СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Что делает человека человеком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Что делает человека человеком"»

План:  1. Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Человеческая личность. 2. Отличие человека от других живых существ. 3. Личность, индивидуальность, человек.

План:

1. Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Человеческая личность.

2. Отличие человека от других живых существ.

3. Личность, индивидуальность, человек.

1. Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Человеческая личность. Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Эволюционные теории Религиозная Теория теория палеовизита  Человек – Божественное создание происхождение человека. неземное Ч. Дарвин Ф. Энгельс Человек как Главная биологический причина генетически появления человека связан с - труд. высшими млекопитающими

1. Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Человеческая личность.

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое

значение для понимания сущности человека, путей его развития

имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Эволюционные теории

Религиозная

Теория

теория

палеовизита

Человек –

Божественное

создание

происхождение

человека.

неземное

Ч. Дарвин

Ф. Энгельс

Человек как

Главная

биологический

причина

генетически

появления

человека

связан с

- труд.

высшими

млекопитающими

1. Отличие человека от других живых существ Человек – биосоциальное существо Биологическое начало Социальное начало Человек принадлежит к высшим млекопитающим. Это проявляется в его анатомии и физиологии, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме Человек неразрывно связан с обществом. Лишь в обществе, в общении между людьми человек становится человеком: происходит формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и другие.

1. Отличие человека от других живых существ

Человек – биосоциальное существо

Биологическое начало

Социальное начало

Человек принадлежит к высшим млекопитающим. Это проявляется в его анатомии и физиологии, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме

Человек неразрывно связан с обществом. Лишь в обществе, в общении между людьми человек становится человеком: происходит формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и другие.

Природа человека Ч Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология  к высшим млекопитающим Социальное начало деятельность общение мышление  речь Психическое начало внутренний мир человека характер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо , обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда 4

Природа человека

Ч

Биологическое начало

  • инстинкты
  • биологическая программа развития
  • анатомия, физиология
  • к высшим млекопитающим

Социальное начало

  • деятельность
  • общение
  • мышление
  • речь

Психическое начало

  • внутренний мир человека
  • характер
  • эмоциональная сфера

Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо , обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

4

Факторы, влияющие на формирование личности человека: Наследственность Воспитание Стремление к Социальная среда самосовершенствованию

Факторы, влияющие на формирование личности человека:

Наследственность

Воспитание

Стремление к

Социальная среда

самосовершенствованию

Дети-Маугли Дети джунглей (« Маугли »,« Феральные люди ») - человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения .  Очередного

Дети-Маугли

Дети джунглейМаугли »,« Феральные

люди ») - человеческие дети, которые жили

вне контакта с людьми с раннего возраста и

практически не испытывали заботы и любви

со стороны другого человека, не имели опыта

социального поведения и общения .

Очередного "ребенка-маугли" зовут Рамзия Тукматуллина. 14-летняя

девочка с детства жила в стае бродячих собак. За это местные жители

дали ей кличку "Найда". Мать ребенка - местная алкоголичка, живет в

деревне. ИА REGNUM 13.07.2005

Четырехлетнего сына заводчицы собак Марины Б. соседи прозвали Маугли.

Ребенок проживает в двухкомнатной квартире в Уфе с матерью и более

чем 20 собаками породы шар-пей. Ребенок сильно отстает в развитии. Он

не разговаривает, а только смотрит испуганным взглядом на посторонних,

не выходит на улицу и все время проводит с четвероногими друзьями. На

приход в квартиру сотрудника прокуратуры мальчик отреагировал

животными инстинктами: лег на спину и судорожно задергал конечностями.

ИА "ВолгаИнформ" 21.04.2006

Подумаем: Чем человек отличается от других живых существ?
  • Подумаем: Чем человек отличается от других живых существ?
Основные отличия человека от животного 1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью; 2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности; 3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности; 4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ; 5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной

речью;

2. Человек способен к сознательной целенаправленной

творческой деятельности;

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует

окружающую действительность, создает необходимые

ему материальные и духовные блага и ценности;

4. Человек способен изготавливать орудия труда и

использовать их как средство производства

материальных благ;

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую,

но и социальную сущность и поэтому должен

удовлетворять не только свои материальные, но и

духовные потребности.

 Отличие человека от других живых существ Человек Животное Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда, использует то, что имеется в окружающей среде Изменяет и преобразует природу Приспосабливается к природе Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности т красоты, духовным потребностям Изменяет окружающий мир по потребностям своего вида, ориентируясь на удовлетворение физических потребностей Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной Существование направляется только инстинктами , действия изначально запрограммированы Потребности постоянно изменяются и растут Потребности практически не изменяются

Отличие человека от других живых существ

Человек

Животное

Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ

Не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда, использует то, что имеется в окружающей среде

Изменяет и преобразует природу

Приспосабливается к природе

Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности т красоты, духовным потребностям

Изменяет окружающий мир по потребностям своего вида, ориентируясь на удовлетворение физических потребностей

Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной

Существование направляется только инстинктами , действия изначально запрограммированы

Потребности постоянно изменяются и растут

Потребности практически не изменяются

План:    1)Деятельность и её виды .

План:

1)Деятельность и её виды .

Как человек реализует себя? Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности!!!

Как человек реализует себя?

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности!!!

Деятельность как способ существования людей 1 .« Деятельность — форма психической активности  субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ». 2. Деятельность - специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования  S  О Д S S  О S S

Деятельность как способ существования людей

1 .« Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ».

2. Деятельность - специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования

S

О

Д

S

S

О

S

S

Деятельность как способ существования людей Субъект - тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект - то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

Деятельность как способ существования людей

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность

( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.)

Объект - то, на что направлена деятельность

( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) духовные Вторичные, приобретенные Престижные уважение, признание социальные Первичные, врожденные экзистенциальные безопасность существования физиологические

II классификация потребностей

Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)

духовные

Вторичные,

приобретенные

Престижные

уважение, признание

социальные

Первичные,

врожденные

экзистенциальные безопасность существования

физиологические

Структура деятельности М→Д=Ц+С+д=Р То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д Действия Мотив это итог, продукт деятельности это предметы труда, орудия труда, технологии

Структура деятельности

М→Д=Ц+С+д=Р

То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д

Действия

Мотив

это итог, продукт деятельности

это предметы труда, орудия труда, технологии

Потребности и интересы Деятель-  Мотив ность побудитель То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы «Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.

Потребности и интересы

Деятель-

Мотив

ность

побудитель

То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается

переживаемая

и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности

Потребности

Убеждения

Эмоции

Идеалы

Интересы

«Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.

Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру - Практическая Исторический процесс - Духовная Прогрессивная – Регрессивная Социальные нормы Социальные формы объединения людей Законная – Незаконная Созидательная - Разрушительная Моральная - Аморальная Коллективная Способы существования Массовая Однообразная, монотонная, шаблонная Сферы общественной жизни Индивидуальная Инновационная, изобретательская, творческая Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

Критерии для классификации

Виды деятельности

Отношение человека к окружающему миру

- Практическая

Исторический процесс

- Духовная

Прогрессивная – Регрессивная

Социальные нормы

Социальные формы объединения людей

Законная – Незаконная

Созидательная - Разрушительная

Моральная - Аморальная

Коллективная

Способы существования

Массовая

Однообразная, монотонная, шаблонная

Сферы общественной жизни

Индивидуальная

Инновационная, изобретательская, творческая

Экономическая, политическая, социальная, духовная

Этапы становления и развития личности человека

Игра – учение – труд - общение

 Как человек реализует себя? Виды деятельности Игровая Учебная Трудовая Производственная Государственная Политическая Военная Интеллектуальная Художественная

Как человек реализует себя?

Виды деятельности

Игровая

Учебная

Трудовая

Производственная

Государственная

Политическая

Военная

Интеллектуальная

Художественная

Виды деятельности игра труд учение общение Особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Это деятельность, направленная на достижение полезного результата. Может быть организованным и неорганизованным . Задание: приведите примеры Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют. 19

Виды деятельности

игра

труд

учение

общение

Особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Это деятельность, направленная на достижение полезного результата.

Может быть организованным и неорганизованным .

Задание: приведите примеры

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют.

19

Игра  Игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Для детей игры носят, главным образом, развивающий характер.

Игра

Игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира.

Вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.

В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Для детей игры носят, главным образом, развивающий характер.

Общение Вид деятельности, направленый на обмен информацией между общающимися людьми. Общение преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Общение

Вид деятельности, направленый на обмен информацией между общающимися людьми.

Общение преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Учение  Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат.  У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Учение

Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат.

У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Труд Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Труд

Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Выполните задание    Павел учится во втором классе общеобразовательной школы. В свободное время он любит играть в настольные игры. Сравните 2 вида деятельности: учение и игру. Выберете и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.  1. Способствует развитию личности  2. Имитирует реальные действия  3. Вооружает системными знаниями и умениями  4. Помогает познанию окружающего мира

Выполните задание

Павел учится во втором классе общеобразовательной школы. В свободное время он любит играть в настольные игры. Сравните 2 вида деятельности: учение и игру. Выберете и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1. Способствует развитию личности

2. Имитирует реальные действия

3. Вооружает системными знаниями и умениями

4. Помогает познанию окружающего мира

Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками:  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую  позицию из второго столбца. Характеристика видов деятельности Виды деятельности 1. Деятельность в воображаемой ситуации 2. Практическая полезность A) труд 3. Нацеленность на обретение знаний Б) учение 4. Замещение реальных объектов условными B) игра 5.Преобразовательная направленность

Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

Характеристика видов деятельности

Виды деятельности

1. Деятельность в воображаемой ситуации

2. Практическая полезность

A) труд

3. Нацеленность на обретение знаний

Б) учение

4. Замещение реальных объектов условными

B) игра

5.Преобразовательная направленность


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!