Дифференциация сонорных звуков л, ль, р, рь в текстах
Выполнила
учитель-дефектолог
СШ № 15 г.Барановичи
Дрозд Светлана Александровна
1
Подготовка к зиме
Опусте л и л еса и по л я. Но воз л е домов в де р евне и го р оде бо л ьше ста л о во р он, га л ок, со р ок, синиц и во р обьёв. Здесь они будут жить всю до л гую зиму.
Готовьтесь к зимней подко р мке птиц: де л айте ко р мовые сто л ики и сыпьте туда ко р м. Птицы п р ивыкнут к ко р мушкам. Потом они всю зиму будут п р и л етать в вашу сто л овую.
1
Зима
Побе л е л и л еса и по л я. Л ьдом пок р ылась р ека. К р асиво в л есу. На ё л ках и соснах л ежат снежные шубы. На ветки де р евьев зима наде л а пушистые ва р ежки. Мо л одые кусты ук р ы л а пушистым снегом. Но птицам и зве р ям в таком л есу т р удно. Т р удно с ко р мом. Л етом всего много: и т р авы, и г р ибов, и насекомых. А зимой всё нак р ы л снег. Го л одно и хо л одно птицам и зве р ям зимой.
1
Зима наступила
Вче р а шё л ме л кий дождь. Вете р шуме л и с р ыва л с де р евьев пос л едние л истья. Бы л о сы р о, сум р ачно и скучно.
Вд р уг за одну ночь всё измени л ось. Замё р з л а зем л я. Тонким б л естящим л едком пок р ы л ась р ека. Выпа л бе л ый пушистый снег. Он пок р ы л зем л ю, к р ыши домов и де р евья.
Дети р ады. Они побежа л и на у л ицу.
1
Первый снег
Выпа л чистый, пушистый снег. Зося, Даша, Стась, быст р ей, быст р ей на у л ицу! Выбежа л и все дети. Даша п р обует бабу л епить. Зося снежки б р осает. Бегают, п р ыгают. И собака Д р ужок с ними. Он тоже р ад: п р ыгает, л ает, б р осается под ноги.
1
Берлога
Наступи л а р анняя зима. Выпа л пушистый снег. Занес л о до р ожки в л есу. Медведь готови л ся к зиме. В л есной г л уши выб р ал место для бе р л оги. Он натаска л в своё жи л ьё веток е л и. Теп л о и уютно там. Уда р и л мо р оз. Поду л р езкий вете р . А медведю зима не ст р ашна. Спит он в своей бе р л оге.
1
Заболел
На у л ице си л ьный мо р оз. Но со л нышко свети л о я р ко. Дети ката л ись на санках с го р ы, бега л и, иг р али. Во л оде ста л о жа р ко. Он сня л па л ьто и се л на него. Ма л ьчик захоте л пить и нача л есть снег. Ско р о Во л оде ста л о очень хо л одно. Он побежа л домой.
Вече р ом у ма л ьчика си л ьно забо л е л а го л ова. Он не ста л ужинать и л ёг в к р овать. Ма л ьчик забо л е л и до л го л ечился.
1
Барбос
У Ба р боса бо л е л а л апа. Т р и дня пёс л ежал го л одный под к р ы л ьцом. Ко л я п р инёс ему кусок х л еба. За это Ба р бос л изну л Ко л е р уку. Каждый день ма л ьчик п р иходи л к нему и п р иноси л ко р м. Ско р о Ба р бос уже бы л здо р ов. От р адости он г р омко лая л .
1
Дружная весна
П р иш л а д р ужная весна. Светит тёп л ое со л нышко. Р ых л ый снег оста л ся то л ько в л есу. На л есных озё р ах т р еснул л ёд.
Мутная вода за л и л а низкие места. Жу р чат шумные р учьи. На бе р ёзах наду л ись почки. Они п р иятно пахнут. К р ичат весё л ые во р обьи.
1
Лесные малыши
Л ето - в р емя л есных ма л ышей. Вы л етают из гнёзд птицы. У зве р ей под р астает смена. Ста р ше всех л есных ма л ышей медвежата. Они пос л ушно с л едуют за мате р ью. Л исята иг р ают у но р ы. Бе л ьчонок сове р шает свой пе р вый высотный п р ыжок. В суме р ках выходят на охоту ежата. В л есу ты вст р ечаешь много л есных ма л ышей. Не обижай их!
1
Молочное дерево
Кто даёт мо л око? Всем это известно. Ко р ова. А может л и де р ево заменить ко р ову и давать мо л око?
Такое де р ево р астёт на те рр ито р ии Венесуэ лл ы. Его сок напоминает по вкусу ко р овье мо л око. Местные жите л и акку р атно над р езают ко р у де р ева. Оттуда течёт сок. Жите л и подстав л яют чашки д л я этой вкусной жидкости. Она очень питате л ьна и по л езна. Так считают даже учёные.
1
О маленькой родине
В бо л ьшой Р одине у каждого че л овека есть свой ма л енький уго л ок. Это - де р евня, у л ица, дом, где он р оди л ся. Это его р одина. Р одина всегда с тобой, где бы ты ни жи л . У каждого она одна. Мы л юбим свою ма л енькую р одину и всегда вспоминаем.
1
После уроков
Ут р ом дети учи л ись, а потом ходи л и в биб л иотеку. Там очень инте р есно. В биб л иотеке много р азных книжек с к р асивыми р исунками. Все дети л иста л и книги, смот р е л и р исунки. Ско р о они будут читать сами.
1
Лес
Р анней осенью я л юб л ю б р одить по л есу. Особенно мне н р авится заби р аться в самую г лушь. К р асив пейзаж л есного озе р а в г л уши. Камыш запо л они л бе р ега. Он ко л ышется от л ёгкого вет р а. Но г л адь озе р а безуп р ечна. То л ько иногда всп л еснёт ё р ш. Побежит р ябь по озе р у и затихнет. Подойти б л изко к озе р у можно не везде. До р огу п р ег р аждает топь. Из-под ко р ней упавшего де р ева бьёт к л юч. Он е л е с л ышно жу р чит.
1
Правда всего дороже
Ма л ьчик иг р а л и р азби л нечаянно до р огую чашку. Никто не вида л . Отец п р ишё л и сп р оси л :
- Кто р азби л ?
Ма л ьчик зат р ясся от ст р аха и сказа л :
- Я.
Отец сказа л :
- Спасибо, что п р авду сказа л .
1
Силач
Му р авьи р аз р ых л и л и зем л ю, све р ху она п р о р ос л а б р усникой, а под ягодой за р оди л ся г р иб. Ма л о-пома л у, напи р ая своей уп р угой шляпкой, он подня л вве р х над собой це л ый свод с б р усникой и сам, сове р шенно бе л ый показа л ся на свет.
1
Сорока
Со р оку называют бе л обокой. У неё по бокам пё р ышки бе л ые. А вот го л ова, кры л ья и хвост чё р ные. Этим она похожа на во р ону. Очень к р асив у со р оки хвост. Он д л инный и п р ямой. Пе р ья на нём не п р осто чё р ные. Они от л ивают зе л енью. На р ядная птица со р ока!
1
***
Маша п р инесла с у л ицы котёнка. У него бы л а пушистая шё р стка, зе л ёные г л аза и куцый хвостик. Мы на л и л и котёнку мо л ока, и он быст р о ста л его л акать. Потом котёнок усну л, а когда п р осну л ся, ста л иг р ать с р езиновой мышкой. Котёнок гоня л её по комнате, подб р асыва л вве р х и хвата л своими ма л енькими ост р ыми зубками. Нам бы л о весе л о и инте р есно наб л юдать за котёнком. Мы назва л и котёнка Иг р ун.
1
***
С ут р а в джунг л ях шумно. Кова р ный тиг р пойма л анти л опу. Две обезьяны поссо р и л ись из-за г р озди бананов. Я р кие попугаи уст р ои л и весё л ую пе р ек л ичку. Р ёв л еопа р да спугну л б р оненосца, он с топотом побежа л к р еке.
1
Источники:
- Анискевич, С. С. Книжный сад: Кн. для внеклас. чтения во 2-м кл. / С. С. Анискевич. - Мн. : Нар. асвета, 1995. - 192 с.: ил.
- Матвеева, О. Р. Книга для чтения: Учеб.пособие для 1-го кл. спец. общеобразоват. шк. для детей с нарушениями слуха / О. Р. Матвеева. - Мн.: Нар. асвета, 1999. - 111 с.: ил.
- Пятница, Т. В. Дидактический материал для коррекции нарушений письменной речи : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Т. В. Пятница. - 2-е изд. - Мозырь : Выснова, 2019. - 91, [1] с.
- Родная речь. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л. Ф. Климанова и др. - М. : Просвещение, 2004. - 224 с. : ил.
- Узорова, О. В. 500 контрольных диктантов по русскому языку / Пособие для начальной школы / О. В. Узорова. -М. : ЗАО "Премьера", ООО "Издательство АСТ", 2000. - 256 с.
1