Урок на тему: Видеоэкология - инструмент создания благополучной городской среды
Кустова Анна Георгиевна - учитель
ГБОУ города Москвы «Школа № 514»
Проблемы, относящиеся к физиологии и психологии зрительного восприятия, может решить относительно молодая наука Видеоэкология – научное направление
об экологии визуальной среды и красоте.
Это область знания о взаимодействии
человека с окружающей видимой средой.
Наука Видеоэкология разработана в России
на основе многолетнего изучения
механизмов зрительного восприятия,
доктором биологических наук –
Филиным Василием Антоновичем .
Теоретической основой видеоэкологии
является концепция об автоматии саккад (быстром движении глаз). Суть заключается в том, что когда человек смотрит на какой-то объект, то его глаза, рассматривая этот объект, движутся не хаотично, а по определенному алгоритму, (автоматия саккад).
Концепция автоматии саккад
В своих исследованиях то, что мы видим,
Филин В.А. разделил на
3 типа видимых сред –
агрессивную,
гомогенную,
и комфортную.
Агрессивная визуальная среда
– видимая среда, состоящая
из множества одинаковых,
равномерно распределенных
зрительных элементов.
Гомогенная визуальная среда –
видимая среда, в которой зрительных
элементов недостаточно,
либо они вообще отсутствуют.
В природной среде – объектами наблюдения
являются природные ландшафты, которые являются
многоплановыми, насыщенными множеством деталей,
цветов, форм и текстур (комфортная среда).
В местах обитания человека, с развитием
цивилизации, произошло ухудшение визуальной среды,
являющейся одним из важных компонентов его жизни.
"Загрязнены" города, жилые и производственные
помещения, общественные помещения, транспорт,
производственные процессы, детские и учебные помещения.
"Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и
агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий,
прямых углов и больших плоскостей.
Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др.
В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию.
Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью.
Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность.
Важно научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения, параллельно получая навыки
научно-исследовательской деятельности.
При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Эти требования повсеместно нарушаются, в результате, создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля). Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера , не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз.
Самое простое и эффективное средство улучшения визуальной среды – комнатные растения, особенно цветущие. Движущиеся подвесные мобили, аквариумы с рыбками, домашние животные избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают
визуальную среду статуэтки, макраме,
деревянными панно, керамика,
картины и различные украшения.
Выводы
Учитывая принципы Видеоэкологии, каждый ученик может создать комфорт-ную визуальную среду на своем рабочем месте. И конечно, помещения школы и детского сада должны отвечать требованиям Видеоэкологии. В наших руках теперь находится возможность преобразования городской среды согласно видеоэкологическим требованиям.
Новый парк «Зарядье»в сердце Москвы отвечает всем требованиям Видеоэкологии.
Список литературы
- Алисов Е. А. Педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников. Автореферат дис. канд. пед. наук. – Курск, 2002.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1974. 38. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1980. – Кн. 1, 2.
- Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию,
медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 c.
- Филин В.А. Видеоэкология и архитектура: Сб. науч. ст. – М.: Московский
центр «Видеоэкология», 1995.
5. Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо. – М.:
ТАСС РЕКЛАМА, 1997. – 320 с.