Районный конкурс ученических проектов
2019
Авторы:
Чернигин Александр Анатольевич
Затеева Дарина Евгеньевна
6 класс
Руководитель:
учитель географии Затеева Валентина Валентиновна
МОУ «Анисимовская основная школа»
Содержание работы
Цель:
- выяснить, какую роль в биосфере выполняют болота.
Задачи:
- изучить теоретический материал по теме;
- по географическим картам России и Нижегородской области соотнести площади водно-болотных угодий и других
природных комплексов;
- найти материал о водно-болотных угодьях
Ковернинского района;
- провести аналитическую работу по результатам
мониторинга состояния малых рек района проживания.
Болото – часть биосферы
«Болота – это особый мир,
отдельный, живущий своей особой
жизнью, имеющий постоянных обитателей
и временных гостей, свои голоса,
свои шумы и, главное, свою тайну»
Ги де Мопассан
Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. И вот образовался толстый слой почти до самого дна. А, может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды – болота. Водно-болотные угодья выполняют важные климатоформирующие, средообразующие, экологические, хозяйственные, социальные функции и являются регулятором водного режима водосборных бассейнов, стока поверхностных вод, местом обитания широко мигрирующих водоплавающих птиц и иных водных и околоводных животных.
Торф - полезное ископаемое
По всей России расположено 50 тысяч месторождений торфа. Самое крупное место торфообразования – Васюганское. Торф является топливом и удобрением. Наиболее богат азотом, кальцием, фосфором торф низинных болот. Он отличается и меньшей кислотностью. Кислотность верхового торфа очень высока, на удобрение без специальной предварительной подготовки он не годится. Из торфа получают более ста основных химических изделий: метиловый и этиловый спирт, фенол, воск, парафин, молочную, уксусную и щавелевую кислоты, аммиак, стимуляторы роста растений, гербициды и др. Торф может быть источником лекарственных препаратов при лечении отслоения сетчатки, а также эффективных средств против ревматизма, болезней почек, сердца, рака, экземы. Сам сфагновый мох, растущий на болотах, – прекрасный изоляционный материал, используемый в строительстве и при хранении пищевых продуктов.
Ценные растения болот
https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=VoZAjbTzwUE
На болотах собирают множество ценных лекарственных растений. Здесь заготовляют сфагнум, плоды ольхи, клюкву, чернику, голубику, листья брусники, ветки багульника, росянку, сушеницу, вахту трилистную, аир болотный, череду и многие другие. Об их целебных свойствах и правилах применения можно узнать в книгах и Интернете.
Я красна, я кисла, На болоте я росла, Укрывалася я мхом, Дозревала под снежком.
https://www.youtube.com/watch?v=21-o_Gz7TKs
https://www.youtube.com/watch?v=59gf0ynemuE
Уникальный животный мир болот
О представителях животного мира болот мы расскажем на примере территории государственного Ковернинского комплексного заказника. Заказник служит местом обитания ряда редких и нуждающихся в охране видов животных: занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу Нижегородской области: беркута и филина, дербника, сплюшки, серого журавля, крапивника, лугового конька , овсянки-ремеза , обыкновенной гадюки. Заказник - одно из последних в Нижегородской области возможных мест гнездования и восстановления белой куропатки (вид занесен в Красную книгу Российской Федерации). Заказник - место обитания охотничьих животных: лося, кабана, лисицы, зайца, ондатры, тетерева, глухаря, уток, куликов и др.
Судьба малой речки Ведомость
У
Лес возят с Манжонского болота
2018 год – дорога лесовозов через реку
2008 год – русло реки еще существует…
2018 год – это же место…
Судьба малой речки Ведомость
2018 год
2008 год
Эти фотографии были сделаны в одном и том же месте у д.Федулово
2018 год
2008 год
Судьба малой речки Ведомость
На болоте рубят лес – речки зарастают…
Деградация водно-болотных угодий несет за собой страшные последствия, которые проявляются в уничтожении флоры болот и водоемов; в исчезновении и сокращении численности рыб, птиц и беспозвоночных; обмелении и исчезновении рек, озер; значительном сокращении потенциала или невозможности использования водоемов для отдыха и как источника питьевой воды; повышении количества пожаров; понижении количества осадков; повышении риска заболеваний людей инфекционными и аллергическими заболеваниями и пр.
Охрана водно-болотных угодий
Ежегодно 2 февраля люди всех стран отмечают Всемирный день водно-болотных угодий. 2 февраля 1971 года в Иране в городе Рамсар была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях. Международная группа по охране болот в настоящее время объединяет более 400 специалистов из 60 стран.
На территории нашего Ковернинского района расположены водно-болотные особо охраняемые природные территории: болота Гладкое, Малое, Мазовское, Шарлово, Ковернинский заболоченный массив, Ковернинский комплексный заказник.
Результаты работы
В ходе работы нам удалось выяснить, какую роль в биосфере выполняют болота. Мы познакомились с материалом по водно-болотным комплексам Ковернинского района.
На примере нашей речки Ведомость увидели, к чему приводит нерациональное природопользование: вырубка лесов, уничтожение болот, загрязнение берегов, нарушение Закона о водоохранных зонах.
Каждый может внести свой небольшой вклад в охрану водно-болотных угодий: не загрязняйте водоемы; не засоряйте берега; высаживайте лес в прибрежной зоне; не беспокойте обитателей водоохранных зон; изучайте свой водоем и делитесь своими знаниями с окружающими; сообщайте о нарушениях в природоохранные органы и органы власти.
Источники информации
http://www.activestudy.info/nemnogo-o-torfe /
https://1001student.ru/himiya/torf-chto-takoe.html
https://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/12055-lekarstvennye-bolotnye
http://docs.cntd.ru/document/944944401
Минина З. Б., Коновалов С. В. и др.
Экскурсия «Болото как экологическая система»
// Биология в школе. – 2002. – № 4. – С. 54–58