Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ария" В. Кроткиевский»
Учебный предмет: ансамбль скрипачей учащихся младших классов (3-5 классы)
Руководитель: Мальцева Ольга Егоровна
Концертмейстер: Догиль Лариса Владимировна
Тема: Работа над музыкальным произведением.
В. Кроткиевский «Ария».
В. Кроткиевский
«Ария»
Ария – вокальное произведение для одного голоса. Без неё почти никогда не обходится опера, на ней любят показывать себя певцы.
В музыке есть ещё одно значение слова «ария». Так называют небольшое инструментальное произведение , музыка которого напоминает пение человека.
Ария отличается широкой распевностью и красивой мелодией.
Скрипку бережно держа,
Песню музыкант играет,
И, смычком слегка скользя,
Струны нежно задевает .
То быстрее и смелей,
То нежнее, то с опаской
Льётся скрипки красота
Лёгкой музыкой прекрасной.
Термин, который происходит от греческого ἀήρ и латинского aer (air) впервые появился в музыке в четырнадцатом веке, в те времена он обозначал манеру и стиль пения. К концу шестнадцатого века этот термин стал применяться и в инструментальной музыке. В восемнадцатом веке композиторы уже часто писали арии в виде произведений для инструментальных ансамблей.
П. И. Чайковский «Утреннее размышление»
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся с целью закрепления материала.
«Ария»
В. Кроткиевский.
Темп Adagio ma non troppo (медленно, но не слишком). Характер спокойный, протяжно-певучий. Тональность До мажор.
1,2,3 скрипки играют в унисон.
Унисон – единозвучие.
Все участники ансамбля играют одну и ту же мелодию вместе.
Пьеса «Ария» имеет двухчастную форму ( два периода).
Мелодика этой пьесы построена на мотивах по 4 такта, которые повторяются в секвенционном движении. Секвенция – мотив, звучащий от нот разной высоты.
Основной штрих Legato. Смычок ведём очень ровно, от колодочки, вниз. Контролируем, слушаем соединение ноты с нотой. К этой пьесе очень подходит выражение «поющий смычок».
Тональный план пьесы разнообразен. В конце первого и второго периодов появляются отклонения в другие тональности. Обратите внимание на проходящие знаки альтерации
( диезы, бекары, бемоли).
Интонировать нужно очень внимательно, вслушиваясь в партию фортепиано, в гармоническую окраску каждого эпизода.
Динамическое развитие достаточное гибкое, выстроено по фразам. Общая кульминация пьесы
приходится на последнее предложение второго периода. Здесь звучит ff - значительно, широко. После такого эмоционального подъёма наступает успокоение, затихание звука.
Игра в унисон требует от участников ансамбля концентрации внимания и слуховой ответственности за каждый сыгранный звук.
Это особый вид ансамблевого музицирования.