, сам высиживает

яйца, кормит птенцов, самка только откладывает яйца.

2. Издавна люди вели охоту на этих птиц ради перьев, которые использовались для украшения нарядов.

3. Птицы эти нелетающие, имеют длинные и сильные ноги всего с двумя пальцами.

СТРАУС

СТРАУС

Описание № 4 1. Эти птицы большую часть жизни проводят в воде, на суше находятся в период размножения и линьки.   2. Эти птицы не строят гнёзда, а птенцов высиживают, держа их на лапах.   3. Эти птицы ныряют на глубину 130 м, могут оставаться под водой до 18 минут и  плыть со скоростью 15 км/ч, крылья превратились в ласты.

Описание № 4

1. Эти птицы большую часть жизни проводят в воде, на суше находятся в период размножения и линьки.

2. Эти птицы не строят гнёзда, а птенцов высиживают, держа их на лапах.

3. Эти птицы ныряют на глубину 130 м, могут оставаться под водой до 18 минут и

плыть со скоростью 15 км/ч, крылья превратились в ласты.

ПИНГВИНЫ

ПИНГВИНЫ

Описание № 5 1. В Древнем Египте эта птица символизировала Тота – бога Луны и письменности, покровителя наук и искусств. В честь её возводили храмы, ей служили жрецы, а после смерти тела птиц мумифицировали и хоронили со всяческими почестями. 2. Одни эту птицу называют «огненной птицей», другие – «птицей утренней зари», так как эти птицы имеют красивую розово-красную окраску. 3. Профессор Н.А. Гладков писал о ней так: «… Если говорить о соотносительных размерах … по праву можно считать самой  длинноногой».

Описание № 5

1. В Древнем Египте эта птица символизировала Тота – бога Луны и письменности, покровителя наук и искусств. В честь её возводили храмы, ей служили жрецы, а после смерти тела птиц мумифицировали и хоронили со всяческими почестями.

2. Одни эту птицу называют «огненной птицей», другие – «птицей утренней зари», так как эти птицы имеют красивую розово-красную окраску.

3. Профессор Н.А. Гладков писал о ней так:

«… Если говорить о соотносительных размерах … по праву можно считать самой

длинноногой».

Фламинго

Фламинго

Конкурс «А знаете ли вы …?» … из пуха каких птиц изготавливают самую тёплую одежду? Гага

Конкурс «А знаете ли вы …?»

из пуха каких птиц изготавливают самую тёплую одежду?

Гага

А знаете ли вы …? … какие птицы могут опылять растения? Колибри

А знаете ли вы …?

какие птицы могут опылять растения?

Колибри

А знаете ли вы …? … кому из птиц хвост служит опорой? Дятел

А знаете ли вы …?

кому из птиц хвост служит опорой?

Дятел

А знаете ли вы …? … птица, которая может имитировать голоса более 30 видов птиц, а также животных и даже машин? Пересмешник

А знаете ли вы …?

птица, которая может имитировать голоса более 30 видов птиц, а также животных и даже машин?

Пересмешник

А знаете ли вы …? … какая птица считается самой «зимостойкой» - выводит птенцов в конце зимы – начале весны? Клёст

А знаете ли вы …?

какая птица считается самой «зимостойкой» - выводит птенцов в конце зимы – начале весны?

Клёст

А знаете ли вы …? … кого из птиц называют пернатой кошкой? Сова

А знаете ли вы …?

кого из птиц называют пернатой кошкой?

Сова

А знаете ли вы …? … какая птицы может проглотить ежа вместе с колючками? Филин

А знаете ли вы …?

какая птицы может проглотить ежа вместе с колючками?

Филин

А знаете ли вы …? … у какой птицы клюв по длине равен туловищу? Тукан

А знаете ли вы …?

у какой птицы клюв по длине равен туловищу?

Тукан

А знаете ли вы …? … почему молнии не ударяют в птиц? перья являются изоляторами

А знаете ли вы …?

почему молнии не ударяют в птиц?

перья являются изоляторами

Конкурс «Составь пословицу»   Задача: соединить начало и окончание пословиц, объяснить их смысл

Конкурс «Составь пословицу»

Задача: соединить начало и окончание пословиц, объяснить их смысл

Срубили кусты - … Больше птиц - … … а нужна ему зелёная ветка. Увидел грача - … … к тёплой зиме. … прощай певцы. Поздний отлёт птиц - … Не нужна соловью золотая клетка, … … выше урожай. … весну встречай.

Срубили кусты - …

Больше птиц - …

а нужна ему зелёная ветка.

Увидел грача - …

к тёплой зиме.

прощай певцы.

Поздний отлёт птиц - …

Не нужна соловью золотая клетка, …

выше урожай.

весну встречай.

Проверим?  Срубили кусты - прощай певцы.  Больше птиц - выше урожай.  Увидел грача - весну встречай.  Поздний отлёт птиц - к тёплой зиме.  Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка. Выполните задание в личных карточках !

Проверим?

Срубили кусты - прощай певцы.

Больше птиц - выше урожай.

Увидел грача - весну встречай.

Поздний отлёт птиц - к тёплой зиме.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка.

Выполните задание в личных карточках !

Конкурс «Порешайка»   Запишите решение задачи и ответ в личные карточки !

Конкурс «Порешайка»

Запишите решение задачи и ответ в личные карточки !

Ребята, какой вывод о роли птиц мы можем сделать, прочитав тексты задач?

Ребята, какой вывод о роли птиц мы можем сделать, прочитав тексты задач?

«Хочу спросить …» … что тебе запомнилось больше всего? … какой из конкурсов вызвал трудности? … какой конкурс показался самым лёгким? … что у тебя вызвало удивление?

«Хочу спросить …»

что тебе запомнилось больше всего?

какой из конкурсов вызвал трудности?

какой конкурс показался самым лёгким?

что у тебя вызвало удивление?

Итак, подсчитайте количество баллов в карточке и поставьте себе оценку Ключ: 14-15 баллов – оценка «5» 11-13 баллов – оценка «4» 7-10 баллов – оценка «3»  6 и менее – оценка «2»

Итак, подсчитайте количество баллов в карточке и поставьте себе оценку

Ключ:

14-15 баллов – оценка «5»

11-13 баллов – оценка «4»

7-10 баллов – оценка «3»

6 и менее – оценка «2»

Поздравляем команду победителей!  Спасибо всем за отличную работу на уроке!

Поздравляем команду победителей!

Спасибо всем за отличную работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!