СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "А счастье было так возможно..." (Евгений Онегин")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "А счастье было так возможно..." (Евгений Онегин")»

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение! Здравствуйте, те, у кого в душе непогода! Здравствуйте, те, кто пока одинок. Здравствуйте, те, кто уже влюблен!

Здравствуйте, те,

у кого сегодня

хорошее настроение!

Здравствуйте, те,

у кого в душе непогода!

Здравствуйте, те,

кто пока одинок.

Здравствуйте, те,

кто уже влюблен!

«Я думал: вольность и покой  Замена счастью. Боже мой!  Как я ошибся! Как наказан!» «Где нет страстей, Где нет печали- Там нет жизни. В. Белинский  “ Любовь есть высочайшая жизнь сердец ” (Л.Лео) “ Любовь - самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем, телом ” (Вольтер). «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!»  Э.Асадов

«Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся! Как наказан!»

«Где нет страстей,

Где нет печали-

Там нет жизни.

В. Белинский

Любовь есть высочайшая жизнь сердец (Л.Лео)

Любовь - самая сильная из всех страстей, потому что

она одновременно завладевает головою, сердцем, телом (Вольтер).

«Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!»

Э.Асадов

взаимопонимание С частье любовь Семья, дети Уважение, верность радость удовлетворённость с лезы , страдание страсть, болезнь поступки

взаимопонимание

С частье

любовь

Семья, дети

Уважение,

верность

радость

удовлетворённость

с лезы , страдание

страсть, болезнь

поступки

А счастье было так возможно, так близко… «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Подготовила учитель русского языка и литературы Щербина Е.К.

А счастье было так возможно, так близко…

«Почему не состоялось счастье

Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

(по роману А. С. Пушкина

«Евгений Онегин»)

Подготовила учитель русского языка и литературы

Щербина Е.К.

взаимопонимание любовь Чувство исполненного долга счастье Свет и тепло семейного очага дети достаток дети

взаимопонимание

любовь

Чувство исполненного долга

счастье

Свет и тепло семейного очага

дети

достаток

дети

цели урока Цель :   приобретение позитивного опыта, осознание ответственности за свой выбор. Задачи :   1. Выявить причины несчастья (одиночества) героев романов  А.С Пушкина  2. Осмыслить категорию «любовь» и «счастье».  3. рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа  4. Составить логическую цепочку : “ Как не упустить шанс быть счастливым ”

цели урока

Цель :

приобретение позитивного опыта, осознание ответственности за свой выбор.

Задачи :

1. Выявить причины несчастья (одиночества) героев романов

А.С Пушкина

2. Осмыслить категорию «любовь» и «счастье».

3. рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа

4. Составить логическую цепочку : “ Как не упустить шанс быть счастливым ”

 Правдивость  Верность в любви   Верит избранной мечте  Женственность  Чувство долга  Ум  Решительность  Доверчивость  Татьяна  Милая простота  Любит без искусства  Живая воля  Нравственная безупречность  Искренность чувств   Естественность и  красота духовных  устремлений    Благородство и глубина натуры  Пламенное и нежное сердце

Правдивость Верность в любви

Верит избранной мечте Женственность Чувство долга

Ум Решительность

Доверчивость Татьяна Милая простота

Любит без искусства Живая воля

Нравственная безупречность Искренность чувств

Естественность и

красота духовных

устремлений

Благородство и глубина натуры Пламенное и нежное сердце

   О  — одарённый, оригинальный… Н  — необычный, начитанный, новый герой… Е  — европейского склада, если е = э, то эгоист… Г  — главный герой, гордый… И  — интеллектуальный, изысканный, интересный… Н  — непонятный, незаурядный…

О  — одарённый, оригинальный…

Н  — необычный, начитанный, новый герой…

Е  — европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г  — главный герой, гордый…

И  — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н  — непонятный, незаурядный…

скептицизм социальная апатия  и пессимизм эгоизм  Онегин одиночество  склонность к  самоанализу

скептицизм социальная апатия

и пессимизм

эгоизм

Онегин

одиночество склонность к

самоанализу

Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Всё думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи…

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи…

«Трехчастный дневник. Татьяна» Ключевые слова Комментарии к ним «Души неопытной волненья», «Меня презреньем наказать…» «Моей несчастной доле…», «горького мучения…» Комментарии к комментариям Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна… «Только слышать ваши речи…» «Я твоя…» «Хранитель мой…» «Послан богом…» Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство... «В сновиденьях мне являлся…» «Чудный взгляд…» «Воля неба…» Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

«Трехчастный дневник. Татьяна»

Ключевые слова

Комментарии к ним

«Души неопытной волненья», «Меня презреньем наказать…»

«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Комментарии к комментариям

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

«Только слышать ваши речи…»

«Я твоя…»

«Хранитель мой…»

«Послан богом…»

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...

«В сновиденьях мне являлся…»

«Чудный взгляд…»

«Воля неба…»

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

Встреча в саду Но получив посланье Тани, Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет, и вид унылый; И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной. Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним…

Встреча в саду

Но получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет, и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним…

Встреча на балу

Встреча на балу

Встреча в свете Княгиня смотрит на него... И что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Иль стала вдруг бледна, красна... У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она.

Встреча в свете

  • Княгиня смотрит на него... И что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Иль стала вдруг бледна, красна... У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она.
Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. - За что так наказан Евгений? - Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Это решение Татьяны. Нравится Вам оно ?  -А как вы думаете: нравится ли выбор Татьяны Пушкину? -Вспомните продолжение строфы: Но шпор внезапный звон раздался, И муж Татьянин показался. - Это появление помогает глубже прочувствовать ситуацию, потому что Онегин так и остался эгоистом и способен забывать о людях , не считается с ними…

Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен.

  • - За что так наказан Евгений?
  • - Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
  • Это решение Татьяны. Нравится Вам оно ?
  • -А как вы думаете: нравится ли выбор Татьяны Пушкину?
  • -Вспомните продолжение строфы:
  • Но шпор внезапный звон раздался, И муж Татьянин показался.
  • - Это появление помогает глубже прочувствовать ситуацию, потому что Онегин так и остался эгоистом и способен забывать о людях , не считается с ними…
Объяснение Онегина и Татьяны «Она его не подымает И, не сводя с него очей, От жадных уст не отымает Бесчувственной руки своей… Проходит долгое молчанье, И тихо наконец она: «Довольно, встаньте. Я должна Вам объясниться откровенно. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Сегодня очередь моя. Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, нашла? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость. Не правда ль? Вам была не новость Смиренной девочки любовь? Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь…»

Объяснение Онегина и Татьяны

«Она его не подымает

И, не сводя с него очей,

От жадных уст не отымает

Бесчувственной руки своей…

Проходит долгое молчанье,

И тихо наконец она:

«Довольно, встаньте. Я должна

Вам объясниться откровенно.

Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок ваш выслушала я?

Сегодня очередь моя.

Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, нашла?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? одну суровость.

Не правда ль? Вам была не новость

Смиренной девочки любовь?

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…»

 Татьяна отвергла любовь Онегина, их разлучает то, что называется долгом, что героиня обозначает словами «я другому отдана» и ее долг – быть ему верной «век» - до конца жизни. Татьяна и раньше так же относилась к долгу жены: вспомним, что она писала Онегину, когда еще была «девочкой несмелой»:  «Души неопытной волненья  Смирив со временем (как знать?),  По сердцу я нашла бы друга,  Была бы верная супруга  И добродетельная мать»  В народных представлениях о счастье нашла Татьяна глубокий идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованный в народных сказаниях и песнях.  Характер Тани показан Пушкиным только в сфере любви, в девичьей и замужней жизни Татьяны, в ее сложных отношениях к Онегину. В понимании Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Это типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.

Татьяна отвергла любовь Онегина, их разлучает то, что называется долгом, что героиня обозначает словами «я другому отдана» и ее долг – быть ему верной «век» - до конца жизни. Татьяна и раньше так же относилась к долгу жены: вспомним, что она писала Онегину, когда еще была «девочкой несмелой»:

«Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать»

В народных представлениях о счастье нашла Татьяна глубокий идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованный в народных сказаниях и песнях.

Характер Тани показан Пушкиным только в сфере любви, в девичьей и замужней жизни Татьяны, в ее сложных отношениях к Онегину. В понимании Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Это типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.

Замужество - Почему Татьяна, однолюбка, все же выходит замуж? -Чем руководствовалась она, выбирая себе спутника жизни? -Что сумела она дать своему избраннику? -Счастлива ли она в браке?

Замужество

  • - Почему Татьяна,

однолюбка,

все же выходит замуж?

  • -Чем руководствовалась

она, выбирая себе спутника жизни?

  • -Что сумела она дать своему избраннику?
  • -Счастлива ли она в браке?
Причины трагического одиночества Евгения Онегина Убеждения Поступки, качества Искусство должно развлекать Интересы. “ Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь ” Результат Ходит в театр показать “ себя ”, посмотреть других. Воспринимает искусство как форму развлечения. Образ жизни. Смысл- в развлечениях, получении разнообразных удовольствий Читал труды ученых, чтобы блеснуть в разговоре Охлаждение к искусству Прослыл за умного, а конкретного результата нет Развлечения. Балы и покорения сердец. Старается брать от жизни все, ничего не отдавая взамен Дружба. Один всегда превосходит другого. Все должно быть по-моему Крайняя неудовлетворенность действительностью. Не отказался от дуэли с другом, потому что испугался общественного мнения Любовь. Познать науку страсти нежной, чтобы манипулировать людьми Потеря ещё одного близкого человека Лицемерит, пренибригает чувствами других людей. Упускает возможность быть счастливым В 26 лет “ Без службы, без жены, без цели ” .

Причины трагического одиночества Евгения Онегина

Убеждения

Поступки, качества

Искусство должно развлекать

Интересы. “ Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь ”

Результат

Ходит в театр показать “ себя ”, посмотреть других. Воспринимает искусство как форму развлечения.

Образ жизни. Смысл- в развлечениях, получении разнообразных удовольствий

Читал труды ученых, чтобы блеснуть в разговоре

Охлаждение к искусству

Прослыл за умного, а конкретного результата нет

Развлечения. Балы и покорения сердец. Старается брать от жизни все, ничего не отдавая взамен

Дружба. Один всегда превосходит другого. Все должно быть по-моему

Крайняя неудовлетворенность действительностью.

Не отказался от дуэли с другом, потому что испугался общественного мнения

Любовь. Познать науку страсти нежной, чтобы манипулировать людьми

Потеря ещё одного близкого человека

Лицемерит, пренибригает чувствами других людей. Упускает возможность быть счастливым

В 26 лет “ Без службы, без жены, без цели ” .

Авторский «приговор» герою Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.

Авторский «приговор» герою

Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.

«А счастье было так возможно»…

«А счастье было так возможно»…

4. «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!»  Э.Асадов

4. «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!»

Э.Асадов

Любовь

Любовь

5. «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей».  Людвиг ван Бетховен

5. «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей».

Людвиг ван Бетховен

Вывод :  Путь к счастью – это соблюдение нравственных законов и развитие духовного и душевного потенциала человека, совершенствование во благо себя и окружающих.  Художественные произведения позволяют сделать  правильный выбор.  В этом  сила искусства – просветление человека, облагораживание  души

Вывод :

Путь к счастью – это соблюдение нравственных законов и развитие духовного и душевного потенциала человека, совершенствование во благо себя и окружающих.

Художественные

произведения позволяют

сделать

правильный выбор.

В этом

сила искусства

просветление

человека,

облагораживание

души

 Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно.    А.С.Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно.

 

А.С.Макаренко

4. «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!»  Э.Асадов

4. «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!»

Э.Асадов

«…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится».  Э.Асадов

«…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится».

Э.Асадов

«Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей».  Людвиг ван Бетховен

«Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей».

Людвиг ван Бетховен

А счастье , по - моему, просто Бывает разного роста: От кочки до Казбека ,  В зависимости от человека!

А счастье ,

по - моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки до Казбека , В зависимости от человека!

Счастье есть! Его надо просто увидеть!

Счастье есть! Его надо просто увидеть!

    Домашнее задание Написать сочинение- эссе 1) Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина? э ссе́   (— литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции . Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

Домашнее задание Написать сочинение- эссе

1) Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?

э ссе́   (— литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции .

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

Рефлексия Какие чувства вызвали в вас герои романа? Закончите предложение  «Меня обрадовало...»,  «Меня огорчило...», «Я согласен...», «Я не ожидал...»

Рефлексия

Какие чувства вызвали в вас герои романа?

Закончите предложение

«Меня обрадовало...»,

«Меня огорчило...»,

«Я согласен...»,

«Я не ожидал...»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!