СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Арт-терапиядля детей с ОВЗ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Арт-терапиядля детей с ОВЗ"»

Арт -терапия для детей с ОВЗ Выполнила: Борисова Анна Владимировна

Арт -терапия для детей с ОВЗ

Выполнила: Борисова Анна Владимировна

Арт - терапия – это определенное направление психотерапии, которая основана на творческой деятельности личности. В ее основе лежит применение изобразительного искусства с целью помочь человеку, который длительное или короткое время оказался в тревожной или проблемной ситуации. Основная цель арт - терапии и ее методов — это содействие развитию личности совершенствуя способности самовыражения и самопознания. Целительное свойство арт - терапии заключается в том, что человек посредством творческой деятельности выражает накопленные трудно оформляемые словами тревожные переживания и эмоции. После создания образа того, что волнует, следующим этапом следует разрешение конфликта, что освобождает человека от напряжения и он находит выход из кажущейся безвыходной ситуации. Арт-терапия позволяет видоизменить воздействие определенных эмоций с отрицательного на положительное.

Арт - терапия – это определенное направление психотерапии, которая основана на творческой деятельности личности. В ее основе лежит применение изобразительного искусства с целью помочь человеку, который длительное или короткое время оказался в тревожной или проблемной ситуации.

Основная цель арт - терапии и ее методов — это содействие развитию личности совершенствуя способности самовыражения и самопознания.

Целительное свойство арт - терапии заключается в том, что человек посредством творческой деятельности выражает накопленные трудно оформляемые словами тревожные переживания и эмоции. После создания образа того, что волнует, следующим этапом следует разрешение конфликта, что освобождает человека от напряжения и он находит выход из кажущейся безвыходной ситуации. Арт-терапия позволяет видоизменить воздействие определенных эмоций с отрицательного на положительное.

Изначальным классическим видом арт-терапии было рисование.  Вероятно, это связано с тем, что первые исследователи в этой области по роду деятельности были художники.Бытует мнение, что  арт- терапия появилась  благодаря художнику, который лечился в санатории от туберкулеза. Все свободное время, художник рисовал. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, он быстро шел на поправку. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия художественной терапии.

Пациенты ощущали, что им становится легче, проблемы эмоционального, психологического характера уходили на второй план.

Наблюдая за тяжелыми психическими больными, врачи очень часто замечали, что попав в клинику, пациенты начинали рисовать, писать стихи, а выйдя из острого состояния, они теряли потребность заниматься творчеством.

Как было выше сказано, уже в 20-е годы двадцатого столетия началось научное исследование «патологического рисунка» немецким психиатром Принцхорном. В первую очередь психиатров интересовал рисунок как диагностический материал. Также в приблизительном направлении двигались психологи, которых интересовало развитие личности, возрастные особенности, норма и патология и.т.д.И в этом же направлении двигались искусствоведы, которых интересовало в основном содержательная  и технологическая особенность творческой продукции  художников. Основные вопросы, которые возникали при изучении арт-терапии, звучали так: « Является ли творчество больных искусством? Почему душевнобольные вообще начинают рисовать?».

Суть арт-терапевтического направления –это использование любого вида искусства как терапевтического, то есть как лечение.Например, креативная терапия или  как мы ее называем нестандартная -лечение  творчеством;экспрессивная терапия — творческим выражением, творческой экспрессией; интермодальная арт-терапия  терапия разными направлениями искусства.

Принцип действия арт-терапии   Считается, что первые арт-терапевты опирались на идею З.Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на Юнга с его мыслями о персональных и универсальных символах. Следовательно терапия искусством,и многие современные арт-терапевтические подходы, изначально вышли из психоанализа,опираются на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые художественные образы отражают процессы в бессознательном автора. Символический язык позволяет свободно выражать свои желания, вспоминать детство, рассказывать о нереализованных мечтах, заново их переживая, можно их исследовать и экспериментировать с ними. Переживания не вытесняются, а переводятся, то есть сублимируются в  творчество. Арт-терапию не стоит путать с художественным творчеством, так как искусство лишь средство, которое помогает лучше понять себя, так что неважно, насколько совершенен рисунок, танец или скульптура.

Принцип действия арт-терапии  

Считается, что первые арт-терапевты опирались на идею З.Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на Юнга с его мыслями о персональных и универсальных символах.

Следовательно терапия искусством,и многие современные арт-терапевтические подходы, изначально вышли из психоанализа,опираются на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые художественные образы отражают процессы в бессознательном автора.

Символический язык позволяет свободно выражать свои желания, вспоминать детство, рассказывать о нереализованных мечтах, заново их переживая, можно их исследовать и экспериментировать с ними. Переживания не вытесняются, а переводятся, то есть сублимируются в  творчество.

Арт-терапию не стоит путать с художественным творчеством, так как искусство лишь средство, которое помогает лучше понять себя, так что неважно, насколько совершенен рисунок, танец или скульптура.

Арт-терапия решает следующие задачи:  Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность. Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства. Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности. Компенсирует недостающие возможности. Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества. Обеспечивает социальную адаптацию.

Арт-терапия решает следующие задачи:

  • Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность.
  • Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства.
  • Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.
  • Компенсирует недостающие возможности.
  • Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества.
  • Обеспечивает социальную адаптацию.

Арт-терапия. Рекомендации.

Во-первых, если ребенка душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции —всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае арт- терапия и в частности рисунок будет только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит. Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок арт терапии наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы. В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры для арт терапии — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах. В червёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки. Создавайте следующие тематические рисунки для арт терапии:

Рисунок самого себя,

Рисунок своей (можно воображаемой) семьи,

Рисунок человека вообще,

Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?  Повышение самооценки и уверенности в своих силах. Снижение уровня стресса. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств. Преодоление возрастных кризисов. Решение семейных конфликтов. Повышение навыков коммуникации. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания). Проработка психологических травм. Преодоление фобий.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?

  • Повышение самооценки и уверенности в своих силах. Снижение уровня стресса.
  • Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  • Преодоление возрастных кризисов.
  • Решение семейных конфликтов.
  • Повышение навыков коммуникации.
  • Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  • Проработка психологических травм.
  • Преодоление фобий.
Этапы арт-терапии  Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать. Основной этап — работа с ребенком. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор. Завершающий этап (терминация). Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком.

Этапы арт-терапии

  • Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
  • Основной этап — работа с ребенком.

Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.

  • Завершающий этап (терминация).

Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком.

Методы арт-терапевтического процесса  Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками. Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы. Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок. Песочная терапия. Терапия водой. Игротерапия. Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей. Танцевально-двигательная терапия. Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ. МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Методы арт-терапевтического процесса

  • Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
  • Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
  • Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  • Песочная терапия.
  • Терапия водой.
  • Игротерапия.
  • Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей. Танцевально-двигательная терапия.
  • Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  • МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Техники арт-терапии

Техники арт-терапии

Техника «Мандала»

Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка.

Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК.

Правила использования:

  • Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе ему по настроению.
  • Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую гамму. Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную музыку для фона.
  • Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия.
  • Помните: мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь? Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.

Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»:

  • Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  • Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  • Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  • Овладение изобразительными навыками.
  • Развитие художественно-творческой активности.
Техника «Фототерапия» Цель и задачи: развивает творческие способности; расширяет кругозор; помогает замечать происходящее вокруг; учит жить «здесь и сейчас»; рушит шаблонное мышление; повышает уверенность в себе; позволяет понять свой внутренний мир; устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния; снимает нервное напряжение; помогает отвлечься; улучшает взаимоотношения с близкими. Материалы: фотоаппарат, смартфон, флеш-карта, ноутбук или ПК. Основные задачи Обогащение эмоционально-образной сферы детей.  Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения. Овладение изобразительными навыками. Развитие художественно-творческой активности. Работать таким методом можно с детьми разного возраста, начиная с трех лет.

Техника «Фототерапия»

Цель и задачи:

  • развивает творческие способности;
  • расширяет кругозор;
  • помогает замечать происходящее вокруг;
  • учит жить «здесь и сейчас»;
  • рушит шаблонное мышление;
  • повышает уверенность в себе;
  • позволяет понять свой внутренний мир;
  • устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния;
  • снимает нервное напряжение;
  • помогает отвлечься;
  • улучшает взаимоотношения с близкими.
  • Материалы: фотоаппарат, смартфон, флеш-карта, ноутбук или ПК.

Основные задачи

  • Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  • Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  • Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  • Овладение изобразительными навыками.
  • Развитие художественно-творческой активности.
  • Работать таким методом можно с детьми разного возраста, начиная с трех лет.

Основные функции

  • Актуализирующая  — связана со способностью фотографии оживлять события из прошлого и прорабатывать эмоции от переживания тех событий с педагогом-психологом. Стимулирующая  — при создании и просмотре снимков происходит активация разных сенсорных систем: зрения, тактильной чувствительности, кинестетики и т.д.
  • Деконструирующая  — освобождение человека от ложных установок, значений. Смыслообразующая  — помогает человеку увидеть смысл его поступков и переживаний. Рефрейминг  — создание фотоколлажей, чтобы изменить смысл произошедшего.
  • Защита  — выстраивание дистанции от травматических событий или малоприятных ситуаций, которые были в прошлом.
  • Удерживающая  — фотография может удерживать чувства от бессознательного прорыва в реальность, и при этом их можно спокойно изучать.
  • Экспрессивно-катарсическая  — повторное более глубокое переживание чувств ребенка.

Основные группы методов фототерапии

  • Группа А. Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики.
  • Группа Б. Общие темы. Содержит техники, помогающие осознанию чувств и эмоций, а также способствует их выплеску, выражению. Сюда входят и техники на самораскрытие, на раскрытие внутренних ресурсов, улучшение способности к самоконтролю и др.
  • Группа В. Восприятие себя. Здесь содержатся техники, помогающие исследовать собственное «Я» и свой внутренний мир.
  • Группа Г — содержит техники и упражнения для парной работы.
  • Группа Д — включает техники для совместной работы участников, позволяющие решить ряд проблем примерно так же, как и в группе Г.
  • Группа Е — набор сочетающихся между собой техник из предыдущих пунктов.
Техника «Мобильный фоторепортаж»  Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого или настоящего, построение жизненной перспективы. Примерные темы фотомарафона: «Один день из жизни моей семьи» , «Первый день каникул» , «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе» , «Ура, дискотека!» , «Экзамен» и др.  Формат работы: индивидуальный; групповой. Ход работы:  Подростку предлагается сделать серию снимков. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться.

Техника «Мобильный фоторепортаж»

Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого или настоящего, построение жизненной перспективы.

Примерные темы фотомарафона: «Один день из жизни моей семьи» , «Первый день каникул» , «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе» , «Ура, дискотека!» , «Экзамен» и др.

Формат работы: индивидуальный; групповой.

Ход работы:

Подростку предлагается сделать серию снимков. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться.

Техника «Арт и Фото»

Цель: социальная идентификация, развитие вариативности мышления, получение эмоционально положительного ресурса, поиски новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с неприятием отдельных черт своей личности и личностей родителей, развитие интереса к себе, повышение самооценки, коррекция детско-родительских отношений.

Необходимые материалы: бумага или картон, заготовки из картона в форме овалов, ножницы, краски, кисти, стаканчик для воды, клей, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, фольга.

Формат работы: индивидуальный (ребенок и родитель); групповой.

Ход работы: Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги формата А3 любимое животное или сказочного персонажа. Причем изначально ему нужно выдать заготовки из картона в форме овалов. Это должны были быть «лица» героев, они не разрисовывались. Во время рисования дети по очереди проговаривают те качества выбранных животных или героев, которые им нравятся. Затем нужно вырезать овалы и получить заготовки для фотографий. Потом можно вставить лица в вырезанные овалы и фотографировать. Поменяться с родителями рисунками и снова сфотографировать. Обсудить фотографии.

МАК-терапия

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик. Важен не заложенный изначально психотерапевтом в картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.

Проекция — это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у нас внутри. Именно так карты позволяют увидеть внутренний мир ребенка.

Принципы работы с МАК

  • Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с ребенком. И, таким образом, возвращает ребенку то, чего у него очень мало — власть, уверенность. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — ребенок выступает экспертом.
  • Карты — это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.
  • Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.
  • Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:

  • Создается положительный эмоциональный настрой.
  • Улучшается психическое здоровье.
  • Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.
  • Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии. Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции. Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.
  • Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение. Повышаются адаптационные способности.
  • Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.

Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!