Просмотр содержимого документа
«Презентация для МО»
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА на уроках русского языка
Преподаватель : Роенко Л.С.
- Лингвистический анализ текста – это не передача личного впечатления от прочитанного, это серьезное изучение произведения с точки зрения его смысла, формы, структуры и др.
- Цель лингвистического анализа художественного текста – раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора, так как “речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли” (Талейран).
- Одним из важнейших направлений лингвистического анализа является выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов во всех их значениях и вариантах употребления, так как они напрямую связаны с пониманием содержания и идейно-художественного своеобразия литературного произведения.
- внутреннее содержание текста – это «мыслительное образование, которое формируется в интеллекте человека и соотносится с внешней формой…»
Важное умение извлечь из анализируемого текста необходимую содержательную информацию
- – значит, проанализировать текст как типологическую структуру . Если человек не видит текст, не владеет навыками анализа, не воспринимает информацию, заложенную в тексте, не умеет ее интерпретировать – он беспомощен, так как любой текст, и в письменной, и в устной форме, будет для него пустым. Чем чаще человек практикуется в анализе текста, тем лучше и быстрее он понимает в дальнейшем любой текст.
Лингвистический анализ со стороны содержания и формы
- позволяет относиться к изучаемым грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания, учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи. Систематическое обращение к анализу текста, опора на них будут способствовать формированию важнейшего коммуникативного умения – умения создавать собственный текст, а соответственно, и правильно говорить, составлять ясные и точные предложения.
- Анализ текста как готового продукта речи позволяет увидеть динамику речевой деятельности – от замысла до конкретной речевой реализации, то есть проследить процесс формирования мысли автора . Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер и является основой речетворчества.
- Чтобы обладать правильной речью, умело владеть ею, нужно изучать родной язык, его единицы и их взаимоотношения, то есть изучать язык как систему. Изучение родного языка приводит к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащегося. Е.А.Быстрова дала определение языковой компетентности : с одной стороны, это усвоение единиц языка ( фонем, графем, лексем, словосочетаний, предложений и др.) и правила их построения, с другой стороны, знание системы языка . Речевая компетентность – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождение своих собственных программ речевого поведения.
- Любой научный анализ предполагает разложение целого на элементы, расчленение на единства
Задача лингвистического анализа текста
- 1) помочь осмыслить идею и сюжет произведения;
- 2) показать художественные средства, использованные для достижения своей цели;
- 3) обратить внимание на особенности языка конкретного писателя .
- Лингвистический анализ текста помогает разобраться в самом тексте, в его смысле и определить тему текста . М.Р.Львов считал, что литературный анализ текста – это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия. То есть лингвистический анализ является важной и , может быть, даже основной частью литературного анализа
« Текст как объект лингвистического исследования
В тексте скрыто три вида информации
Содержательно-фактуальная ( что и о чем говорится в тексте);
2. Содержательно-концептуальная ( + как говорится , художественные средства и приемы, а также авторское понимание действительности); 3 . Содержательно- подтекстовая (анализ образной системы в целом; глубинный смысл текста). Если придерживаться этой точки зрения, то ясно видно, что этот лингвистический анализ и есть самая основа литературного анализа текста.
Уровни текста
Информативно-смысловой
Информативно-смысловой
Подуровни
В лингвистическом аспекте
В экстралингвистическом аспекте
Фонетический Морфологический
Предметно-логический Тематический
Лексический
Сюжетно-композиционный
Синтаксический
Прагматический
Подуровни
В лингвистическом аспекте
- В экстралингвистическом аспекте
Экспрессивно-стилистический Функционально-стилистический
Эмоциональный Образный Идейный
При лингвистическом анализе текста не должен нарушаться основной принцип – «учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления
- так как именно «единство», связность – основные черты текста. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках, такая работа может найти место в системе проведения уроков развития речи, и именно системность таких уроков и приведет к результативности .
План анализа лингвистического текста
- 1. Внимательно прочитайте текст. Вспомните, что вы знаете о его авторе и об особенностях манеры его письма, так как это может пригодиться при дальнейшем анализе текста.
- 2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Почему? Привести примеры из текста в качестве доказательства.
- 3. Какого типа речи текст? Найти в тексте черты, характерные для данного типа речи.
- 4. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Если у текста есть заглавие, то объяснить его смысл. 5. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план (лучше развернутый). Выпишите из каждой части «главные» слова, которые будут заключать в себе смысл, то есть являться «смысловыми узлами». Они помогут подробно разобрать текст и вникнуть в его суть.
- 6. Определите, как и при помощи чего связаны, части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций; употребление местоимений и союзов как средств связи). 7. Как соотносится начало и конец текста? (можно обратить внимание на композицию, если она играет важную роль в раскрытии смысла текста)
- 8. На каких приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.) Приведите примеры. 9. Понаблюдайте над лексикой текста (не забывая указывать примеры): -найдите незнакомые (непонятные) слова и установите их значение по толковому словарю; -найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении, объясните их назначение в тексте;
- -обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально – оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором? Какой тон и атмосферу в тексте они создают?); - выделите фразеологизмы, определите их значение, цель их употребления в тексте; -обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии и т.д.) Определите, для чего автор использует их в тексте.
- 10. Понаблюдайте за фонетическими средствами, использованные автором (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, или гласных - ассонанс)
- 11. Посмотрите на части речи и их количество, употребленное в тексте: деепричастий и глаголов для передачи действий или динамичного описания чего – то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление междометий и частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение т.д. ).
- 12. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, полных и неполных, распространенных и нераспространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и. т.д.)
- 13. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого – либо чувства, настроения, состояния.
14. Каково ваше впечатление от текста? Что нового вы узнали из текста?
- При анализе текста по данному плану работа на уроке идет активно, каждый учащийся вчитывается в текст, развивает в себе навыки понимания текста и вообще речи писателя. Если регулярно проводить работу с текстом по данному плану, то уже через несколько уроков большая часть пунктов плана определяется учащимися уже при первом прочтении текста.
- нельзя забывать о том, что ученики на этих уроках должны освоить не столько теоретический материал, сколько практический: это и орфографические навыки, и грамотная речь, и умение воспринимать и понимать устную и письменную речь. Обучение по традиционным программам можно построить так, чтобы формировать у учащихся и творческий подход к языку, и разнообразные логические навыки, и способность обучаться вообще. И в этом может помочь работа с текстом, регулярная практика в анализе текста. Именно тогда ученик будет не просто изучать родной язык, а еще и чувствовать его. Еще Буслаев Ф.И. говорил, что «основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося. Дает ему истинно гуманическое (т.е.человеческое) образование, а вместе и свое собственное, народное».
Актуальность проблемы Лингвистический анализ текста
- способствует слиянию обучения языку и речи, организации личностно - ориентированного обучения;
- направлен на работу с высокомотивированными учащимися 5- 9 классов, теми, кто предполагает продолжить обучение в профильных гуманитарных классах;
- способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно – выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения
Цели работы
- показать возможности организации личностно – ориентированного обучения на примере работы над лингвистическим анализом текста;
- обобщить опыт работы по лингвистическому анализу текста;
- показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языка, образного мышления
Как может учитель, работая в среднем звене, проводить лингвистический анализ текста?
- Это могут быть уроки, на которых лингвистический анализ текста осуществляется в связи с изучением грамматических тем.
- Лингвистический анализ текста уместно проводить при подготовке к изложению.
- Это уроки, когда одно произведение анализируется и с литературоведческой, и с лингвистической точек зрения.
Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка?
- Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно.
- Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
- Отработка навыков выразительного чтения художественного текста.
- Заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.
Когда и как вводить ЛАТ ? Синтаксис и пунктуация (5 класс)
- словосочетание как средство выразительности речи: работая над словосочетанием, нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что в словосочетании «одно или несколько слов служат для усиления другого слова» (Л.В.Бондаренко);
- предложения с однородными членами – одно из ярких стилистических средств, они выполняют различные функции в текстах разных стилей;
- роль обращения в тексте.
Фонетика и орфография (5 класс)
- Что же придает «выразительную силу», «чарующую музыкальность нашему языку»? Какими средствами это достигается? Своеобразный мелодический рисунок, благозвучность создается за счет
- звуковых повторов,
- аллитерации и ассонанса,
- использование слов с открытыми слогами,
- интонации слов.
Лексика
- Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов». Отсюда вытекает задача учителя - формировать умение находить нужные слова для точной передачи мысли, учить всматриваться в слово, чтобы обнаружить в нем такие свойства, на которые учащиеся не обратили бы внимание.
- Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина.
Морфемика. Словообразование
- Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения разнообразных оттенков значений и придания эмоциональной окраски словам.
Морфология
- Выразительные возможности слов разных частей речи, к сожалению, часто остаются вне зоны внимания авторов большинства учебников. Между тем выразительные возможности частей речи велики.
Спасибо за внимание!