СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 11 класса "Культура в СССР периода "оттепели""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация иллюстртрует тему культуры периода "оттепели", предназначена для учебника История России 11 класс под ред. А.В. Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 11 класса "Культура в СССР периода "оттепели""»

«Оттепель»  в духовной жизни. СССР в 1953 – 1964 гг.

«Оттепель» в духовной жизни.

СССР в 1953 – 1964 гг.

Юрий Гагарин

Юрий Гагарин

Валентина Терешкова «Чайка»

Валентина Терешкова «Чайка»

Алексей Леонов

Алексей Леонов

«Оттепель» (1953-1964 гг.) И.Эренбург в повести «Оттепель» назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Период «оттепели» характеризовался смягчением политического режима, началом процесса реабилитации жертв массовых репрессий 1930-х – начала 1950-х гг., расширением прав и свобод граждан, некоторым ослаблением идеологического контроля в области культуры и науки.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • И.Эренбург в повести «Оттепель» назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы.
  • Период «оттепели» характеризовался смягчением политического режима, началом процесса реабилитации жертв массовых репрессий 1930-х – начала 1950-х гг., расширением прав и свобод граждан, некоторым ослаблением идеологического контроля в области культуры и науки.
«Оттепель» (1953-1964 гг.) Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране. Поколение молодых людей стали называть шестидесятниками. Термин впервые появился в заглавии опубликованной статьи С. Рассадина в декабре 1960 г . в журнале «Юность» о молодых писателях, их героях и читателях.  Шестидесятников объединяло обостренное чувство ответственности за судьбу страны и убежденность в возможности обновления советской политической системы.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране.
  • Поколение молодых людей стали называть шестидесятниками.
  • Термин впервые появился в заглавии опубликованной статьи С. Рассадина в декабре 1960 г . в журнале «Юность» о молодых писателях, их героях и читателях.
  • Шестидесятников объединяло обостренное чувство ответственности за судьбу страны и убежденность в возможности обновления советской политической системы.
«Оттепель» (1953-1964 гг.) Оттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких ограничений на деятелей культуры, но и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами. 1957 г. – в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов , положивший начало регулярным контактам советской молодежи с зарубежными сверстниками.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Оттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких ограничений на деятелей культуры, но и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами.
  • 1957 г. – в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов , положивший начало регулярным контактам советской молодежи с зарубежными сверстниками.
«Оттепель» (1953-1964 гг.) В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стиляги – молодежь, одетая по западной моде. Власть пыталась держать эти процессы под контролем. Стиляг осуждали и высмеивали.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стиляги – молодежь, одетая по западной моде.
  • Власть пыталась держать эти процессы под контролем.
  • Стиляг осуждали и высмеивали.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 1930-1940-е гг. : заново вошли в литературу С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова С.А. Есенин М.И. Цветаева А.А. Ахматова

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 1930-1940-е гг. : заново вошли в литературу С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова

С.А. Есенин

М.И. Цветаева

А.А. Ахматова

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появилась целая плеяда замечательных поэтов – «шестидесятников»: Е. А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Р. Рождественский А. Вознесенский Б. Ахмадулина Е. Евтушенко

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии.
  • В это время появилась целая плеяда замечательных поэтов – «шестидесятников»: Е. А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский.

Р. Рождественский

А. Вознесенский

Б. Ахмадулина

Е. Евтушенко

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий – настоящие властители дум молодежи 1960-1970-х гг. Б. Окуджава А. Галич В. Высоцкий

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек.
  • А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий – настоящие властители дум молодежи 1960-1970-х гг.

Б. Окуджава

А. Галич

В. Высоцкий

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников»:  Д.А. Гранина «Иду на грозу»,  Ю.П. Германа «Дорогой мой человек», писателя – фантаста И.А. Ефремова «Туманность Андромеды». И. Ефремов Д. Гранин Ю. Герман

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников»:
  • Д.А. Гранина «Иду на грозу»,
  • Ю.П. Германа «Дорогой мой человек»,
  • писателя – фантаста И.А. Ефремова «Туманность Андромеды».

И. Ефремов

Д. Гранин

Ю. Герман

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Важную роль в литературной жизни 1960-х гг. играли литературные журналы. 1955 г. – вышел первый номер журнала «Юность». Особую популярность среди читателей обрел журнал «Новый мир», главный редактор А.Т . Твардовский А. Твардовский

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Важную роль в литературной жизни 1960-х гг. играли литературные журналы.
  • 1955 г. – вышел первый номер журнала «Юность».
  • Особую популярность среди читателей обрел журнал «Новый мир», главный редактор А.Т . Твардовский

А. Твардовский

«Оттепель» (1953-1964 гг.) В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Новую правду о войне раскрывали в своих произведениях Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», М. А. Шолохов «Судьба человека», К. М. Симонов «Живые и мертвые». М. Шолохов Ю. Бондарев К. Симонов

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней.
  • Новую правду о войне раскрывали в своих произведениях
  • Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня»,
  • М. А. Шолохов «Судьба человека»,
  • К. М. Симонов «Живые и мертвые».

М. Шолохов

Ю. Бондарев

К. Симонов

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где автор на основании собственного лагерного опыта размышлял о жертвах сталинских репрессий. А.И. Солженицын

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где автор на основании собственного лагерного опыта размышлял о жертвах сталинских репрессий.

А.И. Солженицын

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны: «Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые», режиссер М.К. Калатозов. М. Калатозов

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны:
  • «Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые», режиссер М.К. Калатозов.

М. Калатозов

«Оттепель» (1953-1964 гг.) «Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • «Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай.
«Оттепель» (1953-1964 гг.) «Судьба человека» по повести М. А. Шолохова, режиссер С.Ф. Бондарчук.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • «Судьба человека» по повести М. А. Шолохова, режиссер С.Ф. Бондарчук.
«Оттепель» (1953-1964 гг.) Однако внимание властей к литературно-художественному процессу как зеркалу общественных настроений не ослабевало. Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия. Так рукопись романа В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», о судьбе, жертвах и трагедии ввергнутого в войну народа , была изъята у автора органами госбезопасности.  По сохранившимся в списках двум экземплярам роман был опубликован в СССР только в годы перестройки.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Однако внимание властей к литературно-художественному процессу как зеркалу общественных настроений не ослабевало.
  • Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия.
  • Так рукопись романа В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», о судьбе, жертвах и трагедии ввергнутого в войну народа , была изъята у автора органами госбезопасности.
  • По сохранившимся в списках двум экземплярам роман был опубликован в СССР только в годы перестройки.
«Оттепель» (1953-1964 гг.) В. Гроссман

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

В. Гроссман

«Оттепель» (1953-1964 гг.) В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат . Так назывались ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий издания не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов. В самиздатовских копиях распространялись стихи М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н. С. Гумилева , молодых современных поэтов.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат .
  • Так назывались ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий издания не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов.
  • В самиздатовских копиях распространялись стихи М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н. С. Гумилева , молодых современных поэтов.
«Оттепель» (1953-1964 гг.) Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал «тамиздат» - печатавшиеся за границей произведения отечественных авторов, возвращавшиеся затем окольными путями на родину к своему читателю. Так произошло с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», который с 1958 г . распространялся в самиздатовских списках в узком кругу заинтересованных читателей.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал «тамиздат» - печатавшиеся за границей произведения отечественных авторов, возвращавшиеся затем окольными путями на родину к своему читателю.
  • Так произошло с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», который с 1958 г . распространялся в самиздатовских списках в узком кругу заинтересованных читателей.
«Доктор Живаго» В СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу запретили как «проникнутую духом неприятия социалистической революции». В центре внимания – судьбы интеллигенции в вихре событий революций и Гражданской войны. После присуждения Б.Л. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии по литературе в СССР развернулась кампания по травле писателя. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР. Писатель категорически отверг требования властей покинуть страну, но был вынужден отказаться от премии. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 г. его не стало.

«Доктор Живаго»

  • В СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу запретили как «проникнутую духом неприятия социалистической революции».
  • В центре внимания – судьбы интеллигенции в вихре событий революций и Гражданской войны.
  • После присуждения Б.Л. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии по литературе в СССР развернулась кампания по травле писателя.
  • Пастернак был исключен из Союза писателей СССР.
  • Писатель категорически отверг требования властей покинуть страну, но был вынужден отказаться от премии.
  • Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 г. его не стало.
«Оттепель» (1953-1964 гг.)  «Я пропал, как зверь в загоне,  Где-то воля, люди, свет. А за мною шум погони,  Мне наружу хода нет…  Что ж посмел я намаракать, Пакостник я и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей» Б. Пастернак

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

«Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то воля, люди, свет.

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет…

Что ж посмел я намаракать,

Пакостник я и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей»

Б. Пастернак

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского «Молодые скульпторы», В.Е. Попкова «Строители Братской ГЭС» реальность предстает без обычной в 1940-1950-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности .

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Процессы обновления затронули и изобразительное искусство.
  • Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи.
  • В полотнах Д. Д. Жилинского «Молодые скульпторы», В.Е. Попкова «Строители Братской ГЭС» реальность предстает без обычной в 1940-1950-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности .
«Оттепель» (1953-1964 гг.) В.Е. Попков Строители Братской ГЭС Д.Д. Жилинский Молодые скульпторы

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

В.Е. Попков

Строители Братской ГЭС

Д.Д. Жилинский

Молодые скульпторы

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 1960-е гг. были возведены памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич ), Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К . Таурит).

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне.
  • В 1960-е гг. были возведены памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич ),
  • Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К . Таурит).
Памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич),

Памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич),

Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит).

Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит).

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями искусства и литературы. На этих встречах подвергалось « зубодробительной» критике все, что не вписывалось в официальную идеологию режима. Заодно отрицалось и все, что было лично не понятно самому Хрущеву .  Личные вкусы руководителя страны вновь приобрели характер официальных оценок.

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

  • Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию.
  • С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями искусства и литературы.
  • На этих встречах подвергалось « зубодробительной» критике все, что не вписывалось в официальную идеологию режима.
  • Заодно отрицалось и все, что было лично не понятно самому Хрущеву .
  • Личные вкусы руководителя страны вновь приобрели характер официальных оценок.
Выставка в Манеже в 1962 г. В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников-авангардистов в Манеже . Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК КПСС резко отрицательную реакцию. Жесткая критика за «формализм» и «безыдейность», развернувшаяся в печати после скандала на выставке в Манеже, загнала этих художников в «подполье» - на квартиры (отсюда появился феномен «квартирны х выставок» и название «другого искусства» - андеграунд от англ.Underground – подземелье). Скульптор Э. Неизвестный покинул страну.

Выставка в Манеже в 1962 г.

  • В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников-авангардистов в Манеже .
  • Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК КПСС резко отрицательную реакцию.
  • Жесткая критика за «формализм» и «безыдейность», развернувшаяся в печати после скандала на выставке в Манеже, загнала этих художников в «подполье» - на квартиры (отсюда появился феномен «квартирны х выставок» и название «другого искусства» - андеграунд от англ.Underground – подземелье).
  • Скульптор Э. Неизвестный покинул страну.
Выставка в Манеже в 1962 г.

Выставка в Манеже в 1962 г.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Э. Неизвестный

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

Э. Неизвестный

Эдита Пьеха

Эдита Пьеха "Песня остается с человеком" 1964

Лидия Клемент "Звезды в кондукторской сумке" 1964

Людмила Зыкина "Ой, снег, снежок" 1961

Эдуард Хиль "Песня о друге" 1967

Эдуард Хиль "Как провожают пароходы" 1965

Аида Ведищева "Лесной олень" 1971

Рашид Бейбутов "Я встретил девушку" 1958

Майя Кристалинская "Я тебя подожду" 1963

Владимир Трошин "Журавленок" 1963

Ирина Бржевская "Как тебе служится" 1964

Марк Бернес "Я люблю тебя, жизнь" 1962

Станислав Пожлаков "Ребята 70-й широты" 1968

Вадим Мулерман "Лейся, песня, на просторе" 1967

Иосиф Кобзон "И опять во дворе" 1962

Ольга Воронец "На тебе сошелся клином белый свет", 1967

Гелена Великанова "Стоят девчонки", Голубой огонек 1966

Тамара Миансарова “Пусть всегда будет солнце”, 1962

Иосиф Кобзон "А у нас во дворе"

Лариса Мондрус "Для тех, кто ждет", Голубой огонек 1966

ВИА "Орэра" "Тополя". Голубой огонек 1967

Ольга Воронец "А где мне взять такую песню", Голубой огонек 1969

Клавдия Шульженко "Возьми гитару", 1965

Анна Герман https:// www.youtube.com/watch?v=DUmF2m1W6Ns 70- е гг

Противоречия «оттепели» «Оттепель» «Предел оттепели» Начало демократизации, обновление духовной жизни страны, появление новых произведений, свобода творчества. Стремление поставить духовную жизнь общества на службу командно-административной системе. Контроль со стороны компартии, новые формы воздействия: специальными постановлениями ЦК установлены пределы «свободы творчества», регулярные встречи руководителей ЦК с деятелями культуры.

Противоречия «оттепели»

«Оттепель»

«Предел оттепели»

Начало демократизации, обновление духовной жизни страны, появление новых произведений, свобода творчества.

Стремление поставить духовную жизнь общества на службу командно-административной системе.

Контроль со стороны компартии, новые формы воздействия: специальными постановлениями ЦК установлены пределы «свободы творчества», регулярные встречи руководителей ЦК с деятелями культуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!