СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ 10 варианта ОГЭ по русскому языку (2020)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Анализ 10 варианта ОГЭ по русскому языку" предназначена для сопровождения урока русского языка, на котором выполняется тестовая часть ОГЭ-2020 и подробно разбираются алгоритмы написания сочинений форматов 9.2 и 9.3.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ 10 варианта ОГЭ по русскому языку (2020)"»

Анализ  варианта ОГЭ № 10. Практикум 9 класс

Анализ варианта ОГЭ № 10. Практикум

9 класс

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 2. Синтаксический анализ . Прочитайте текст . (1) Память – уникальное свойство человеческого мозга. (2) Ученые считают, что она проявляется в трех процессах: запечатление информации, ее сохранение и воспроизведение. (3) Свидетельством тому служат широко известные факты, когда какой-либо из этих элементов нарушен, а остальные функционируют нормально. (4) Например, в пожилом возрасте люди иногда не помнят, что было с ними час назад. (5) То есть у них нарушен элемент запечатления. (6) Однако они хорошо помнят те факты далекого прошлого, так как элементы сохранения и воспроизведения функционируют нормально. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) память – свойство (предложение 1)  4) что было (предложение 4) 2) она проявляется в трех процессах (предложение 2)  5) они хорошо помнят (предложение 6) 3) служат широко известные факты (предложение 3)

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

2. Синтаксический анализ .

Прочитайте текст .

(1) Память – уникальное свойство человеческого мозга. (2) Ученые считают, что она проявляется в трех процессах: запечатление информации, ее сохранение и воспроизведение. (3) Свидетельством тому служат широко известные факты, когда какой-либо из этих элементов нарушен, а остальные функционируют нормально. (4) Например, в пожилом возрасте люди иногда не помнят, что было с ними час назад. (5) То есть у них нарушен элемент запечатления. (6) Однако они хорошо помнят те факты далекого прошлого, так как элементы сохранения и воспроизведения функционируют нормально.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) память – свойство (предложение 1) 4) что было (предложение 4)

2) она проявляется в трех процессах (предложение 2) 5) они хорошо помнят (предложение 6)

3) служат широко известные факты (предложение 3)

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Заповедная нехоженность Ферапонтова межозерья ( 1 ) пряный дух разомлевших боров и хрусткая настороженность под их сомкнувшимися кронами ( 2 ) где далеко слыхать ( 3 ) как стремительно возносится ( 4 ) шуршит коготками по сухому корью ( 5 ) осторожная белка ( 6 ) или как трепещет крыльями стрекоза над фиолетовой свечкой кипрея, — это тихое общение с птахами ( 7 ) травами и родной землёй отрешало живописца от расслабляющей повседневности ( 8 ) очищало и возвышало душу ( 9 ) звало куда-то ввысь и заодно собирало воедино ( 10 ) копило в нём ( 11 ) слабеющие силы для очередного бессмертного творения.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Заповедная нехоженность Ферапонтова межозерья ( 1 ) пряный дух разомлевших боров и хрусткая настороженность под их сомкнувшимися кронами ( 2 ) где далеко слыхать ( 3 ) как стремительно возносится ( 4 ) шуршит коготками по сухому корью ( 5 ) осторожная белка ( 6 ) или как трепещет крыльями стрекоза над фиолетовой свечкой кипрея, — это тихое общение с птахами ( 7 ) травами и родной землёй отрешало живописца от расслабляющей повседневности ( 8 ) очищало и возвышало душу ( 9 ) звало куда-то ввысь и заодно собирало воедино ( 10 ) копило в нём ( 11 ) слабеющие силы для очередного бессмертного творения.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 4. Синтаксический анализ . Замените словосочетание «ракетный хвост» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание «ракетный хвост» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 5. О рфографический анализ.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ЛЕКАРСТВЕННЫЙ - в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН 2) СУШЕННАЯ на солнце дыня - в суффиксе отымённого прилагательного -ЁНН- пишется две буквы НН 3) ТОЖЕ – слово всегда пишется слитно 4) ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) - это предлог, поэтому слово пишется слитно и на конце буква Е - 5) ВПЯТЕРОМ – это наречие, которое пишется слитно

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

5. О рфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЛЕКАРСТВЕННЫЙ - в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН

2) СУШЕННАЯ на солнце дыня - в суффиксе отымённого прилагательного -ЁНН- пишется две буквы НН

3) ТОЖЕ – слово всегда пишется слитно

4) ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) - это предлог, поэтому слово пишется слитно и на конце буква Е -

5) ВПЯТЕРОМ – это наречие, которое пишется слитно

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Шеф вспоминает историю, произошедшую с ним в молодости, за которую он до сих пор испытывает стыд. 2) Мама рассказчика, жившая в Сибири, решила съездить на юг с сыном. 3)Сестра рассказика училась в первом классе. 4) Рассказчик устроил интересную экскурсию по Москве своим родным. 5) Мама рассказчика стояла на перроне и с нетерпением ждала сына, растерянно оборачиваясь во все стороны.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Шеф вспоминает историю, произошедшую с ним в молодости, за которую он до сих пор испытывает стыд.

2) Мама рассказчика, жившая в Сибири, решила съездить на юг с сыном.

3)Сестра рассказика училась в первом классе.

4) Рассказчик устроил интересную экскурсию по Москве своим родным.

5) Мама рассказчика стояла на перроне и с нетерпением ждала сына, растерянно оборачиваясь во все стороны.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение 1) Словно какой-то замок мне повесили. 2) Никто на её слёзы внимания не обращал. 3) Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. 4) Мы тогда уже года два или три не виделись. 5) Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение

1) Словно какой-то замок мне повесили.

2) Никто на её слёзы внимания не обращал.

3) Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал.

4) Мы тогда уже года два или три не виделись.

5) Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 8. Лексический анализ. Найдите в предложениях 6-12 контекстный антоним к слову умом (предложение 8). Напишите этот антоним.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

8. Лексический анализ.

Найдите в предложениях 6-12 контекстный антоним к слову умом (предложение 8).

Напишите этот антоним.

Исходный текст

1) Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

(2)Меня очень волнуют семейные дела. (3)Он глубоко вздохнул.

— (4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

— (7)Понимаю, — сказал я.

— (8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)Он замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

(14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

(17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку — она в первом классе училась — и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

Исходный текст

(24)Он опять замолчал.

(25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (30)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (33)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает — мало ли... (По А. Геласимову*)

* Геласимов Андрей Валерьевич (род. в 1966 г.) — филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.

Сочинение в формате 9.2 ОГЭ (вариант 10) 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете фрагмент текста: «—(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают ». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение в формате 9.2 ОГЭ (вариант 10)

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете фрагмент текста: «—(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают ». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.2. Тезис Смысл приведённого фрагмента текста Андрея Валерьевича Геласимова я понимаю так: За все свои слова и поступки когда-нибудь придётся отвечать перед самим собой. Обычно муки совести за бесчестные поступки, совершённые в молодости, одолевают человека в зрелом возрасте. Он не только умом осознаёт свою вину, но и испытывает муки совести, невыносимую душевную боль. К сожалению, прозрение и желание повиниться приходят слишком поздно. И часто ничего уже нельзя исправить. Своё мнение я докажу, опираясь на примеры из предложенного текста.

Сочинение 9.2. Тезис

Смысл приведённого фрагмента текста Андрея Валерьевича Геласимова я понимаю так: За все свои слова и поступки когда-нибудь придётся отвечать перед самим собой. Обычно муки совести за бесчестные поступки, совершённые в молодости, одолевают человека в зрелом возрасте. Он не только умом осознаёт свою вину, но и испытывает муки совести, невыносимую душевную боль. К сожалению, прозрение и желание повиниться приходят слишком поздно. И часто ничего уже нельзя исправить. Своё мнение я докажу, опираясь на примеры из предложенного текста.

Пример-аргумент № 1 (9.2) Структура аргумента № 1: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  — (4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

Пример-аргумент № 1 (9.2)

Структура аргумента № 1:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

Пример-аргумент № 2 (9.2) Структура аргумента № 2: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал.

Пример-аргумент № 2 (9.2)

Структура аргумента № 2:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал.

Заключение (9.2) Таким образом , мы можем сделать вывод: чтобы не винить себя всю жизнь за недостойные слова и поступки, совершённые в прошлом, нужно жить по совести. А уж если есть в чём-то твоя вина, надо стремиться вовремя всё исправить и повиниться, чтобы не было поздно и не терзали муки совести.

Заключение (9.2)

Таким образом , мы можем сделать вывод: чтобы не винить себя всю жизнь за недостойные слова и поступки, совершённые в прошлом, нужно жить по совести. А уж если есть в чём-то твоя вина, надо стремиться вовремя всё исправить и повиниться, чтобы не было поздно и не терзали муки совести.

Сочинение в формате 9.3 ОГЭ (вариант 10) 9.3 Как Вы понимаете значение слова совесть? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое совесть », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Можно взять два примера из текста . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение в формате 9.3 ОГЭ (вариант 10)

9.3 Как Вы понимаете значение слова совесть? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое совесть », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Можно взять два примера из текста . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.3. Тезис СОВЕСТЬ – это нравственная категория, подразумевающая внутреннюю оценку человеком своего поведения. Это самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных поступков. (Определение)  Совестливый человек постоянно испытывает стыд, горечь, страдания, душевную боль по поводу своего недостойного поведения. Эти муки совести усиливаются с возрастом, когда человек с позиции своего жизненного опыта и сердечных переживаний оценивает свои поступки, совершённые в молодости. (Комментарий)

Сочинение 9.3. Тезис

СОВЕСТЬ – это нравственная категория, подразумевающая внутреннюю оценку человеком своего поведения. Это самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных поступков. (Определение)

Совестливый человек постоянно испытывает стыд, горечь, страдания, душевную боль по поводу своего недостойного поведения. Эти муки совести усиливаются с возрастом, когда человек с позиции своего жизненного опыта и сердечных переживаний оценивает свои поступки, совершённые в молодости. (Комментарий)

Пример-аргумент № 1(9.3) Структура аргумента № 1: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (30)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

Пример-аргумент № 1(9.3)

Структура аргумента № 1:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (30)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

Пример-аргумент № 2 (9.3) Структура аргумента № 2: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

Пример-аргумент № 2 (9.3)

Структура аргумента № 2:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

Заключение (9.3) Таким образом , совесть – это шкала нравственной оценки слов и поступков людей. Жить по совести – поступать по чести, по достоинству, по-человечески. А если человек поступает бесчестно или недостойно, в какой-то момент он будет испытывать муки совести, конечно, если это совестливый человек.

Заключение (9.3)

Таким образом , совесть – это шкала нравственной оценки слов и поступков людей. Жить по совести – поступать по чести, по достоинству, по-человечески. А если человек поступает бесчестно или недостойно, в какой-то момент он будет испытывать муки совести, конечно, если это совестливый человек.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!